Регистрация / Вход
Прислать материал

Оценка эффективности гигиены полости рта и знаний вопросов профилактики стоматологических заболеваний у учеников средней школы.

Сведения об участнике
ФИО
Руда Оксана Романовна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский университет дружбы народов"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Науки о жизни и медицина
Раздел области наук
Клиническая медицина и науки о здоровье
Тема
Оценка эффективности гигиены полости рта и знаний вопросов профилактики стоматологических заболеваний у учеников средней школы.
Резюме
Научно-исследовательская работа посвящена проблеме гигиены полости рта у учащихся средней школы. Актуальность обусловлена тем, что стоматологическая заболеваемость у школьников увеличивается с каждым годом. На примере пятиклассников проведено предварительное анкетирование, а также исследование, заключавшееся в определении индекса гигиены по Федорову-Володкиной. Полученные сведения проанализированы и сведены в таблицы и диаграммы. Итог встречи с детьми - тематический урок. Вывод: не все дети владеют методикой правильной чистки зубов и обладают небольшим запасом знаний в области профилактики заболеваний полости рта. Для исправления этой ситуации разработан ряд рекомендаций.
Ключевые слова
Профилактика, школьники, гигиена, индекс гигиены, стоматологическое здоровье
Цели и задачи
Оценить эффективность гигиенического статуса, а также уровень осведомленности у школьников пятого класса в отдельно взятой школе города Лобня МО в вопросах профилактики стоматологических заболеваний
Введение

   С сожалением приходится констатировать, что стоматологическая заболеваемость из года в год у школьников прогрессирует. Одним из предрасполагающих факторов высокого риска развития патологии твердых тканей зубов, как молочных, так и постоянных, является низкий уровень санитарно-гигиенических знаний и мотивации детей к сохранению стоматологического здоровья. Известно, что ведущим компонентом в вопросах профилактики стоматологических заболеваний является уровень гигиены полости рта. 

Методы и материалы

    На базе МБОУ СОШ №9 города Лобня Московской области было обследовано 26 школьников в возрасте 11-12 лет. Детям были розданы разработанные нами анкеты, состоящие из 8 вопросов, которые позволяли оценить регулярность и продолжительность чистки зубов, а также периодичность посещения стоматолога. Результаты  анкетирования были сведены в таблицу и проанализированы.  Исследование заключалось в определении гигиенического индекса по Фёдорову – Володкиной путём окрашивания вестибулярных поверхностей 6 нижних фронтальных зубов раствором Шиллера-Писарева у каждого школьника и подсчет среднего показателя по группе ребят на каждом этапе. . Обследование проходило в три этапа:

     I этап - определение исходного индекса гигиены по приходу детей в школу (средний показатель 2,7,плохой);

     II этап - определение индекса гигиены спустя час после употребления молочного шоколада (средний показатель 3,9, очень плохой);

     III этап - определение индекса гигиены после самостоятельной чистки зубов при помощи зубной пасты и щётки (средний показатель 2, удовлетворительный).

   После описанного выше обследования школьников и анализа результатов предварительного анкетирования был проведён тематический урок, на котором дети были ознакомлены с основными правилами гигиены полости рта и обучены стандартной методике чистки зубов, с последующим закреплением полученных знаний. В конце нашей встречи детям были розданы памятки "Советы зубной феи", содержащие краткую информацию урока стоматологического здоровья.

 

Описание и обсуждение результатов

   Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что уровень гигиены полости рта у учеников средней школы находится на низком уровне; средний показатель индекса гигиены «2» после самостоятельной чистки зубов - предельно допустимое значение удовлетворительного уровня индекса гигиены.  Это говорит о том, что не все дети владеют методикой чистки зубов, а также не посещают стоматолога с целью профилактического осмотра. Для исправления сложившейся ситуации, возникает необходимость разработки следующих рекомендаций по просветительской работе среди учеников средней школы:

1) наглядно показать и доказать эффективность правильной чистки зубов;

2) мотивировать детей к снижению доли кариесогенных продуктов в пищевом рационе, а также избыточного употребления сладостей;

3) способствовать формированию у школьников сознательного отношения к профилактике стоматологического здоровья.

  Считаем необходимым проведение дальнейшего обследования у школьников разных возрастных групп, а также формирование практических рекомендаций для улучшения санитарно-гигиенических знаний в вопросах профилактики заболеваний полости рта.

Используемые источники
1. «Терапевтическая стоматология» под ред. Е.В. Боровского, 2004 год.
2. «Гигиена полости рта – метод профилактики стоматологических заболеваний» Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С., «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» выпуск № 4-2 за 2015 год.
3. «Стоматология детского возраста» под ред. А.А.Колесова, 1991 год.
4. «Профилактика стоматологических заболеваний» Кузьмина Э.М., Янушевич О.О., 2016 год.
Information about the project
Surname Name
Ruda Oxana
Project title
An assessment of efficiency of hygiene of an oral cavity and knowledge of questions of prevention of stomatologic diseases at pupils of middle school.
Summary of the project
My scientifically-research work is devoted to a problem of hygiene of an oral cavity at pupils of middle school. Relevance is caused by the fact that stomatologic incidence at children of middle school age increases every year. On the example of pupils of the fifth class research which consisted in definition of a hygienic index according to Fedorov-Volodkina and consisted of three stages has been conducted. Also preliminary questioning has been carried out, on the basis of the received results it is possible to judge the level of sanitary and hygienic knowledge of prevention of stomatologic diseases at school students. All received data have been analysed and tabulated in charts for evident demonstration. A result of a meeting with children – the thematic lesson devoted to the basic rules of hygiene of an oral cavity. Upon termination of school students toothbrushes and instructions with summary of hygiene of an oral cavity have been distributed. Proceeding from the obtained data, it is possible to draw a conclusion that not all children own a technique of the correct toothbrushing and possess a small stock of knowledge in the field of prevention of stomatologic diseases. A number of recommendations about educational work among school students has been developed for correction of this situation.
Keywords
Prevention, school students, hygiene, hygiene index, stomatologic health.