Регистрация / Вход
Прислать материал

Преодоление тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР посредством методов арт-терапии

Сведения об участнике
ФИО
Ерохин Василий Викторович
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Преодоление тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР посредством методов арт-терапии
Резюме
В работе анализируются проблемы школьной тревожности детей с задержкой психического развития. Автором рассматривается проблема тревожности младших школьников с задержкой психического развития с разных сторон, разрабатывается комплекс психокоррекционных занятий по преодолению тревожности детей младшего школьного возраста посредством методов арт-терапии.
Ключевые слова
инклюзивное образование, тревожность, задержка психического развития, арт-терапия, психокоррекционные занятия, эксперимент, практическая значимость.
Цели и задачи
Цель: выявление уровня тревожности детей младшего школьного возраста с ЗПР и разработку комплекса занятий по преодолению тревожности у обозначенной категории детей посредством методов арт-терапии.

Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический материал.
3. Скомплектовать экспериментальную и контрольную группы детей.
4. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
5. Разработать комплекс коррекционных занятий по преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
6. Провести формирующий эксперимент и проанализировать результаты его реализации.

Введение

В современном обществе тревожность является довольно распространенным и, как известно неблагоприятным состоянием, наблюдающемся как среди взрослых, так и среди детей. Младший школьный возраст является ответственным и в то же время кризисным периодом жизни ребенка. Инклюзивное или включенное образование, широко внедряемое в нашей стране, порождает ряд негативных моментов, в том числе проблемы обучения, в силу специфики развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Имея представления об особенностях тревожности у детей с ОВЗ, родители и педагоги могли бы оказать детям необходимую поддержку, способствовать преодолению тревожности, адаптации к школьным условиям, что станет основой для обучения ребенка и раскрытия его потенциала.

Методы и материалы

В исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы; эмпирические методы: шкала явной тревожности для детей (CMAS), адаптированная А.М. Прихожан; тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен); графический тест для выявления агрессии и уровня тревожности М.А. Панфиловой «Кактус», психодиагностические методы (беседа), формирующий эксперимент, включающий в себя методы арт-терапии; методы количественного и качественного анализа результатов исследования; интерпретационные методы.

Описание и обсуждение результатов

На констатирующем этапе по методике «шкала явной тревожности» для детей (CMAS) под адаптацией А.М. Прихожан на констатирующем этапе были получены следующие результаты:

Низкий уровень тревожности в сравнительной и экспериментальной группах в ходе исследования не был выявлен. 10 % испытуемых имеют нормальный уровень тревожности. Повышенный уровень тревожности отмечается у 40 % учащихся младших школьников в сравнительной и экспериментальной группах. У 40 % испытуемых сравнительной группы и 30 % испытуемых экспериментальной группы выявлен высокий уровень тревожности. Очень высокий уровень тревожности в сравнительной группе имеют 10 % учащихся, 20 % учеников экспериментальной группы так же умеют данный уровень выраженности тревожности.

После реализации комплекса психокоррекционных занятий по преодолению тревожности младших школьников с ЗПР в экспериментальной группе по методике тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) высокий уровень тревожности  снизился на 30 %. По методике «шкала явной тревожности» для детей (CMAS) под адаптацией А.М. Прихожан так же отмечается снижение высоких показателей уровня тревожности. При этом отмечается незначительный (10 %) рост показателей тревожности в сравнительной группе. По графическому тесту для выявления уровня тревожности М.А. Панфиловой «Кактус» в экспериментальной группе отмечается снижение негативных показателей, таких как агрессия, эгоцентризм, тревога, неуверенность в себе, кроме того у большего числа испытуемых выявлены положительные показатели, такие как оптимизм и экстравертированность.

Анализ полученных результатов, а также использованные статистические критерии позволяют нам утверждать следующее: 

1. После проведения эксперимента, в экспериментальной группе уровень тревожности снизился  по отношению к сравнительной группе в среднем на 30 %.

2. Младшие школьники с ЗПР в ходе проведения психокоррекционной работы по преодолению тревожности получили запас знаний, умений и опыта по самостоятельному преодолению стрессотравмирующих ситуаций в повседневной жизни. Данные предположение сделано нами исходя из проводимой нами в конце каждого психокоррекционного занятия по преодолению тревожности рефлексии, а так же из дискуссий по окончанию психокоррекционной работы в целом.

3. Результаты проведенной нами опытно-экспериментальной работы доказывают эффективность составленного нами комплекса психокоррекционных занятий по преодолению тревожности младших школьников с ЗПР.

Используемые источники
1. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004.
2. Лосева, А.В. Индивидуальная коррекционная работа с младшими школьниками с ЗПР / А.В. Лосева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – № 16-2. – С. 108-113.
3. Рыбакова, С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР / С.Г. Рыбакова. – Санкт-Петербург, 2007.
4. Чащина, О.В. Арт-терапия как средство нивелирования тревожности личности / О.В. Чащина // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. – № 5. – С. 49-55.
Information about the project
Surname Name
Yerokhin Vasily
Project title
Overcoming of uneasiness at children of younger school age with ZPR by means of art therapy methods
Summary of the project
In work problems of school uneasiness of children with a delay of mental development are analyzed. The author considers a problem of uneasiness of younger school students with a delay of mental development from the different parties, the complex of psychocorrectional classes in overcoming of uneasiness of children of younger school age by means of art therapy methods is developed.
Keywords
inclusive formation, uneasiness, delay of mental development, art therapy, psychocorrectional occupations, experiment, practical importance.