Регистрация / Вход
Прислать материал

Проведение научных исследований коллективом учебно-научного центра НГУ и ИАЭТСО РАН в области изучения процессов освоения древним человеком Северной и Центральной Азии(культурно-популяционный,хронологический,экологический аспекты)

Стадии проекта
Предложение принято
Конкурс завершен
Проект закончен
Проект
02.740.11.0353
Организация
ИАЭТ СО РАН
Продолжительность работ
2009 - 2011, 28 мес.
Бюджетные средства
15 млн
Внебюджетные средства
3 млн

Информация отсутствует

Соисполнители

Участники проекта

Зам. руководителя работ
Шуньков Михаил Васильевич

Этапы проекта

1
20.07.2009 - 15.11.2009
В Чагырской пещере (Алтай) для палеомагнитного отобрано 65 образцов, для которых были измерены первичные значения остаточной намагниченности и магнитной восприимчивости. На палинологический анализ отложений отобрано 150 образцов из всех слоев, включая культурные. Для тестирования количественных методов реконструкции биомов и климата отобрано 57 почвенных и аллювиальных субфоссильных проб из различных поясов и типов растительности района. Взяты образцы на: радиоуглеродный, термолюминесцентный, микроморфологический почвенный, петрографический (500 образцов) анализы. В Денисовой пещере (Алтай). взяты образцы на: палинологический, петрографический анализы. Проведена идентификация палеонтологических находок 2009 года. Проведены геоморфологические описания разрезов. На объекте Рубас-1 (Дагестан) проведено палеонтолого-стратиграфическое изучение естественных разрезов к югу от р. Рубас; взято 57 образцов на палинологический анализ; для интерпретации палеоспектров отобрано 19 поверхностных проб из различных типов растительности Дагестана. На объекте Дарвагчай-1 (Дагестан) проведено палеонтолого-стратиграфическое изучение естественных разрезов в бассейне р. Дарвагчай, взяты образцы вулканического пепла для датирования 39Ar-40Ar методом. На объекте Тинит-1 (Дагестан) составлено геологическое описание разреза, взяты образцы на палеонтологический, палинологический, геохимический, радиометрический (14С) анализы.
В рамках рассмотрения проблемы происхождения человека пересмотрены теории происхождения человека. Миграционные процессы предложено анализировать в соответствии с трехуровневым подходом: первоначальное заселение, освоение и инфильтрация. Внедрение инновационных технологий в человеческих популяциях предложено рассматривать через эстафетный принцип. Описана и проиллюстрирована первая глобальная миграционная волна из Африки в Евразию, которая началась 2–1,5 млн л.н. Выдвинуто предположение о конвергенции и формировании новых адаптационных моделей. Описана и проиллюстрирована вторая глобальная миграционная волна с ашельской традицией из Африки в Евразию. Предложена версия передачи новаций эстафетно в регионах «сплошного» заселения и конвергентного появления одинаковых типов орудий у популяций, живших изолированными группами. Предложена гипотеза аккультурации аборигенного населения. Установлены пределы распространения второй миграционной волны на территориях современной Индии и Монголии.
В качестве главного подхода к проблемам появления человека современного антропологического типа на территории Евразии выбрано всестороннее изучение адаптационных стратегий с детальной проработкой антропологических данных. Сформулированы основные сценарии переходов от среднего к верхнему палеолиту в Евразии. Проанализированы гипотезы возникновения верхнего палеолита. Сделан вывод о том, что в период 45–30 тыс. лет Евразийский материк представлял ранее беспрецедентный пример взаимодействия культур и антропологически различных популяций, приведшего к формированию феномена культуры человека современного физического облика.
Комплексность и междисциплинарный подход соответствуют мировому уровню проведения подобного рода исследований.Историческая реконструкция прошлого наиболее успешно реализуется через комплексность и междисциплинарный характер исследований.
Социально-личностное профессиональное становление специалиста–археолога осуществляется через усиление мотивации обучения, повышение информативной емкости содержания учебного процесса, применение активных методов, оптимизацию темпов учебного процесса (при условии непревышения физиологических норм), через систему индивидуальных траекторий обучения.
Проводимые исследования предназначены для сферы фундаментальной науки и практического применения в сфере подготовки научных кадров. Основные положения нашли отражение в подготовленных и опубликованных научных изданиях, докладах. Подготовлено к публикации и опубликовано 30 единиц научной продукции: 10 в ведущих рецензируемых журналах; три монографии; 17 видов других научных публикаций. Полученные результаты отражены в 19 подготовленных докладах для конференций: международной (3 докл. ); международных, проходивших в России (11 докл. ), всероссийских (5 докл.). Практическое применение работ связано с реализацией программы социально-личностного профессионального становления специалистов-археологов через допрофессиональную (студенты первых курсов), базовую профессиональную (бакалавры, магистранты) и постпрофессиональную – поствузовскую – (аспиранты, молодые специалисты) подготовку.Внедрение полученных результатов НИР в образовательный процесс осуществлено, через лекционные курсы (5 тем), разработку научно-методических материалов (9 видов) к учебным курсам по программе специализированной подготовки специалиста и бакалавра, через индивидуальные траектории обучения студентов, магистрантов и аспирантов НГУ и ИАЭТ СО РАН, разработку проекта ГОСТа ВПО «Археология», подготовка бакалавров. Проект ГОСТа обсуждался на заседании круглого стола УМО в МГУ и получил положительную рецензию. Как показали результаты работ на 1 этапе, избранный подход в организации научного коллектива, состав которого определяется разными по возрасту и профессиональной подготовке исследователями, позволяет осуществлять научные исследования и успешно подготавливать будущих специалистов-археологов на базе принципов общей и специальной подготовки, через индивидуальные траектории обучения. Прогнозируется усиление мотивации у студентов, магистрантов для продолжения научной работы.
Развернуть
2
01.01.2010 - 30.06.2010
2.1 Разработка концепции
перехода от среднего к
верхнему палеолиту в Сибири
и Центральной Азии
2.2 Разработка. научно-
методических материалов к
учебным курсам по программе
специализированной
подготовки магистров,
аспирантов
2.3 Подготовка научных
материалов для выступлений
на ежегодной региональной
студенческой конференции и
конференции студентов,
аспирантов и молодых
преподавателей с
международным участием
2.4 Подготовка научно-
исследовательского отчета по
программе НИР по этапу 2
2.5 Проведение научных
исследований методами
естественных наук:
определение абсолютного
возраста, карпология
2.6 Подготовка оригинал-
макета книг, посвященных
теме перехода от среднего к
верхнему палеолиту в
Центральной Азии
Развернуть
3
01.07.2010 - 15.11.2010
3.1 Проведение научных
исследований на
археологических объектах
Южной Сибири, Центральной
Азии (Узбекистан) методами
археологии
3.2 Проведение научных
исследований на
археологических объектах
методами естественных наук:
геология, палинология,
минералогия, петрография
3.3 Верификация концепции
перехода от среднего к
верхнему палеолиту в Евразии
на материалах Центральной
Азии
3 .4 Разработка программы
внедрения результатов
исследовательской работы в
образовательный процесс
3.5 Подготовка научных
материалов для выступлений
на полевой археологической
школе, проводимой для сту-
дентов, аспирантов и молодых
исследователей (всероссий-
ской с международным
участием), 2010 г
3.6 Подготовка научно-
исследовательского отчета по
программе НИР за 2010 г -
этапЗ.
3.7 Проведение научных
исследований комплексными
методами на опорных
археологических объектах Северного
Кавказа
Развернуть
4
01.01.2011 - 30.06.2011
Разработка модели природных условий во время активного функционирования стоянок древнего человека в Северной и Центральной Азии в широких хронологических рамках
4.2 Разработка периодизации-
онно-хронологической схемы
основных этапов культурных
изменений у древнего
населения Северной и
Центральной Азии и
выделение общих и
специфических черт в
развитии археологических
культур каменного века на
изучаемой территории,
определение локальных
вариантов появления и
развития здесь культуры
человека современного
антропологического типа
4,3 Разработка научно-
методических материалов к
учебным курсам
специализированной
подготовки аспирантов
4.4 Подготовка научных
материалов для выступлений
на ежегодной конференции
студентов, аспирантов и
молодых преподавателей
«Студент и научно-
технический прогресс»
4.5 Подготовка научно-
исследовательского отчета по
программе НИР этап 4, 20 11 г.
4.6 Подготовка оригинал-
макетов книг по темам,
написанным в связи с
разработкой концепции
миграций человека в Евразии
Развернуть
5
01.07.2011 - 15.11.2011
5.1 Проведение комплексных
научных исследований на
археологических объектах Алтая и Даестана
5.2. Верификация гипотизы перехода от среднего к верхнему палеолиту в Евразии
на материалах Сибири
5.3 Подготовка научных
материалов для выступлений
на полевой археологической
школе, проводимой для
студентов, аспирантов и
молодых исследователей
(всероссийской с
международным участием),
2011 г
5.4 Подготовка итогового
научно-исследовательского
отчета по программе НИР за
2009-2011 гг.
5.5 Проведение научных
исследований комплексными
методами на опорных
археологических объектах
Центральной Азии
5.6 Разработка научно-
методических материалов к
курсу дополнительного
образования
Развернуть

Программа

Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы

Программное мероприятие

1.1 Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров
Продолжительность работ
2005, 2 мес.
Бюджетные средства
1,2 млн
профинансировано
Продолжительность работ
2014 - 2018, 57 мес.
Бюджетные средства
107,47 млн
профинансировано
Тема
Технологии оценки, прогнозирования и рациональное использование биологических ресурсов водоемов на основе изучения популяционной организации и адаптаций у гидробионтов.
Продолжительность работ
2008, 3 мес.
Бюджетные средства
1,2 млн
Количество заявок
2
Тема
Сравнительное популяционно-генетическое изучение широкораспространенных мультифакториальных заболеваний в популяциях EU/AC и России.
Продолжительность работ
2009 - 2012, 38 мес.
Бюджетные средства
72 млн
Количество заявок
4
Тема
Использование петрологических индикаторов геодинамической эволюции древних кратонов и складчатых областей для целей выявления рудоконтролирующих факторов и определения возраста основных рудогенерирующих процессов.
Продолжительность работ
2008, 3 мес.
Бюджетные средства
1,2 млн
Количество заявок
2
Тема
Организационно-техническое обеспечение проведения Международной научной школы для молодежи «Опыт международного сотрудничества в изучении динамики природных и антропогенных комплексов Западной Сибири в контексте глобальных климатических изменений: ландшафтно-экологические и медико-биологические аспекты»
Продолжительность работ
2010, 8 мес.
Бюджетные средства
1,6 млн
Количество заявок
1
Тема
Организационно-техническое обеспечение проведения Всероссийской летней школы специальных учебно-научных центров в Центральном федеральном округе»
Продолжительность работ
2013, 2 мес.
Бюджетные средства
2 млн
Количество заявок
5