Регистрация / Вход
Прислать материал

Образы отечественной исторической науки в контексте смены познавательных парадигм (вторая половина XIX - начало XXI вв.)

Стадии проекта
Предложение принято
Конкурс завершен
Проект закончен
Проект
02.740.11.0350
Продолжительность работ
2009 - 2011, 28 мес.
Бюджетные средства
9 млн
Внебюджетные средства
1,8 млн

Информация отсутствует

Этапы проекта

1
20.07.2009 - 15.12.2009
В отчете представлены результаты исследований, выполненных по 1 этапу Государственного контракта № 02.740.11.0350 «Образы отечественной исторической науки в контексте смены познавательных парадигм (вторая половина XIX - начало XXI вв.)» (шифр заявки «2009-1.1-301-072-010») от 20 июля 2009 г. в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по лоту №1 «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области исторических наук».
Объект исследования – отечественная историческая наука второй половины XIX – начала XXI веков.
Предмет исследования – особенности формирования образа исторической науки и факторы, влияющие на его трансформацию.
Цель работы - разработка теоретической модели образа отечественной исторической науки в контексте смены познавательных парадигм.
Методологический инструментарий исследования представлен традиционными принципами историографического анализа и наработками из области социологии науки (структура «научного поля» Бурдье), философии науки (метод сетевого анализа Коллинза), интеллектуальной истории, устной истории.
Результаты исследования: разработана концепция исследования; определено структурное содержание дефиниции «образ науки» и выявлены формирующие ее основные акторы; обобщены и проанализированы данные, источниковая база, существующие подходы и методики в проблемном поле истории исторической науки; выявлены координаты и динамика смены познавательных парадигм в отечественной исторической мысли; разработана модель культурно-цивилизационного ландшафта применительно к советской историографии; осуществлена апробация модели на материалах исторической науки первой половины ХХ в. Данная модель была апробирована на материалах отечественной исторической науки середины XIX – начала XXI вв. В центре внимания оказались переломные как для общества, так и для исторической науки эпохи. Подготовлены к печати три монографии, 21 статья, опубликовано 13 статей, 17 тезисов, сделано 18 докладов на научных конференциях. Сдан в печать концептуальный историографический сборник «Мир историка» (Вып.5), подготовлены и апрбированы научно-методические материалы для Всероссийской конференции с международным участием «Культура и интеллигенция России: инновационные практики, образы города. Юбилейные события. Историческая память горожан». Результаты исследования внедрены в учебный процесс в виде 6 учебных программ для студентов вузов.
Ключевские слова: образ, парадигма, научная школа, историография, культурно-цивилизационный ландшафт, социальный заказ, поле науки, ученый, власть.
Развернуть
2
10.01.2010 - 31.05.2010
В отчете представлены результаты исследований, выполненных по 2 этапу Государственного контракта № 02.740.11.0350 «Образы отечественной исторической науки в контексте смены познавательных парадигм (вторая половина XIX - начало XXI вв.)» (шифр заявки «2009-1.1-301-072-010») от 20 июля 2009 г. в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по лоту №1 «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области исторических наук».
Объект исследования – отечественная историческая наука второй половины XIX – первой половины XX веков.
Предмет исследования – коммуникативное поле отечественной исторической науки второй половины XIX – первой половины XX веков.
Цель этапа - выявление и описание структуры коммуникативного поля отечественной исторической науки и его основных агентов (конец XIX – первая половина XX вв.).
Методологический инструментарий исследования представлен традиционными принципами историографического анализа и наработками из области социологии науки (структура «поля науки», символический капитал и символическая власть, габитус П. Бурдье), философии науки (метод сетевого анализа Р. Коллинза, этос науки Р. Мертона), интеллектуальной истории, устной истории.
Результаты исследования: представлена структура коммуникативного поля исторической науки, выявлена специфика коммуникативных горизонтальных связей на примере Петербургской школы медиевистов и советской исторической науки в первое послевоенное десятилетие, сформирована источниковая база исследования и систематизированы существующие подходы и методики к проблеме коммуникаций в исторической науке, определены 8 вариантов типологии научных коммуникаций в исторической науке, некоторые из них апробированы на материалах отечественной исторической науки второй половины XIX – первой половины ХХ вв., разработана концепция и составлен план-конспект коллективной монографии «Коммуникативное поле современной исторической науки». Подготовлены к печати две монографии, один историографический сборник «Мир историка» (Вып. 6), 20 статей (12 в ваковских изданиях, 2 – зарубежных), 9 тезисов, сделано 16 докладов на научных конференциях. Результаты исследования внедрены в учебный процесс в виде одного учебного пособия и 3 учебных программ для студентов вузов.
Ключевские слова: коммуникативное поле, научные коммуникации, акторы коммуникации, институции, научная школа, научный капитал, сетевой анализ, этос науки, культурно-цивилизационный ландшафт.
Развернуть
3
01.06.2010 - 15.12.2010
3.1. анализ и обобщение исследования по проблеме трансформации институтов коммуникаций конца XX-начала XXI вв.
3.2. выявление и описание основных структур коммуникативного поля исторической науки, составление сетки новых институтов коммуникации, написание статей;
3.3. подготовка оригинал-макета одной авторской монографии «Культурно-просветительная деятельность научной общественности Русского Зарубежья»;
3.4. разработка программы внедрения результатов НИР в образовательный процесс;
3.5. разработка научно-методических материалов для спецкурса, оригинал-макет пособия «Отечественная история для неисторических факультетов»

Внебюджетные средства:
3.6. классификация основных агентов коммуникативного поля исторической науки;
3.7. проведение социологических опросов, включенного наблюдения по проблеме трансформации современного коммуникативного поля;
3.8. разработка научно-методических материалов для спецкурса для магистрантов
Развернуть
4
10.01.2011 - 31.05.2011
4.1. обобщение результатов по
проблеме периодизации смены
господствующих образов
исторической науки и выявление
основных этапов их трансформации;
серия статей;
4.2. описание и анализ
коммуникативного поля современной
российской исторической науки,
серия статей;
4.3. разработка научно-методических
материалов для спецкурса для
учебных курсов, оригинал-макет
учебного пособия «История
исторической науки (XIX - начало
XXI)»;
Внебюджетные средства:
4.4. выявление и систематизация
основных факторов, оказывающих
влияние на трансформацию образов
исторической науки;
4.5. оригинал-макет
историографического сборника «Мир
историка»;
4.6. обобщение и анализ результатов
проведенного социологического
опроса по проблеме трансформации
современного коммуникативного
поля
Развернуть
5
01.06.2011 - 15.11.2011
5.1. анализ и систематизация
полученных результатов по проекту,
представление теоретической модели
структуры образа отечественной
исторической науки с выявлением
факторов, влияющих на его
трансформацию, серия статей; 5.2. оригинал-макет обобщающей
коллективной монографии «Обретение
себя: образы исторической науки в
контексте смены научных парадигм», серия статей; 5.3. оригинал-макет обобщающей
коллективной монографии
«Коммуникативное поле
современной российской
исторической науки»;
5.4. обобщение результатов по
проблеме межкультурных
коммуникаций в профессиональном
сообществе историков, оригинал макет монографии «Взгляд на
историю Европы из модернизирующейся России (вторая
половина XIX- начало XXI вв.)»
Внебюджетные средства:
5.5. представление результатов
проекта на конференциях
российского и международного
уровня;
5.6. разработка единой
методологической основы для
внедрения результатов НИР в
образовательный процесс;
5.7. сравнительный анализ
изменения профессионального
канона в связи со сменой
исследовательских парадигм
Развернуть

Программа

Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы

Программное мероприятие

1.1 Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров
Проведение поисковых научно-исследовательских работ в области гуманитарных наук: 1. Тезис существования в контексте классической, аналитической и феноменологической парадигм; 2. Онтология математической теории в свете дефляционной семантики; 3. Психология жизненного самоосуществления: системно-антропологический контекст; 4. Специальные основания освобождения от уголовной ответственности: вопросы теории и практики; 5. Межэтнические взаимодействия в Сибири через призму региональной прессы второй половины XIX - начала ХХ вв.; 6. Символьное воспроизводство этничности в автономиях Южной Сибири (ХХ-ХХI в.); 7. Золотодобывающая промышленность Северо-Востока 1930-1950-х гг.: от чрезвычайщины к реформам; 8. Компаративистские исследования: Россия, Запад, Восток; 9. Коммуникативно-прагматическое описание эмотивного дискурса в славянских языках; 10. Социально-ответственное поведение субъектов как естественный результат эволюции социального партнерства и условие реализации инновационного вектора развития социально-ориентированной экономики
Продолжительность работ
2009, 3 мес.
Бюджетные средства
1,5 млн
профинансировано
Продолжительность работ
2012 - 2013, 14 мес.
Бюджетные средства
0,62 млн
профинансировано
Тема
«Организационно-техническое обеспечение проведения международной молодежной научной школы «Синхрония и диахрония: современные парадигмы и современные концепции».
Продолжительность работ
2012, 2 мес.
Бюджетные средства
1,4 млн
Количество заявок
6
Тема
«Организационно-техническое обеспечение проведения международной молодежной научной школы «Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты»».
Продолжительность работ
2012, 5 мес.
Бюджетные средства
1,2 млн
Количество заявок
6
Тема
«Организационно-техническое обеспечение проведения всероссийской молодежной конференции «Инновационные технологии в профессиональном образовании: от компетентностной к культуротворческой парадигме»».
Продолжительность работ
2012, 5 мес.
Бюджетные средства
0,7 млн
Количество заявок
8
Тема
Организационно-техническое обеспечение проведения Всероссийской научной школы для молодёжи «Литературоведческая русистика в системе современного гуманитарного знания: смена национально-культурной научной парадигмы».
Продолжительность работ
2010, 7 мес.
Бюджетные средства
1,6 млн
Количество заявок
3
Тема
Проведение серии международных научно-образовательных конференций с учеными стран Европы (Австрия, Германия, Польша) и постсоветского пространства с целью реализации программы по преодолению негативных стереотипов в восприятии образа «другого» и предотвращению конфликтных ситуаций, вызванных национальными особенностями исторической памяти (Москва)
Продолжительность работ
2014, 0 мес.
Бюджетные средства
3 млн
Количество заявок
3