Регистрация / Вход
Прислать материал

Анализ историй религиозной конверсии: структура, фольклор и халяльный lifestyle (на примере новых мусульман г. Казани)

Сведения об участнике
ФИО
Вятчина Мария Васильевна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Исторические науки
Тема
Анализ историй религиозной конверсии: структура, фольклор и халяльный lifestyle (на примере новых мусульман г. Казани)
Резюме
Представленная работа посвящена анализу биографических нарративов молодых мусульман, прошедших этап религиозной конверсии. на основе анализа более 70-ти интервью делается вывод о существовании "скриптов", на основании которых строятся биографические саморепрезентации. Неофитство как этап религиозной карьеры представляется как переломный момент в трехчастной биографической схеме. Отдельно рассматриваются трансформация повседневных практик и маркирование личного пространства через категорию "халяль", то есть дозволенного в исламе. Подчинение религиозным авторитетам вкупе с биографической эмансипацией - один из вариантов построения биографии и ответ на вызовы модерности.
Ключевые слова
Ислам, религиозная конверсия, биографический метод, метод свободных разговоров, религиозная карьера, повседневные практики, антропология религии
Цели и задачи
Целью данной работы является анализ изменения повседневных практик в связи с процессом религиозной конверсии на примере молодых мусульман г. Казани. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) описать исследовательский потенциал биографического подхода в изучении процессов религиозной конверсии;
2) определить ключевые характеристики понятия «halal lifestyle» в контексте религиозной конверсии;
3) проанализировать на примере биографических интервью изменения в повседневных практиках молодых мусульман.
Введение

«Религиозный ренессанс», наблюдаемый на постсоветском пространстве, дает возможности для изучения самых разнообразных тем. Занимаясь изучением повседневности мусульманской молодежи г. Казань и работая с литературой по данной теме, я обратила внимание на тот факт, что сравнительно малоизученными остаются вопросы прихода человека в религию. Этот процесс получил название религиозной конверсии (religious conversion). Объектом данного магистерского исследования являются биографические нарративы молодых мусульман, а предметом – трансформация повседневных практик под влиянием религиозной конверсии.

Методы и материалы

Дизайн исследования ориентирован на качественную методологию: в работе в русле биографического применяется метод "свободных разговоров" Р.Гиртлера, метод биографических интервью, метод нарративного анализа. Критериями для выбора информантов стали следующие характеристики: возрастные границы, соответствующие одному из определений демографической группы “молодежь” (18–35 лет), практика ислама и внешнее ее проявление (репрезентация мусульманской идентичности через стиль одежды, поведенческие модели, вербальные знаки). Исследовательский архив насчитывает 75 интервью с мужчинами и женщинами, соответствующими указанным признакам,  и материалы наблюдения, зафиксированные в полевом дневнике. Помимо архива интервью, в качестве источников в работе используются тексты мусульманских авторов, имеющих авторитет в изучаемом сообществе. Понятие «текст» рассматривается достаточно широко и включает в себя не только печатную литературу, но и аудио-лекции. Как правило, это повествования о духовном самосовершенствовании в исламе и руководства по организации собственной мусульманской повседневности. Эта группа источников получила название «корпус материалов по мусульманскому образованию», а критерием для выбора того или иного текста стало упоминание названия среди информантов.

Описание и обсуждение результатов

Новые мусульмане могут изучаться как отдельное сообщество со своими правилами, неформальными практиками, одеждой, предпочтениями и культурными запросами, фольклором и прочими, выделяемыми в субкультурном подходе, элементами. Как любое сообщество, они стремятся к легитимации и признанию, именно поэтому они так активно используют ресурсы конструирования традиций (с отсылками к праздникам, еде, исламской экономике и так далее). Тексты религиозной конверсии строятся по определенной схеме. Исследователи выделяют разное количество частей в таких текстах, но в большинстве своем соглашаются с тем, что у них существует некий “претекст”, оригинал, согласно которому каждый выстраивает свою историю. Немаловажную роль в конструировании собственной биографии играет современный фольклор. В первую очередь, речь идет об интернет-фольклоре, поскольку большинство информантов – активные пользователи социальных сетей. Можно говорить о том, что репертуар самых популярных “мусульманских геров-неофитов” расширяется со временем и включает все новые и новые имена. Можно выделить три основные логики функционирования таких текстов.  Неофитство как этап религиозной и общей биографии человека может длиться разные промежутки времени, что зависит как от внешних, так и внутренних факторов. Стоит отметить значение агентов религиозной конверсии и последующей социализации в новом сообществе, которыми могут быть знакомые, родственники, случайные встречные, которым отводится впоследствии важная роль в рассказывании своей истории. Изучая явление религиозной конверсии, необходимо помнить о роди факторов двух уровней. Первый – назовем его макроуровнем – связан с такими явлениями, как “потребность в религии”/религизный ренессанс, всплекс интереса к исламской тематике и т.д. В случае с постсоветским пространством мы можем использовать уже устоявшееся объяснение через призму состояния аномии, в котором любая жестко заданная рамка  (базирующаяся на религиозных или иных идеологиях) позволяет видеть способ упорядочивания и преодоления кризиса – как личностного, так и более масштабного. Факторы второго вида – личностные – становятся осязаемыми при анализе кейсов. Почему ислам кажется более конкурентоспособным на идейном рынке – или же это иллюзия? Какую роль в успешной конверсии играют те, кто занимается дааватом – религиозным призывом? Как объясняют свои поступки “экс-мусульмане” (речь идет, например, о девушках, снявших хиджаб, или мужчинах, прекративших пятикратное совершение намаза)? Какую вообще роль играют режимы (не)видимости (invisible) с точки зрения информантов? Приведенные вопросы выводят на новые перспективы исследования с использованием метода contrasting cases.

Используемые источники
1. Архив полевых материалов автора (2012 – 2016 гг.): 75 интервью с молодыми мусульманами в возрасте 18–35 лет.
2. Корпус материалов по мусульманскому образованию
1) Аудио-лекции Абу Ахмада Аль Казани. – Режим доступа: http://online-song.net/?song=%C0%E1%F3+%C0%F5%EC%E0%E4+%E0%EB%FC-%CA%E0%E7%E0%ED%E8, свободный. Дата обращения 08.04.2016.
2) Кардави Ю. Дозволенное и запретное в исламе / Пер. М. Саляхетдинов. – М.: Умма, 2007. – 352 с.
3) Якупов М. Границы дозволенного в исламе (вопросы морально-этического содержания мусульманского вероучения). – Уфа, 2009. – 145 с.
4) Яхья Х. Чудо Корана. Научные, исторические и математические феномены. – М.: Изд-во «Культура Паблишинг», 2008. – 444 с.
Information about the project
Surname Name
Vyatchina Maria
Project title
Analysis of stories of religious conversion: the structure, folklore and halal lifestyle (on the example of New Muslims of Kazan)
Summary of the project
The paper is devoted to analysis of biographical narratives of young Muslims, the last stage of a religious conversion. It based on the analysis of more than 70 interviews a conclusion about the existence of "scripts", which are built on the basis of biographical self-representation. Neophytes as a stage of religious career is represented as a turning point in the three-part biographical scheme. Separately considered the transformation of everyday practices and labeling of personal space through the category of "halal," meaning permissible in Islam. Submission religious authorities, together with biographical emancipation - a variant of the construction of the biography and the answer to the challenges of modernity.
Keywords
Islam, religious conversion, everyday practeses, "free conversations" method, religious career, biographical method, anthropology of religion