Регистрация / Вход
Прислать материал

Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области юридических и политических наук

Шифр лота
2010-1.1-306-127
Количество поданных заявок
34
Статус лота
Конкурс завершен
Способ размещения заказа
Информация отсутствует
Дата вскрытия
02.08.2010
Продолжительность работ
2010 - 2012, 26 мес.
Бюджетные средства
15 млн
Внебюджетные средства
0 млн

Информация отсутствует

Заявки
Тема
Правовое регулирование интеграционных процессов на постсоветском пространстве
Цель
Целью НИР является определение значения, анализ проблем и обоснование направлений правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве через призму процессов интеграции и глобализации в современном мире.
Выполнение НИР должно обеспечивать достижение научных результатов мирового уровня, подготовку и закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров, формирование эффективных и жизнеспособных научных коллективов.
Статус
Победитель
Номер заявки
Заявка №2010-1.1-306-127-031
Тема
Политико-правовые аспекты формирования института независимой общественной экспертизы процессов информатизации субъекта Российской Федерации
Цель
Создание правового государства невозможно без адекватного формирования необходимой правовой базы новой системы управления. Участие в законотворческом процессе институтов гражданского общества может придать необходимую демократическую основу проводимым преобразованиям. Эти элементы правового демократического государства частично фокусируются в социальном институте независимой общественной экспертизы, в том числе по вопросам информатизации регионов.
В России идет процесс расширения экспертной деятельности, которая активно ведется Общественной палатой РФ, общественными палатами в регионах, отрабатывается механизм проведения общественных экспертизы иным образом. Эти процессы являются объективными и диктуются необходимостью снижения социального риска при принятии решений на различных уровнях государственного управления по обеспечению развития общества и государства, в том числе и при вхождении в новую общественную формацию - информационное общество.
Проблема обостряется возрастанием сложности выбора эффективных управленческих решений, что обусловлено переходом к новым социально-экономическим отношениям. В таких условиях требуется, с одной стороны, максимально обеспечить взвешенные решения, а с другой, активизировать интеллектуальный потенциал общества, привлечь коллективный интеллект для объективной оценки сложившейся ситуации и поиска наиболее оптимальных мер преодоления имеющихся проблем.
В этом смысле понятие риска может быть связано не столько с оценкой опасности, сколько с шансом, надеждами на новое качество общественного устройства, улучшение жизни тех социальных групп, которые заинтересованы в выработке позитивного для них управленческого решения. Значимым аспектом процесса экспертизы является необходимость оценки вероятности риска в процедуре реализации сложных государственных программ, в том числе - информатизации государственной и общественной жизни. Отсюда вытекает актуальность формирования института независимой общественной экспертизы, позволяющего учитывать интересы и потребности всех социальных групп.
Сегодня созрела необходимость законодательного регламентирования независимой экспертной деятельности на федеральном уровне, поскольку она может выражать консолидированное мнение организованных гражданских структур по актуальным вопросам государственной и социальной политики: приоритетам законотворческой деятельности, федеральным программам и механизмам их реализации, вопросам проведения социальных реформ и возможности включения в них творческого потенциала гражданских инициатив.
С учетом заявленного президентом РФ Д.А.Медведевым курса на переход экономики на инновационный путь развития, в этих условиях повышаются требования к уровню профессионализма в подготовке принятия решений публичными органами государственной власти и органами местного самоуправления, затрагивающих интересы и конституционные права граждан. В этой связи повышается роль института экспертизы и экспертного сообщества в обосновании принятия указанных решений.
В демократически развитых странах экспертиза является важным инструментом борьбы с волюнтаризмом властных структур, препятствием на пути произвола и коррупции чиновников. Законодательством указанных стран предусмотрены меры обеспечивающие независимость экспертов, их ответственность за качество проведения экспертизы. Международные эксперты пользуются заслуженным уважением, дорожат своей репутацией и получают солидные вознаграждения за свои услуги.
В условиях нашей страны институт независимой экспертизы пока не получил должного развития, соответствующего общественного статуса и признания. Отсутствуют необходимое нормативное правовое, организационное и экономическое обеспечение независимой экспертной деятельности. Отсутствуют требования к организации экспертизы, проводимой в различных сферах государственной и общественной жизни, в том числе и винформационной обза исключением некоторых сфер профессиональной экспертной деятельности, регулируемых специальными законодательными актами (судебная экспертиза, экологическая экспертиза, экспертиза, связанная с обеспечением таможенной деятельности, с оценочной деятельностью, аудитом и другими сферами деятельности, такими как право, наука, образование, культура, спорт, регулируемые соответствующими нормативными актами).
Особую важность приобретают вопросы, связанные с порядком проведения общественной экспертизы, ее статусом и условиями проведения. В этой связи возникает необходимость упорядочивания и кодификации различных нормативных правовых актов, регулирующих отношения связанные организацией, проведением экспертизы, разграничением полномочий заказчиков и организаторов экспертизы, условиями аттестации и аккредитации экспертов, повышения их профессиональной подготовки и квалификации в соответствии с требованиями международных технических регламентов и стандартов качества.
Не определен также статус профессиональных саморегулируемых экспертных сообществ, поддерживающих соответствующую культуру экспертной деятельности, основанную на кодексах корпоративной этики.
Именно поэтому главная цель работы состоит в теоретическом обосновании данного вида экспертиз, разработке нормативно-правовой регламентации, методического обеспечения процесса создания института независимой общественной информационной экспертизы, что должно дополнить пирамиду внутреннего и внешнего государственного контроля деятельности органов государственной власти в сфере внедрения информационных технологий.
В процессе исследовательской деятельности необходимо решить ряд проблем для обоснования системного подхода к осуществлению независимой информационной экспертизы, в том числе механизмов для выявления с ее помощью составных элементов системы, их свойств и функций внутри системы; связей и отношений элементов системы, то есть внутренней структуры системы; интегральных свойств системы и ее функций; зависимости внутренней структуры системы от ее внешних связей и функций; закономерностей, в соответствии с которыми функционирует система.
В ходе работы следует разработать алгоритмы координации усилий в нормотворческой и методологической деятельности, осуществляемых при поддержке профессионального сообщества не только отрасли информационных технологий, но и специалистов по документационному обеспечению управления, квалифицированных юристов для успешного обеспечения функционирования этого нового и политически для общества и граждан.
Работа преследует цель выстраивания в регионе системы достоверной и профессиональной оценки (независимой общественной экспертизы) процессов информатизации органов власти по вопросам:
-соответствия законодательству и публичным интересам возникающих информационных потоков, аппаратно-программных средств поддержки ИКТ;
-административных процедур и регламентов эксплуатации ИКТ-систем и их исполнения;
-оценки соответствия систем и практики их использования, требованиям нормативных правовых актов, интересам организации и граждан;
-обязательности внешнего независимого контроля использования ИКТ в органах государственной власти;
-обязательности регулярного независимой экспертизы за счёт средств государственного бюджета для важнейших ИКТ-систем, обеспечивающих поддержку государственного управления, непосредственно влияющих на права граждан;
-предоставления права заинтересованным лицам проводить за свой счёт выборочный контроль любой государственной учётной системы, использующей средства ИКТ для сбора и хранения их персональных данных и совершения действий, влияющих на их права и обязанности;
-предоставления права заинтересованным лицам заказать за свой счёт независимую информационную экспертизу использования ИКТ в любой системе поддержки государственного управления.
В результате трехлетней работы должен быть выполнен комплексный политико-правовой анализа процесса формирования института независимой общественной экспертизы процессов информатизации региона Российской Федерации, разработаны проекты нормативно-правовых актов на уровне субъекта Российской Федерации (Саратовской области), регулирующие отношения в данной сфере, осуществлен выпуск специалистов экспертов с высшим образованием, изданы монография и научные публикации.
Исполнитель
ГОУ ВПО СГСЭУ
Статус
Победитель
Номер заявки
Заявка №2010-1.1-306-127-019

  Другие заявки (32)

Программа

Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы

Программное мероприятие

1.1 Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров
Продолжительность работ
2009 - 2011, 25 мес.
Бюджетные средства
13 млн
Организация
ИСА РАН
профинансировано
Продолжительность работ
2009 - 2011, 25 мес.
Бюджетные средства
13 млн
Организация
ИФТТ РАН
профинансировано
Тема
«Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области юридических и политических наук»
Продолжительность работ
2009 - 2011, 28 мес.
Бюджетные средства
15 млн
Количество заявок
24
Тема
Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области юридических и политических наук
Продолжительность работ
2010 - 2012, 31 мес.
Бюджетные средства
15 млн
Количество заявок
39
Тема
Поддержка научных исследований, проводимых коллективами научно-образовательных центров в области юридических и политических наук.
Продолжительность работ
2012 - 2013, 17 мес.
Бюджетные средства
30 млн
Количество заявок
28
Тема
Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области гуманитарных наук по следующим научным направлениям: -экономические науки; -психологические и педагогические науки; -юридические и политические науки"
Продолжительность работ
2009 - 2011, 26 мес.
Бюджетные средства
15 млн
Количество заявок
98
Тема
Поддержка научных исследований, проводимых коллективами под руководством приглашенных исследователей в области юридических и политических наук.
Продолжительность работ
2012 - 2013, 15 мес.
Бюджетные средства
14 млн
Количество заявок
2