Регистрация / Вход
Прислать материал

Проявление вербальной агрессии (на материале произведений В.К. Железникова "Чучело" и "Чучело-2, или Игра мотыльков")

Сведения об участнике
ФИО
Конюхова Арина Сергеевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
Проявление вербальной агрессии (на материале произведений В.К. Железникова "Чучело" и "Чучело-2, или Игра мотыльков")
Резюме
Данная работа посвящена рассмотрению проблемы проявления вербальной агрессии в произведениях В.К. Железникова «Чучело» и «Чучело – 2, Или игра мотыльков». В работе исследованы и систематизированы виды и формы вербальной агрессии, представлена типология вербальной агрессии, включающая 5 групп. Выявлены основные лексические и грамматические маркеры речевой агрессии; представлен сравнительно-сопоставительный анализ произведений В.К. Железникова и А.Н. Богословского «Верочка». Исследование вносит вклад в изучение теории вербальной агрессии. Материалы данной статьи можно использовать на элективных курсах, направленных на снижение уровня вербальной агрессии в школах и вузах.
Ключевые слова
Вербальная агрессия, вид, форма, модель, вербальные маркеры, типология.
Цели и задачи
Цель исследования: рассмотреть проявление вербальной агрессии на примере произведений В.К. Железникова «Чучело» и «Чучело – 2, или Игра мотыльков».
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) выделить и описать основные виды и конкретные формы проявления вербальной агрессии в произведениях В.К. Железникова «Чучело и «Чучело – 2, или Игра мотыльков»
2)разработать типологию вербальной агрессии на основе произведений В.К. Железникова «Чучело» и «Чучело – 2, или Игра мотыльков»;
3) рассмотреть особенности проявления вербальной агрессии в произведениях В.К. Железникова «Чучело» и «Чучело – 2, Или игра мотыльков.


Введение

 Одной из актуальных проблем нестабильного и конфликтного современного общества является вербальная агрессия. Как указывает Ю. В. Щербинина, «в публичной сфере набирает силу так называемый «язык вражды» (англ. – hate speech) – словесные формы разжигания расовой, религиозной, политической розни» [Щербинина, 2011, с. 126].Мы рассмотрели способы создания той или иной формы речевой агрессии, лексические, синтаксические средства, использующиеся при использовании оскорблений, угроз, насмешек, порицаний и других жанровых форм вербальной агрессии в произведениях  В. К. Железникова «Чучело» и «Чучело – 2, или игра мотыльков».

Методы и материалы

Методы исследования:

1. Теоретический  анализ научной литературы.

2. Описательный метод и его приёмы: наблюдение, сбор материала, обработка слов по словарям, дифференциация, лингвистическая интерпретация, количественный подсчет.

3. Метод статистического анализа.

4. Сравнительно-сопоставительный метод.

Методологической основой исследования явились научные труды лингвистов: Л. Берковиц, А. Вежбицка, Т. А. Воронцова К.И. Бринева, А. К. Михальской, В. И. Жельвис,  Ю.В. Щербининой. 

Материалы: произведения В.К. Железникова "Чучело", "Чучело - 2, Или игра мотыльков", повесть А.Н. Богословского "Верочка"

Описание и обсуждение результатов

По результатам исследования в произведении «Чучело» и «Чучело – 2, или Игра мотыльков»  мальчики в большей мере подвержены  вербальной агрессии. В произведении «Чучело» 69.8% мужского пола, 30.2% лица женского пола. В «Чучело – 2, или Игра мотыльков» 55% лица мужского пола, 45% лица женского пола.

В ходе анализа произведений В.К. Железникова «Чучело» и «Чучело – 2, или Игра мотыльков» были выделены следующие формы вербальной агрессии: оскорбление (38,5% и 57%), насмешка (28.6% и 10%), грубое требование (14,3% и 10%), порицание (7.7% и 8%), враждебное замечание (5.5% и 10%) и угроза (5.5% и 4%). Всего выявлено 168 случаев употребления вербальной агрессии. Нами была разработана типология, в ходе которой мы разделили слова на несколько групп. Для реализации каждой из приведенных групп и жанров вербальной агрессии в коммуникативном поведении используется определенный инвентарь лингвистических средств.

 Лексико-семантические маркеры вербальной агрессии могут быть разделены на две большие группы: имеющие самостоятельное инвективное значение («шалава», «падла, куда лезешь», «паскуда», «вот дрянь») и негативное значение, принимающее подобное значение в контексте («бараны», «чучело», «жаба», «козел», «змея»). Грамматические маркеры вербальной агрессии представлены словообразовательными и синтаксическими средствами.

Нами был проведен сравнительно-сопоставительный анализ произведения Железникова «Чучело» и повести А.Н. Богословского «Верочка» с целью выявления особенностей проявления вербальной агрессии в произведениях В.К. Железникова. Принципиальных отличий не наблюдается.

В повести «Верочка» доминирует оскорбление «Бородавка» - обидная «номинация», присвоенная Верочке, оно встречается в тексте 11 раз (48%). (Ср. в тексте Железникова «Чучело» доминантой также выступает оскорбительная номинация – «чучело»).

Проанализировав повесть В.К. Железникова «Чучело» и А.Н. Богословского «Верочка» мы пришли к выводу, что доминирующей формой в текстах связанных с детской жестокостью выступает – оскорбление и насмешка. Оскорбление в большинстве случаях носит открытый, целенаправленный характер.  В произведениях доминирует слово – номинация («чучело» – 22%, «Бородавка» – 48%).  

Используемые источники
1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: «Азъ», 2003. – 939 с.
2. Стексова, Т. И. Угроза как речевой жанр / Т. И. Стексова // Жанры речи. – Саратов: Колледж, 1997. – С. 6-7.
3. Михальская, А. К. Русский Сократ: лекции по сравнительно-исторической риторике / А. К. Михальская. – М.: Академия, 1996. – 192 с.
4. Щербинина, Ю. В. Вербальная агрессия / Ю. В. Щербинина. – М.: URSS, 2011. – 360 с.
5. Щербинина, Ю. В. Вербальная агрессия в школьной речевой среде. Автореф. дис. ... канд. пед. н./ Ю. В. Щербинина. – М., 2001. – 16 c.

Information about the project
Surname Name
Konyukhova Arina Sergeevna
Project title
The manifestation of verbal aggression (on the works by V. K. Zheleznikov "Scarecrow" and "Scarecrow-2, or a Game of moths")
Summary of the project
This work is devoted to the problems of manifestations of verbal aggression in the works of V. K. Zheleznikov "Scarecrow" and "Scarecrow – 2, Or a game of moths". The paper examines and systematizes the types and forms of verbal aggression, the typology of verbal aggression that includes 5 groups. Identified the main lexical and grammatical markers of verbal aggression; comparative analysis of works by V. K. Zheleznikov and A. N. Theological "Verochka". The research contributes to the study of the theory of verbal aggression. The materials of this article can be used on elective courses aimed at reducing verbal aggression in schools and universities.
Keywords
verbal aggression, kind, form, pattern, verbal markers, typology.