Регистрация / Вход
Прислать материал

Опорные университеты России

Опорные университеты России
Опорные университеты
В чем суть проекта и каких результатов ждать от региональных вузов?

Перспектива развития вузов, играющих ключевую роль в национальной и локальной повестке стала одной из главных тем  панельной сессии «Вузы — центры развития регионов» Российского инвестиционного форума в Сочи. Участники дискуссии — заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец, министр образования и науки РФ Ольга Васильева, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин — обсудили особенности и проблемы работы таких вузов в мире и в нашей стране. Как было отмечено, наряду с развитием глобальных исследовательских университетов, во всем мире растет внимание к вузам, которые являются опорой для развития регионов.  

В прошлом году в России в рамках масштабного проекта реформирования регионального высшего образования, стартовала программа Минобрнауки России по созданию опорных вузов. Суть изменений не в механическом слиянии университетов, а в синергетическом эффекте от объединения потенциалов учебных заведений. Программа направлена на формирование сильных университетов в российских регионах. Объединив научные базы, финансовые и кадровые ресурсы они позволят трансформировать систему высшей школы и обеспечат кооперацию с крупными отраслевыми предприятиями региона.

История: как появились опорные университеты

Опорные университеты один из этапов реформирования российского образования. Сначала было выделено 10 федеральных университетов; идея заключалась в создании одного мега-университета на базе действующих вузов.

Вторым этапом реформирования стало формирование системы национальных исследовательских университетов их сейчас 29. Также в 2013 году стартовала программа «5 топ 100», в которой принимают участие перспективные российские университеты с целью попасть в топ-100 мировых рейтингов к 2020 году. А в октябре 2015 года стартовал проект опорных университетов.

Проект нацелен на вузы, не участвующие в программе «5 топ 100», его главная задача формирование сети опорных университетов через объединение существующих в целях социально-экономического развития регионов. Собственно, идея предельно ясна объединение, синергия, создание локальной точки роста.

Как университету стать опорным и что это значит

Первая волна конкурса опорных университетов прошла в октябре-декабре 2015 года.  Всего на первый этап конкурсного отбора было подано 15 заявок. Итоги конкурсная комиссия Минобрнауки России подвела 1 февраля 2016 года, и уже в мае было одобрено 11 программ развития  университетов.

Прием заявок на вторую волну конкурса стартовал 20 февраля 2017 года. Срок окончания их приема 20 марта.

Первая волна: как это было

На заседании Совета по реализации программ развития опорных университетов в мае 2016 года были одобрены 11 программ развития на период до 2020 года с государственным обеспечением от ₽1,2 млрд (на 2016 год).  

Теперь университетам-участникам первой волны конкурса предстоит отчитаться о проделанной работе 30 марта на Совете по защите стратегических проектов.

Вторая волна: как это будет

Приказ о проведении второй волны конкурса опорных университетов был подписан 17 февраля министром образования и науки Ольгой Васильевой. 20 марта состоялось вскрытие конвертов c заявками на участие в конкурсе, рассмотрение заявок будет происходить до 30 марта. Подведение итогов конкурса назначено на 15 апреля.  Подробная информация размещена на сайте Минобрнауки России.

Во вторую волну планируется поддержать до 20 университетов, программа рассчитана на 2017–2020 годы.

Где сейчас есть опорные университеты

По итогам первого конкурса, который прошел в 2016 году, было создано 11 опорных университетов: 

Университет

Сайт

Регион

Город

Волгоградский государственный технический университет

http://www.vstu.ru

Южный федеральный округ, Волгоградская область

 

Волгоград

Воронежский государственный технический университет

http://www.vorstu.ru

Южный федеральный округ, Воронежская область

 

Воронеж

Вятский государственный университет

http://www.vyatsu.ru

Приволжский федеральный округ, Кировская область

 

Киров

Донской государственный технический университет

http://www.donstu.ru

Южный федеральный округ,

Ростовская область

 

Ростов-на-Дону

Костромской государственный университет

http://kstu.edu.ru

Центральный федеральный округ,

Костромская область

 

Кострома

Омский государственный технический университет

http://omgtu.ru/

Сибирский федеральный округ,

Омская область

 

Омск

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

http://www.oreluniver.ru

Центральный федеральный округ,

Орловская область

 

Орел

Самарский государственный технический университет

http://samgtu.ru/

Приволжский федеральный округ,

Самарская область

 

Самара

Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева

http://www.sibsau.ru

Сибирский федеральный округ

Красноярский край

 

Красноярск

Тюменский индустриальный университет

http://www.tyuiu.ru/

Уральский федеральный округ

Тюменская область

 

Тюмень

Уфимский государственный нефтяной технический университет

http://www.rusoil.net/

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

 

Уфа

Что дальше?

В ходе реализации проекта по созданию опорных университетов, вектор развития региональных вузов станет точнее соответствовать потребностям работодателей и стратегии развития регионов. В том числе, благодаря обновлению материально-технической базы университетов, расширению поддержки молодых ученых, современным технологиям подготовки кадров.

За время существования проекта уже создано 40 базовых кафедр, 148 предприятий вовлечены в деятельность университетов, а более 2,5 тысяч студентов трудоустроены по специальности.

В 2017 году стартовала вторая волна проекта, а в 2018 году ожидается старт третьей, по итогам которой будет сформировано еще до 30 опорных университетов. Планируется, что к 2022 году  в вузах — участниках проекта будут обучаться 25% студентов  и 40% магистрантов из соответствующих регионов. От опорных университетов также ждут улучшения показателей научной деятельности: объем НИОКР на одного научно-педагогического работника должен увеличиться в два раза, а объем публикационной активности в три с половиной раза, относительно среднестатистических показателей.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science​

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.