Регистрация / Вход
Прислать материал

Христианские основания толерантных и экстремистских социо-культурных парадигм.

Стадии проекта
Предложение принято
Конкурс завершен
Выполнение этапа проекта
Продолжительность работ
2005, 1 мес.
Бюджетные средства
0,35 млн
Внебюджетные средства
0 млн

Информация отсутствует

Этапы проекта

1
27.10.2005 - 25.11.2005
В рамках данной работы были проанализированы христианские теоретические системы, предлагающих толерантные и экстремистские парадигмы социальной деятельности и предшествующие христианской идеологии античная и иудейская парадигмы экстремизма. В ходе работы были сделаны следующие выводы.
В древнем мире всякое отклоняющееся от принятой нормы поведение, и наоборот, при наличии санкции очевидно террористические практики как нормативная часть традиционного государственного устройства. Уже в классическую эпоху (начиная с V в. до н.э.) мы сталкиваемся с такими фундаментальными для религиозного экстремизма концепциями, как одержимость сверхъестественным существом, заставляющим человека совершать ненормативные (в том числе экстремистские) поступки Иудаизм, почва, на которой выросло христианство, дает основания для экстремистских практик как строгим монотеизмом, так и дуалистической идеей о Сатане как антагонисте благого Бога. Эти две идеи нашли свое крайнее выражение в секте сикариев («кинжальщиков»), которые не останавливались ни перед чем в борьбе со своими противниками. Принципиально важное значение в формировании христианской религии сыграла апокалиптическая традиция, важной особенностью которой является ее «оппозиционность» господствующим тенденциям. Апокалиптическая тенденция хорошо видна в учении Иисуса, предрекавшего перед концом света страданий и горя, вражды и вселенской катастрофы. Благодаря этому, становится возможным положительное отношение к страданию. Важным моментом в развитии христианского экстремизма стала деятельность целой группы течений, которые принято называть гностическими. Гностические учения создали две модели поведения: аскетическую и либертинистскую. И та, и другая опиралась на представление о материи как зле. Свобода злоупотребления и свобода неиспользования являются выражением гностического акосмизма. Либертинизм стремился к полному освобождению от мира посредством презрения к нему; аскетизм в какой-то степени признает разрушающую власть мира и питается скорее страхом, чем презрением. Гностики полагали, что в силу своей особой, духовной, природы они выше обычных людей – психиков-душевных и соматиков-плотских – и не нуждаются в том, что необходимо для них. В целом, можно отметить, что в христианстве I-III в. экстремистские тенденции пользуются определенной популярностью, что выражается как в большом количестве мучеников и исповедников, так и в формировании культа мучеников. Церковные власти не могли не считаться с этим течением: культ мучеников постепенно вошел в общепринятую практику, а в отношении мученичества и исповедничества был принят ряд смягчающих мер: было разрешено бегство во время гонений, отступников снова принимали в общину и др. После признания христианства Римом в 311 г. и после объявления его государственной религией в 325 г. на первое место выходит христианская нетерпимость по отношению к другим религиозным практикам, которая достигает своего апогея на рубеже IV-V вв., выражаясь в убийствах и изгнаниях лидеров языческой партии, разрушении храмов и алтарей и изгнании или ассимиляции всего, что казалось «языческим» в повседневной жизни.
Изучение фундамента, заложенного в первые века развития христианской религии и определившего развитие христианской догматики, безусловно, помогает лучше понять процессы, происходящие в нашем мире. Более того, анализ тех структур, при помощи которых христианству удалось в какой-то степени поставить под контроль экстремистские течения, оказывается полезен при поисках пути выхода из сложившейся на сегодняшний день ситуации, связанной с религиозным экстремизмом и вызываемым им к жизни терроризмом. По результатам исследования подготовлены методические материалы по курсам «Религиозный экстремизм в древнем мире» и «Религиозный экстремизм в раннем христианстве (I-V вв.)»
Развернуть

Программа

Программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы

Программное мероприятие

1.9 Проведение молодыми учеными научных исследований по приоритетным направлениям науки, высоких технологий и образования
Продолжительность работ
2018 - 2020, 34 мес.
Бюджетные средства
54 млн
Организация
РАНХиГС
профинансировано
Продолжительность работ
2009 - 2011, 24 мес.
Бюджетные средства
12 млн
профинансировано
Продолжительность работ
2012 - 2013, 15 мес.
Бюджетные средства
0,98 млн
профинансировано
Продолжительность работ
2012 - 2013, 12 мес.
Бюджетные средства
0,59 млн
профинансировано
Тема
Организационно-техническое обеспечение проведения Всероссийской научной школы для молодёжи «Литературоведческая русистика в системе современного гуманитарного знания: смена национально-культурной научной парадигмы».
Продолжительность работ
2010, 7 мес.
Бюджетные средства
1,6 млн
Количество заявок
3
Тема
Организационно-техническое обеспечение проведения всероссийской молодежной конференции «Когнитивное моделирование: динамика гражданского общества и фактор национально-конфессиональной толерантности
Продолжительность работ
2011, 3 мес.
Бюджетные средства
0 млн
Количество заявок
1
Тема
Организационно-техническое обеспечение проведения всероссийской конфференции с элементами научной школы для молодежи "Современная психология: методология, парадигмы, теории"
Продолжительность работ
2009, 4 мес.
Бюджетные средства
0,7 млн
Количество заявок
4
Тема
«Организационно-техническое обеспечение проведения международной молодежной научной школы «Синхрония и диахрония: современные парадигмы и современные концепции».
Продолжительность работ
2012, 2 мес.
Бюджетные средства
1,4 млн
Количество заявок
6
Тема
«Организационно-техническое обеспечение проведения международной молодежной научной школы «Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты»».
Продолжительность работ
2012, 5 мес.
Бюджетные средства
1,2 млн
Количество заявок
6