Регистрация / Вход
Прислать материал

Социально-психологическая подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизнеустройству в замещающую семью посредством арт-терапии

Сведения об участнике
ФИО
Царёва Ольга Юрьевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Социальные науки
Тема
Социально-психологическая подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизнеустройству в замещающую семью посредством арт-терапии
Резюме
Научная работа на выше обозначенную тему посвящена актуальной для современного общества проблеме. На данный момент недостаточно изучены и реализованы технологии по социально-психологической подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизнеустройству в замещающую семью. Практическая часть работы посвящена реализации программы по повышению социально-психологической готовности детей к жизнеустройству в замещающую семью. Программа, реализована в поэтапном исполнении, насыщенна в своём содержании. На достаточно высоком теоретическом и методологическом уровне проведено исследование возможностей арт-терапевтических методов.
Ключевые слова
Социально-психологическая подготовка, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, замещающая семья, арт-терапия
Цели и задачи
Цель: теоретическое обоснование и практическая реализация программы с использованием арт-терапевтичеких технологий в социально-психологической подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизнеустройству в замещающую семью.
Задачи:
1. Изучить сущность и содержание социально-психологической подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизнеустройству в замещающую семью.
2. Проанализировать социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Провести теоретический анализ арт-терапии как технологии социально-психологической подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизнеустройству в замещающую семью.
4. Изучить опыт регионов России по социально-психологической подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизнеустройству в замещающую семью.
5. Организовать эмпирическое исследование по выявлению влияния арт-терапии на социально-психологическую готовность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающей семье.
6. Разработать и реализовать программу социально-психологической подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизнеустройству в замещающую семью посредством арт-терапии.
Введение

 

Объект исследования: процесс социально-психологической подготовки  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизнеустройству в замещающей семье.

Предметом исследования: арт-терапия как  технология социально-психологической подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизнеустройству в замещающей семье.

Гипотеза исследования: арт-терапия является эффективной технологией социально-психологической подготовки  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизнеустройству в замещающую семью.

База исследования: Ульяновский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Гнёздышко».

Методы и материалы

Методы исследования: Для решения поставленных задач использовалась совокупность взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов:

- Теоретические методы (анализ научной и методической литературы с целью изучения и обобщения опыта, сравнительно-сопоставительный анализ, теоретическое обобщение).

- Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование,     графическая интерпретация результатов исследования, проектирование.

Индикативные показатели:

1) Уровень психоэмоциональной устойчивости у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) Уровень положительной мотивации к жизнестройству в замещающей семье;

3) Уровень сформированности позитивного образа семьи

Первичная диагностика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была реализована с помощью рисуночного теста «Рисунок семьи» (интерпретация основывается на работах А. И. Захарова, В. Хьюлса, Дж. Ди Лио, Л. Кормана, Р. Бернса, С. Кауфмана, К. Маховера, Хоментаускас Г. Т..), диагностической методике по выявления уровня самооценки  Р. Овчаровой, рисуночного теста «Портрет снаружи и изнутри» Кэтрин Тейлор, экспресс-диагностики социальных ценностей личности (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).

Мероприятия для повышения индикативных показателей: 

•Арт-терапевтическое упражнение «Коллаж ценностей»;
•Песочная терапия «Семья»;
•Блок  арт-терапевтических занятий «Королевство кривых зеркал»;
•Демонстрация социальных роликов и биографических фильмов.

Описание и обсуждение результатов

Полученные результаты:

1. Анкета по методике Р.В. Овчаровой, предназначенная для выявления общей картины уровня самооценки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 По результатам первичной диагностики уровня самооценки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  было установлено, что уровень низкой самооценки наблюдается у 10 % участников диагностики, средняя - 69 %, высокая - 21%.

После проведения арт-терапевтических упражнений данные показатели стали следующими: количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с низкой самооценкой  стало составлять 5%, средняя самооценка сформирована у 71%, высокая самооценка составила 24%.

Данные показатели указывают на то, что уровень низкой самооценки был снижен, в сторону формирования среднего и высокого уровня самооценки после проведения комплексных арт-терапевтических мероприятий с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (положительная динамика).

2. Экспресс-диагностика социальных ценностей личности предназначена для исследования уровней социальных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 По результатам первичной профессиональные ценности составили 15%,  финансовые - 23%, семейные - 17%, социальные, физические и духовные составили по 10%, общественные - 4%, духовные - 11%.

После проведения арт-терапевтических мероприятий данные показатели стали следующими: семейные ценности повысились на 5%, финансовые и  физические ценности снизились в пользу семейных. Данные показатели указывают на то, что положительный образ семьи и семейные ценности были сформированы после проведения комплексных арт-терапевтических мероприятий с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (наблюдается положительная динамика).

3.  Диагностика эмоциональных состояний по методике А. Уэссмана, Д. Рикса.

При первичной диагностике средняя суммарная оценка эмоционального состояния  составляла 74%, высокая - 6%, низкая  - 20%, что говорило о существовании проблем в психоэмоциональном состоянии ряда воспитанников детского дома. 

После проведения арт-терапевтических мероприятий данные показатели стали следующими: низкая суммарная оценка эмоциональных состояний снизилась на 6% в пользу высокой и средней оценки. Данные показатели указывают на то, что после проведения комплексных арт-терапевтических мероприятий улучшилось эмоциональное состояние у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (наблюдается положительная динамика).

Таким образом, мы можем сказать, что у испытуемых в результате опытно-экспериментальной работы были обнаружены определенные изменения по всем уровням (самооценка, социальные ценности, психоэмоциональное состояние). Таким образом, мы можем утверждать о положительном влиянии программы на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Используемые источники
Нормативно-правовые акты
1. Семейный кодекс РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.semkod.ru/#skrf (дата обращения: 28.01.2016).
Литература
2. Агафонова, Е.Б. Особенности образа будущего у подростков из неполных семей различного типа / Е.Б. Агафонова. - Владивосток, 2004. - 250 с.
3. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании [Текст]: У-учеб.для вузов / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. - М.: Академия , 2009. - 26 с.
4. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. - 160 с.
5. Бибикова, Н.В. Технологии развития креативности личности / Н.В. Бибикова. - Москва: «Прометей», 2012. - 127 с.
6. Лебедева, Л.Д. Образы цветов / Л.Д. Лебедева // Школьный психолог.- № 3- 2011.- 178 с.


Information about the project
Surname Name
Tsareva Olga
Project title
Socio-psychological preparation of children-orphans and children left without parental care living arrangements for substitute families through art-therapy
Summary of the project
Research work on the above mentioned topic is relevant to modern society problem. At the moment, insufficiently studied and implemented technologies for socio-psychological preparation of children-orphans and children left without parental care, placement in substitute families. The practical part of work is devoted to the implementation of programs to improve the socio-psychological readiness of children for placement in foster family. The program, implemented in a staged performance, rich in its content. At a sufficiently high theoretical and methodological level, the study of the possibilities of art-therapeutic methods.
Keywords
Socio-psychological training, children-orphans and children left without parental care, foster family, art-therapy