Регистрация / Вход
Прислать материал

5 историй успеха российских ученых-бизнесменов

5 историй успеха российских ученых-бизнесменов
Бизнес
Как монетизировать свои знания и идеи, строить бизнес и выходить на международный рынок

За время, прошедшее с момента распада СССР в нашей стране выросло новое поколение ученых-предпринимателей, которые научились монетизировать свои знания и идеи, строить бизнес и выходить на международный рынок. Истории их успеха в нашей подборке.

Виктор Авдеев

Профессор-предприниматель, заведующий кафедрой химической технологии и новых материалов химфака Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ им. М.В. Ломоносова ), одновременно — основной акционер и генеральный директор группы компаний «Унихимтек» все это Виктор Авдеев.

Более тридцати лет назад кандидат химических наук Виктор Авдеев вместе с коллегами из МГУ (ныне совладельцами «Унихимтека») разработал технологию получения терморасширенного графита. Результатами заинтересовались в Министерстве общего машиностроения СССР. В результате на химическом факультете МГУ была создана лаборатория химии новых углеродных материалов.

Но в конце 1980-х годов государственное финансирование резко сократилось. За несколько лет за границу уехали 11 специалистов, работавших у Авдеева. Ему и самому не раз предлагали создать лабораторию в Европе, Китае, Индии. Но он решил остаться в России и научился совмещать науку и бизнес.

Ученый, а тогда еще и начинающий бизнесмен, уговорил ректора МГУ Анатолия Логунова (ректор МГУ им.М.В.Ломоносова с 1977 по 1992 годыприм. ред.) учредить на базе лаборатории малое государственное предприятие «Унихимтек». В 1992 году оно было преобразовано в АОЗТ, акции распределили между руководством, сотрудниками и университетом. Первой коммерческой продукцией нового предприятия стала графитовая фольга.

А в 2002 году «Унихимтек» вышел в финал конкурса инновационных проектов от Минпромнауки России и получил ₽400 млн. Виктор Авдеев признает, что, если бы не этот конкурс, его компания еще долго не смогла бы стать крупным игроком на рынке.

Сегодня «Унихимтек» — это три предприятия (в Климовске, Кирово-Чепецке, Челябинске), 700 сотрудников, многие из которых — кандидаты либо доктора наук, 35 000 наименований продукции. Годовой оборот — свыше ₽2 млрд.

Леонид Богуславский

«Амбиции должны быть на высоте, где их уже можно назвать мечтой, но не фантазией», эти слова сказал бизнесмен и ученый Леонид Богуславский – один из крупнейших инвесторов в интернет- и ИТ-компании в России, основатель международной инвестиционной компании ru-Net.

Не поступив в МГУ им.М.В.Ломоносова, сын литератора Зои Богуславской и пасынок поэта Андрея Вознесенского Леонид прошел в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). Там Богуславский увлекся математическими вероятностными моделями компьютерных систем. После университета он работал в Институте проблем управления Академии наук СССР (ИПУ АН СССР), где занимался математическими исследованиями компьютерных систем и сетей. За свою научную карьеру он получил степень доктора технических наук, написал более 100 статей, а также 3 научные книги.

В 1989 году Богуславский вместе с Борисом Березовским начал заниматься рядом бизнес-проектов в СП «ЛогоВАЗ». С зарубежной стороны партнером выступала итальянская компьютерная компания LogoSystems. А с советской ИПУ АН СССР и «АвтоВАЗ». Богуславский стал акционером и заместителем гендиректора. Сначала Леонид Борисович выстраивал в «ЛогоВАЗе» компьютерный бизнес, позже занялся рядом других коммерческих проектов. В том числе помогал фирме «ЛогоСистем» внедрять системы технологического управления компанией на «АвтоВАЗе.

В 1998 году интерес к Всемирной сети существенно вырос. А поскольку Богуславский уже имел хороший опыт в сфере компьютерных сетей, компания PwC добавила ему функцию лидера в странах Восточной и Центральной Европы. Через какое-то время Леонид Борисович стал самостоятельно инвестировать в разные интернет-проекты.

В 2000 году при участии двух фондов UFG и Baring Vostok Богуславский основал холдинг ru-Net и первым вложил деньги в «Яндекс» (35% акций за $5,27 млн) и Ozon.ru ($3 млн за контрольный пакет).

В 2007 году Леонид Борисович создал фонд ru-Net II. Компания стала инвестором таких проектов, как «АйКонТекст» (контекстная реклама), «МобайлДирект» (мобильная реклама), «Аймобилко» (продажа цифрового контента) и «Диджитал Акцесс» (потоковое видео с ivi.ru). Богуславский входит также в число акционеров купонного сервиса «Биглион» и имеет небольшую долю в Mail.ru Group.

В 2006 году Леонид Богуславский основал свою компанию под названием ru-Net Limited. Сразу после этого начались переговоры с компаниями «Вконтакте» и «Одноклассники», которые на тот момент еще были стартапами. Но никаких договоренностей достичь не удалось. Зато Леонид Борисович инвестировал в портал HeadHunter (hh.ru) и агентство контекстной рекламы iConText.

В 2011 году Богуславский существенно расширил сферу своей деятельности. Он стал активно инвестировать в проекты на международных рынках. Бизнесмен создал в США дочернюю инвестиционную компанию ru-Net Technology Partners (RTP.vc), которая активно инвестирует на американском рынке в молодые технологические компании, работающие в области больших объемов данных, SaaS, облачных сервисов, параллельной обработки, систем безопасности.

По итогам 2015 года Леонид Богуславский впервые вошел в глобальный рейтинг Forbes с состоянием $1,2 млрд.

 Евгений Касперский

Имя Евгения Касперского, пожалуй, знакомо всем, кто хоть раз имел дело с компьютерными вирусами. Российский программист, один из ведущих мировых специалистов в сфере информационной безопасности. Один из основателей, основной владелец и нынешний глава АО «Лаборатория Касперского» — международной компании, занимающейся разработкой решений для обеспечения ИТ-безопасности. В прессе Евгения Касперского называют «грозой компьютерной преступности».

Еще в детстве Касперский проявлял яркие, неординарные способности к математике. В 1991 году он завершил обучение в Институте криптографии, связи и информатики при Высшей школе КГБ. Будучи студентом, занялся изучением компьютерных вирусов.

Произошло это так: его собственный первый компьютер оказался заражен вирусами, один из которых Касперский решил сохранить на дискете, чтобы выяснить, как он работает. Молодой человек изучил вирус и написал свою собственную программу для его лечения. Через некоторое время коллега принес ему новый вирус, который также получилось вылечить собственными силами.

До 1991 года Касперский работал в многопрофильном закрытом научно-исследовательском институте Генштаба ВВС России. После в течение шести лет он развивал антивирусный проект в НТЦ «КАМИ». С 1994 года продукт, который на тот момент назывался программа «-v», получил имя AVP (AntiViral Toolkit Pro).

В 1997 году Касперский и еще пять человек из его команды ушли из «КАМИ» и учредили свою компанию «Лаборатория Касперского». К тому времени продукт лаборатории, ставшей лидером в области разработки систем информационной безопасности в России, вышел на международный рынок.

Однако их партнер в США зарегистрировал название AVP как торговую марку и начал позиционировать себя в качестве ее владельца. В результате конфликта «Лаборатория Касперского» потеряла торговую марку AVP. В ноябре 2000 года было официально объявлено о смене названия и логотипа продукта, получившего новое имя «Антивирус Касперского».

В «Лаборатории Касперского» изначально работали шесть человек, но постепенно она превратилась в международную группу компаний с головным офисом в Москве, десятью зарубежными представительствами и штатом более 500 человек.

Сам Евгений Касперский член организации исследователей компьютерных вирусов Computer Anti‑virus Researcher's Organization (CARO), которая объединяет наиболее выдающихся экспертов в этой области. Он является автором большого числа статей и обзоров по проблеме компьютерной вирусологии, регулярно выступает на специализированных семинарах и конференциях в России и за рубежом.

В 2007 году Касперскому была присуждена медаль «Символ Науки». В 2009 году «за достижения в борьбе с компьютерными вирусами, а также достижения в сфере современных систем защиты компьютерной информации» Касперский стал лауреатом Государственной премии РФ в области науки и технологий.

Игорь Ашманов

Игорь Ашманов российский специалист в области искусственного интеллекта и разработки программного обеспечения, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», кандидат технических наук.

Уже в детстве Игорь Ашманов помимо основной учебы в школе занимался в математических кружках. В 1978 году поступил в МГУ им М.В. Ломоносова на механико-математический факультет. После университета работал в Вычислительном центре Академии наук СССР в отделе искусственного интеллекта. Занимался разработкой системы общения на естественном языке, экономическими вычислениями.

С 1987 года Ашманов разрабатывал лингвистическую часть системы правописания «Орфо» в частной компании «Информатик». В 1994 году этот проект выиграл конкурс компании Microsoft и вошел в состав русской версии Microsoft Office. Вскоре Ашманов покинул «Информатик», открыв собственную компанию «МедиаЛингва», которая занималась созданием электронных словарей «МультиЛекс».

В 1999 году Ашманов перешел в компанию «Рамблер» на должность директора по разработке и исследованиям, а позднее занял пост исполнительного директора. О периоде работы в «Рамблере» он написал нашумевшую в свое время книгу «Жизнь внутри пузыря», в которой рассказал о работе крупной интернет-компании «изнутри». В 2001 году он ушел из «Рамблера», и открыв свою фирму «Ашманов и партнеры».

Наиболее известный продукт компании — антиспам-фильтр «Спамтест», используемый такими компаниями, как Mail.ru, «РосБизнесКонсалтинг», «РТКомм», «Петерлинк», «Masterhost», «РТС», «CBOSS» и сотовыми операторами. Позднее технология «Спамтеста» стала основой фильтра «Антиспам Касперского».

Игорь Ашманов занимает второе место в «Рейтинге ключевых персон российского рынка digital-маркетинга и веб-разработки» 2012, 2013 и 2014—2015 годов по версии Tagline. В 2011 году журнал Forbes включил Ашманова в топ-30 персон российского интернет-бизнеса.

Дмитрий Пашин

Дмитрий Пашин генеральный директор Центра нанотехнологий Республики Татарстан, доктор технических наук, профессор.

По его собственным словам, он видел себя ученым с раннего детства, увлеченно занимался математикой и физикой. Да так, что даже с 8 класса его освободили от штатных уроков по этим предметам, а в 9 классе пригласили в школу-интернат с физико-математической специализацией при Ленинградском государственном университете.

Во времена перестройки, являясь аспирантом Казанского авиационного института (КАИ) Пашин создал свое первое малое предприятие «Ментал». Оно занималось разработкой и изготовлением ультразвуковых приборов различного назначения для нефтегазовой промышленности и медицины. Параллельно Пашин работал над кандидатской диссертацией.

В 1990-х годах он пробовал себя в разных сферах бизнеса: и в брокерской деятельности, и в реализации первого в России проекта фьючерсной нефтяной биржи. Один из самых заметных проектов, в котором он принимал участие, «ТАТСОЛ».

Заниматься нанотехнологиями как бизнесом Пашин начал в 2004 году. Параллельно с этим он продолжал научную и преподавательскую работу в КАИ. В итоге в 39 лет он успешно защитил докторскую диссертацию и еще через три года получил звание профессора. Почувствовав, что ему не хватает системных знаний в организации бизнес-процессов, окончил Школу бизнеса Открытого университета Великобритании.

С 2012 года Дмитрий Пашин является генеральным директором Центра нанотехнологий Республики Татарстан.

Автор фото: Andrey Popov

 

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен Ярославом Федосеевым

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.