Регистрация / Вход
Прислать материал

Какие проекты поддерживает ФЦПИР

Какие проекты поддерживает ФЦПИР
На заметку
Все о федеральной целевой программе поддержки исследований и разработок на докоммерческой стадии

ФЦПИР - это Федеральная целевая программа  «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 — 2020 годы». Основная цель ФЦПИР — сформировать в стране конкурентоспособный и эффективный сектор исследований и разработок в области прикладных исследований.

В данной программе, в отличие от ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы», не заложено финансирование опытно-конструкторских и опытно-технологических работ. Новая ФЦПИР направлена на поддержку исследований и разработок лишь на докоммерческой стадии. Соответственно, программа нацелена на исследователей и научные организации. Впрочем, больше всего шансов на победу у тех проектов, чьи результаты смогут быть запущены в коммерчески успешное производство.

В целом ФЦПИР должна привести к следующим глобальным результатам:

  • новые приоритеты развития науки и техники, на которых сосредоточены основные ресурсы страны;
  • новые коммерчески перспективные технологии, востребованные реальной экономикой;
  • модернизированная материально-техническая база и инфраструктура исследований и разработок;
  • новые рабочие места для молодых ученых;
  • кооперация между отечественными и иностранными научно-исследовательскими организациями.

История

ФЦПИР стала продолжением ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 — 2013 годы» (далее — ФЦПИР 07-13).

ФЦП «Исследования и разработки» на 2007 — 2013 годы

Работы в рамках ФЦПИР 07-13 велись по следующим приоритетным направлениям науки, технологий и техники Российской Федерации:

  • энергетика и энергосбережение, включая технику и технологию возобновляемых источников энергии с учётом требований к безопасности экологии и потребителей;
  • нанотехнологии и новые материалы;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • живые системы;
  • рациональное природопользование.

Результаты

За 7 лет выполнения программы объем производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции превысил ожидания почти на 20% и составил около 400 видов на общую сумму свыше 180 млрд. руб., 17% из которых пойдут на экспорт. Были разработаны порядка 300 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации в реальном секторе экономики, при этом более 50 из них успешно внедрены. В проектах приняли участие 50 тыс. молодых исследователей и разработчиков, в стране было создано несколько десятков тысяч рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.

Проекты

Наиболее яркие инновационные проекты были представлены на выставке, которая проходила 24 и 25 сентября 2013 г. в рамках конференции по итогам ФЦПИР 07-13.

Так, НИТУ «МИСиС» (Институт стали и сплавов) в сотрудничестве с Уфимским моторостроительным производственным объединением, компанией «Кермет», ведущим предприятием Федерального космического агентства «Композит» и крупнейшим машиностроительным заводом г. Электросталь разработали новую технологию изготовления лопаток турбин для авиационных двигателей из гамма-алюминида титана. Такие лопатки в два раза легче, чем аналог на основе никеля. Переход на новую технологию позволил повысить рабочие характеристики двигателя, включая КПД и приёмистость, уменьшить удельный расход топлива и выбросы в атмосферу, а также снизить уровень шума. Двигатели для самолётов с новыми лопатками уже запущены в производство в Уфе.

Масштабных результатов добились участники и другого проекта, выполненного научно-производственной компания «Разумные решения». В рамках работ по госконтракту №07.524.12.4022 они создали систему оперативного управления ресурсами и согласованного управления цехами предприятий для заготовительного, инструментального, механосборочного производства, цеха испытаний собранных изделий и цеха ремонта изделий с разборкой и заменой частей. Был произведен полный переход к электронной технологии управления механосборочным цехом, при этом прозрачность его работы достигла 100%, что позволило наладить контроль и оптимизировать работы. Система цеха была полностью интегрирована в информационное пространство предприятия, в ней поддерживается полный цикл управления: от ввода событий – к планированию и контролю результатов через отметки факта выполнения работ и анализу план против факта. Автоматизированы все основные рутинные операции, что сократило трудоемкость управления. По мнению руководства завода и цеха, главным результатом проекта стало достижение полной прозрачности планирования производства, что позволяет с опережением видеть «узкие места» и оперативно перераспределять ресурсы в реальном времени.

Заслуживают пристального внимания и другие уникальные проекты, среди которых:

  • «Разработка нерезонансных оптических наноантенн для повышения энергоэффективности тонкопленочных солнечных батарей», Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики;
  • «Дисперсно-упрочненные кристаллические наноматериалы (ДУ-связки) с повышенными механическими и трибологическими свойствами, определяющими надежность и долговечность режущего инструмента, и технология их получения», Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»;
  • «Разработка технологий создания имплантируемого насоса крови и выпуск опытных образцов носимого аппарата вспомогательного кровообращения левого желудочка сердца человека», Московский государственный институт электронной техники (технический университет);
  • «Разработка гибридных биосовместимых наноразмерных материалов для направленной доставки и воздействия на биологические мишени», Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт;
  • «Биомедицинская технология для терапии злокачественных новообразований на базе реактора МИФИ», Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»;
  • «Остеопластические материалы нового поколения на основе ксеногенного костного матрикса с добавлением факторов роста и регенерации», Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени почетного академика Н.Ф.Гамалеи;
  • «Разработка модульной комплексной системы глубокой очистки и обеззараживания природных вод на основе нового класса наноструктурных мембранных фильтрующих материалов и модифицированных природных сорбентов», Физико-энергетический институт имени А.И.Лейпунского;
  • «Создание высокорентабельных производств полупроводниковых приборов нового поколения на основе кремния и карбида кремния и преобразователей электрической энергии на их основе», ОАО «Электровыпрямитель»;
  • «Разработка быстродействующих алгоритмов автоматического распознавания голосовых команд с регулируемой точностью и надежностью на основе принципов слоговой фонетики русского языка и метода фонетического декодирования слов», ЗАО «ИстраСофт».

Механизм

Темы проектов в рамках ФЦПИР либо определяются директивно, по указанию органов государственной власти, либо формируются на основе инициатив со стороны делового, академического сообществ и организаций-координаторов технологических платформ (перечень технологических платформ). Инициативные предложения о формировании тематики и объемов финансирования с 30 сентября 2013 г. принимает ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» (далее — Дирекция), которая осуществляет полное организационное сопровождение ФЦПИР. Извещение о приеме предложений можно прочитать на официальном сайте программы.

Предложения по ФЦПИР принимаются только в электронной форме. Для этого нужно просто заполнить специальную анкету на сайте, расположенную по адресу: http://tematika.fcpir.ru. Принимать предложения будут в течение всего срока реализации ФЦПИР.

Дирекция регистрирует поступившие предложения в Системе экспертиз. Для всех инициативных предложений специально созданные рабочие группы по приоритетным направлениям развития науки и техники Дирекции проводят предварительную экспертизу. Она включает:

  •  проверку соответствия оформления представленных предложений положениям ФЦПИР;
  • выявление предложений, содержащих проекты по тематике работ, аналогичные или сходные с работами, финансирование которых осуществлялось ранее (в том числе в рамках ФЦПИР 07-13) или осуществляется в настоящий момент за счет средств федерального бюджета.

Затем предложения вместе с результатами предварительной экспертизы передаются руководителям соответствующих рабочих групп Научно-координационного совета Минобрнауки России для рассмотрения. В результате оформляются протоколы заседаний рабочих групп и передаются в Научно-координационный совет. Необходимо отметить, что Научно-координационный совет вправе существенно скорректировать условия выполнения проектов.

После рассмотрения предложения Минобрнауки России либо объявляет конкурс на выполнение соответствующего проекта, либо откладывает предложение до лучших времен для другого конкурса, либо отклоняет его вовсе. В последнем случае оно может быть вновь рассмотрено на одном из следующих заседаний Научно-координационного совета.

В настоящее время Дирекция принимает предложения по формированию тематики исследований и проектов в рамках следующих мероприятий ФЦПИР:

  • мероприятие 1.2 «Проведение исследований по направлениям создания научно-технологического задела»;
  • мероприятие 1.3 «Проведение прикладных исследований, направленных на создание опережающего научно-технологического задела для развития отраслей экономики»;
  • мероприятие 2.1 «Проведение исследований в рамках международного многостороннего и двустороннего сотрудничеств»;
  • мероприятие 2.2 «Поддержка исследований в рамках сотрудничества с государствами — членами Европейского союза»;
  • мероприятие 3.3.1 «Развитие системы демонстрации и популяризации результатов и достижений науки»;
  • мероприятие 3.3.2 «Развитие системы коммуникаций научной общественности (в том числе проведение конференций, семинаров)».

Как получить финансирование

Отбор проектов для финансирования по ФЦПИР осуществляется двумя способами:

  •  путем проведения открытых конкурсов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ);
  • с помощью конкурсных процедур в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ (далее — 44 закона), в том числе 2-этапных открытых конкурсов.

 Финансирование проектов в рамках ФЦПИР осуществляется двумя способами:

путем предоставления субсидий (мероприятия 1.1 - 1.4, 2.1, 2.2, 3.1.1 и 3.1.2);

на основании государственных контрактов в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд (мероприятия 2.3, 3.2, 3.3.1, 3.3.2 и 5.1).

Открытый конкурс по ГК РФ

В 57 главе ГК РФ фактически содержится нормативно-правовая база проведения любых конкурсов в стране, включая те, что регулируются 44 законом. Минобрнауки как заказчик и координатор ФЦПИР получило более широкое пространство для маневра и может объявлять конкурсы на проведение НИР не только в рамках госзакупок, но и без применения контрактной системы 44 закона.

В соответствии с ГК РФ открытый конкурс — это разновидность публичного конкурса, при котором организатор предлагает принять в нем участие всем желающим и объявляет об этом в СМИ. При этом открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатор проводит предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

Объявление о конкурсе должно, по крайней мере, содержать условия, предусматривающие суть задания, критерии и порядок оценки результатов работы, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды победителю (в случае с ФЦПИР — размер и форму финансирования проекта), а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Следует добавить, что если предметом конкурса является создание произведения науки, то по умолчанию заказчик приобретает преимущественное право на заключение с автором произведения, удостоенного награды, договора об использовании произведения с выплатой ему за это соответствующего вознаграждения. Эту норму закона необходимо иметь в виду и внимательно изучать конкурсную документацию, прежде всего, индивидуальным предпринимателям и исследователям, претендующим на исполнение тех или иных работ в рамках ФЦПИР и любой другой федеральной целевой программы. Победа в подобном конкурсе для участника может стать равносильна потере прав на любые результаты НИР по конкурсному заданию.

Конкурсные процедуры по 44 закону

Открытый конкурс объявляется на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее — сайт госзакупок), расположенном по адресу http://zakupki.gov.ru. Последние по времени объявления конкурсы отображаются в Реестре заказов и закупок на странице http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/quicksearch/search.html.

Чтобы принять участие в конкурсе, нужно оформить и подать соответствующую заявку строго согласно правилам, указанным в конкурсной документации. Конкурсная документация размещается заказчиком одновременно с объявлением о конкурсе на сайте госзакупок и доступна для свободного ознакомления. Можно также обратиться к заказчику за ее печатной версией, но такая услуга обычно платна.

Несмотря на то, что конкурсная документация всегда составляется с учетом норм 44 закона, при оформлении заявки на участие в конкурсе следует ориентироваться, в первую очередь, на данный закон, в частности, на ст. 51.

Все заявки подаются как на бумажном, так и на электронном носителях (компакт-диске) по адресу, указанному в конкурсной документации, причем зачастую вместе с оригиналом заявки требуется также ее копия. Конверты с заявками вскрываются конкурсной комиссией в присутствии участников, проверяется соответствие содержимого конвертов требованиям конкурсной документации, при этом вся процедура записывается на диктофон. Если претензий по составу документов заявки нет, она принимается к участию в конкурсе. В противном случае заявка отклоняется.

Принятые заявки рассматриваются конкурсной комиссией в течение максимум 20 дней после вскрытия. В ряде случае заказчик может продлить этот срок на 10 дней, тогда он извещает об этом всех участников конкурса и размещает соответствующее объявление на сайте госзакупок. Протоколы с результатами рассмотрения заявок публикуются на сайте госзакупок на той же странице, где размещена вся информация по конкурсу. В результате рассмотрения заявки могут отклоняться по причине несоответствия требованиям конкурсной документации и/или 44 закона.

Победителем конкурса признается участник, который предложил лучшие условия исполнения государственного контракта, исходя из критериев оценки заявок, их содержания и значимости. Не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 дней после объявления победителя заказчик заключает с ним государственный контракт на условиях, указанных в победившей заявке. Следует обратить внимание, что если по условиям конкурса требуется обеспечение исполнения контракта, он заключается только после того, как участник конкурса, с которым заключается контракт, предоставит безотзывную банковскую гарантию, выданную банком или иной кредитной организацией, или передаст заказчику в залог денежные средства, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта. При этом способ обеспечения исполнения контракта определяется участником конкурса самостоятельно.

Также необходимо отметить, что если участником конкурса, с которыми заключается контракт, является бюджетное учреждение, заказчик не вправе требовать обеспечение исполнения контракта.

В течение 15 дней с даты получения от заказчика проекта контракта победитель конкурса обязан его подписать контракт и представить заказчику. Важно помнить, что подача конкурсной заявки накладывает на участника определенную степень ответственности. В случае победы отказаться от государственного финансирования и, вместе с ним, от исполнения госконтракта — значит подвергнуть себя, проектную команду или свою организацию жестким санкциям. Заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, за вычетом обеспечения заявки, либо заключить контракт с участником конкурса, заявке которого присвоен второй номер, и на условиях его же заявки. При этом такой участник вправе отказаться от подписания контракта.

Следует учесть, что при уклонении победителя конкурса от заключения контракта все денежные средства, внесенные им в качестве обеспечения заявки, остаются у заказчика. Более того, он на два года попадает в Реестр недобросовестных поставщиков, публично представленный на сайте http://rnp.fas.gov.ru.

Любой участник вправе направить заказчику в письменной или электронной форме запрос о разъяснении результатов конкурса, и заказчик должен ответить в течение двух рабочих дней.

Двухэтапный конкурс — конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц на сайте госзакупок, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования и победителем признается участник обоих этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам конкурса), предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа. Двухэтапные конкурсы проводят, когда заказчик хочет уточнить условия закупки, например, требования к результатам НИР, и на тех же условиях, что и обычные открытые конкурсы, за исключением ряда особенностей.

На первом этапе такого конкурса участники предоставляют так называемые первоначальные заявки, содержащие только предложения об объекте закупки (о качестве работ) без указания цены контракта. Обеспечение заявки на первом этапе не требуется.

Конкурсная комиссия проводит с участниками обсуждения содержащихся в их заявках предложений, обеспечивая всем равные возможности для дискуссий. При этом срок первого этапа не может превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов с первоначальными заявками. Результаты состоявшегося обсуждения фиксируются конкурсной комиссией в протоколе и размещаются на сайте госзакупок на странице соответствующего конкурса. По результатам первого этапа заказчик вправе уточнить условия закупки.

На втором этапе конкурсная комиссия предлагает всем участникам, принявшим участие в первом этапе, представить окончательные заявки уже с указанием цены контракта и обеспечение заявки с учетом новых условий закупки. Измененные условия могут устроить не всех, поэтому важно помнить, что участник первого этапа имеет право отказаться от участия во втором.

Все подробности об участии в ФЦП ИР можно узнать на сайте http://xpir.fcntp.ru/ в разделе «Теория и практика». Там же можно задать вопросы по программе.

Перейти на официальный сайт программы

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Источник: проект «Экспир»

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.