Регистрация / Вход
Прислать материал

"Образовательный туризм в Белгородской области"

Сведения об участнике
ФИО
Селютина Светлана Сергеевна
Вуз
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
"Образовательный туризм в Белгородской области"
Резюме
В работе представлено теоретическое и практическое обоснование воспитательного потенциала образовательного туризма на примере Белгородской области. Авторы рассматривают сущность, содержание, виды, историю педагогизации туризма. В работе большое значение уделяется раскрытию туристско-образовательного потенциала Белгородской области, определяются значимые в образовательном плане туристические объекты, представляются примеры внедрения образовательного туризма в учебно-воспитательный процесс школы и вуза для различных категорий обучающихся.
Ключевые слова
педагогика, туризм, образовательный туризм, обучающиеся, педагогизация туризма, региональный туризм, педагогический процесс .
Цели и задачи
Цель проекта: выявить и на теоретическом уровне обосновать характерные черты и возможности образовательного туризма в Белгородской области.
Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность образовательного туризма.
2. Рассмотреть содержание педагогизации туризма.
3. Изучить истоки зарождения образовательного туризма.
4. Выявить и обосновать потенциал образовательного туризма в Белгородской области.
5.Разработать рекомендации по внедрению образовательного туризма в педагогический процесс.

Введение

Тема: Образовательный туризм в Белгородской области.

Проблема: каковы характерные черты и роль образовательного туризма в Белгородской области.

Цель: выявить и на теоретическом уровне обосновать характерные черты и возможности образовательного туризма в Белгородской области.

Объект: образовательный туризм.

Предмет: педагогизация туризма в Белгородской области.

Научная значимость проекта заключается в следующем:

- раскрыты сущность и содержание педагогики туризма;

- изучена история образовательного туризма;

- выявлен и обоснован потенциал образовательного туризма в Белгородской области.

Методы и материалы

К числу ведущих методологических подходов, определяющих принципы конструирования образовательного туризма в Белгородской области относятся:

- системный подход (В.А. Караковский, Л.И Новикова, Н.Л. Селиванов, Ю.П. Сокольников, В.С. Шилова, Е.Н. Щуркова) позволяет рассматривать образовательный туризм как систему мер и способов взаимодействия в условиях реализации целостного педагогического процесса;

- культурологический подход (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин) способствует формированию у обучающихся культуры образования (образовательно-краеведческой культуры);

- личностно-деятельностный подход (М.С. Каган, А.В. Мудрик, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов) предполагает моделирование образовательного туризма на основе индивидуальных личностных особенностей каждого обучающегося и его семьи;

- средовый подход (Е.П. Белозерцев, Н.И. Вьюнова, Ю.С. Мануйлов, В.А. Ясвин) определяет круг действий с образовательно-развивающей туристической средой.

В процессе выполнения научно-исследовательской работы использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ информационных источников по проблеме исследования; моделирование; сравнительный анализ) и эмпирические (беседа; наблюдение; оценка и самооценка; эксперимент и др.).

Описание и обсуждение результатов

 В русской и зарубежной педагогике накоплен немалый опыт по изучению образовательного туризма, а также наиболее эффективных и разнообразных походов, экскурсий и экспедиций.

Основным предназначением педагогики туризма является обнаружение закономерностей в различных сферах воспитания туристическими методами, туристского образования и обучения, а также регулирование отраслевыми образовательными и воспитательными системами.

Одним из основных понятий педагогики туризма является образовательный туризм, который рассматривается как феномен совокупности образования и туризма через организацию туристско-образовательной деятельности, направленной на достижение целей и задач, диктуемых учебными программами, и на формирование различных компетенций обучающихся.

Образовательный туризм рассматривается как высокоэффективная технология обучения и одновременно форма организации учебного процесса.

Образовательный туризм способен наиболее эффективно развивать познавательную активность обучающегося. У ребенка формируется стремление к познанию, которое проявляется в желание учиться, и не бояться преодолевать трудности на пути приобретения знаний.

Образовательный туризм позволяет педагогу осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебно-воспитательную, научно-методическую, социально-педагогическую, воспитательную, культурно-просветительную и др.

В процессе образовательного туризма обучающиеся могут познакомиться с различными историко-культурными объектами, которые могут быть классифицированы по следующим категориям: памятники истории; памятники градостроительства и архитектуры; памятники искусства.

Белгородская область обладает значительным туристским потенциалом. «Семь чудес Белгородчины» представляют неотъемлемые объекты образовательного туризма: Государственный военно-исторический музей заповедник «Прохоровское поле», полотно музея диорамы «Курская битва», объект духовного наследия – Свято-Троицкий Холковский подземный мужской монастырь, Губкинский Спасо-Преображенский собор, Дом купца Селиванова (Литературный музей), Кафедральный Преображенский собор и Памятник князю Владимиру и смотровая площадка.

Внедрение образовательного туризма в педагогический процесс возможно осуществить различными способами, в том числе и посредством внедрения общеобразовательных курсов «Краеведения» или «Белгородчиноведение».

Используемые источники
1. . Белгородская область: история и современность / Фонд регионального развития; [редкол.: Е.С.Савченко и др.]. - Москва: Консалтинговая группа "ИМИДЖ-Контакт". – 2007.
2. Болотова, М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей / М.И. Болотова. - М.: Компания Спутник+, 2005. - 52 с.
3. Отчий край - Чернянская земля [Текст] / [редкол.: И. Н. Крупа и др.; фото: Н. Попов и др.]. - Белгород: Белгор. обл. типография, 2006.
4. Wang, J. Job ready graduates: a tourism industry perspective [Text] / J. Wang, H. Ayres, J. Huyton // Journal of hospitality and tourism management. - 2009. - Vol. 16, is. l.-P. 62-72.
5.Сельский туризм в Грайворонском районе [Электронный ресурс] [сайт] / Адм. Грайворон.р-на, Центр туризма, народ, традиций и промыслов. - Белгор. обл., Грайворон, 2011. - Режим доступа:http://graiturizm.ucoz.ru
Information about the project
Surname Name
Svetlana Selyutina
Project title
"Educational tourism in the Belgorod region"
Summary of the project
The paper presents a theoretical and practical basis of educational potential of educational tourism on the example of the Belgorod region. The authors examine the nature, contents, types, the history of pedagogical tourism. In the work the importance given to disclosure of the tourist and educational potential of the Belgorod region, identifies significant educational facilities are examples of the implementation of educational tourism in the educational process of the school and University for different categories of students.
Keywords
pedagogy, tourism, educational tourism, studying, pedagogisation of tourism, regional tourism, pedagogical process/