Регистрация / Вход
Прислать материал

Разработка инновационной методологической и методической платформы сбалансированного регионального развития (на примере Сибирского федерального округа)

Стадии проекта
Предложение принято
Конкурс завершен
Проект закончен
Продолжительность работ
2009 - 2011, 25 мес.
Бюджетные средства
9 млн
Внебюджетные средства
2,44 млн

Информация отсутствует

Этапы проекта

1
20.07.2009 - 31.10.2009
1. Наименование разрабатываемой продукции
Оценка тенденции межрегиональной дифференциации в России и Сибири
2. Характеристика выполненных на этапе работ по созданию продукции
2.1. Цель настоящего этапа исследования – выявить основные тенденции и особенности регионального развития России и Сибири в новейшее время.
Проблема оценки тенденций дифференциации и ее структуры непосредственно связана с подходами и методами измерения дифференциации. При оценке межрегиональных различий, действительных тенденций региональной дифференциации в РФ необходимо иметь в виду, во-первых, возможность и необходимость использования и сопоставления различных подходов к измерению, во-вторых, характерные особенности российского уникального регионального пространства. Недостаточный учет этих обстоятельств может приводить подчас к поверхностным суждениям. В частности, показано, что вывод о динамике дифференциации только на основе оценки параметров β-конвергенции может оказаться ошибочным.
Различия показаний разных индикаторов объясняются не их дефектами, а особенностями структуры распределения значений в соответствующих векторах. Индикаторы лишь подчеркивают различные стороны распределения значений.
Предложен подход к всестороннему анализу динамики дифференциации, включающий следующие этапы:
- анализ вкладов регионов в вариацию;
- определение типа конвергенции или дивергенции;
- использование совокупности методов оценки динамики дифференциации.
Выделение вкладов отдельных регионов в общее значение дифференциации позволяет выявить особенности дифференциации конкретных региональных групп и получить характеристики сходимости, очищенные от влияния нескольких экстремальных траекторий.
Исследование межрегиональной сбалансированности экономического пространства осуществляется на основе душевого ВРП. За первые годы трансформации в России дифференциация ВРП на душу населения возросла: коэффициент вариации вырос с 0.419 в 1990 г. до 0.578 в 1997 г. Экономический рост последних лет, судя по традиционным измерителям дифференциации, также не приводит к автоматическому выравниванию: коэффициент вариации душевого валового регионального продукта растет в последние годы (2000-2007 гг.) в среднем на 2% в год, а диапазон различий (соотношение максимального и минимального душевого ВРП) увеличился более чем вдвое: с 17,1 раза в 1998 г. до 44,8 раза в 2006 г.
Примерно 60-70% совокупной вариации объясняется в течение всего рассматриваемого периода десятью регионами-лидерами. Среди этих лидеров четко выделяются три региона - Тюменская обл., Чукотский АО и Москва. Вклады этих регионов определяют более половины всего разброса и формируют основную динамику вариации. При отрыве нескольких лидеров вся остальная часть регионального пространства характеризуется сближением.
Среди выделенных типов (форм) сходимости/расходимости в российском региональном развитии в период 1998-2006 гг. реализуется вариант квазидивергенции.
Повышение и снижение дифференциации в России происходит одновременно с повышением и снижением вкладов регионов Сибири. Чем больше (меньше) вклад СФО в российскую дифференциацию, тем больше (меньше) само ее значение. О причинно-следственных связях здесь говорить сложно. Интересно другое: такое свойство имеет только Сибирь, вклады в вариацию других округов не имеют такой выраженной связи с дифференциацией в России
2.2. Новизна применяемых решений в сравнении с другими работами, родственными по тематике и целевому назначению и определяющими мировой уровень. Полученные результаты являются новыми, уровень – не ниже мирового.
2.3. Особенности исследования, разработки, метода или методологии проведения работы на отчетном этапе. Методологические основы работы и ее методические особенности связаны с разработкой и использованием оригинальной методики анализа вкладов регионов в обобщенную характеристику дифференциации. Решение поставленных на настоящем этапе задач предваряет анализ взаимосвязи экономического роста и региональных различий в России и Сибири и позволяет создать необходимую базу для формирования концепции сбалансированного регионального развития.
2.4. Объекты интеллектуальной собственности, созданные на отчетном этапе.
3. Области и масштабы использования полученных результатов
3.1. Области применения полученных результатов (области науки и техники; отрасли промышленности и социальной сферы, в которых могут использоваться полученные результаты или созданная на их основе инновационная продукция). Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти Российской Федерации для выработки некоторых основных ориентиров в региональной политике выравнивания и методов контроля за результатами ее реализации.
3.2. Ход практического внедрения полученных результатов. Материалы исследования используются при чтении курса «Региональный менеджмент» для студентов и магистрантов факультета бизнеса НГТУ, а также специализированного курса «Центр и регионы РФ: ключевые проблемы политических, экономических и финансовых взаимоотношений» на экономическом факультете Новосибирского государственного университета. Подготовлено к печати учебно-методическое пособие «Индикаторы вариации в региональных исследованиях», предназначенное для студентов факультета бизнеса Новосибирского государственного технического университета.
3.3. Оценка или прогноз влияния полученных результатов, товаров и услуг, созданных на основе полученных результатов, на подготовку и закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров, достижение или превышение заданных индикаторов и показателей. Расширяется набор в аспирантуру талантливой молодежи по данной проблематике.
4. Выводы. После 2000 года без учета только пяти регионов — на пространстве 74 регионов, в которых проживает 89% населения и производится 64% валового внутреннего продукта страны (по данным на 2007 год), то есть в большей части России, — роста дифференциации не наблюдается, во всяком случае. Коэффициент вариации фиксирует снижение дифференциации подавляющей части регионального пространства со средним темпом в 1,9% в год. В России происходит не системное региональное расслоение, а выстраивается весьма специфическая картина региональной поляризации. Принципиальной ее особенностью является отсутствие эффекта разбегания среди основной массы российских регионов и одновременно отрыв от этой массы сравнительно небольшого числа лидеров.
Экономический рост последних лет сам по себе породил импульс к региональному сближению. При существенном отрыве нескольких известных региональных лидеров экономическое пространство остальной части России, похоже, начинает стягиваться.
Общий тренд дифференциации Сибири пока еще не определился, но совершенно ясно одно: региональное развитие пульсирует, — после краткосрочных (1-2 года) скачков вариации следуют тенденции снижения межрегиональных различий. Причем это характерно как на уровне России в целом, так и на уровне федеральных округов. Масштабы дифференциации остаются очень высокими: коэффициент вариации по СФО, как, впрочем, и по России в целом, пока не опустился ниже 33%-го барьера. Общий характер развития регионального пространства можно охарактеризовать как квазидивергенцию.
Развернуть
2
01.11.2009 - 12.12.2009
Цель настоящего этапа исследования –выявить основные закономерности, касающиеся взаимосвязи экономического роста и межрегиональных различий российского и, специально, сибирского регионального пространства.
Задачи:
- оценка скорости изменения межрегиональных различий, характера и структуры дифференциации;
- анализ взаимосвязи макроэкономического роста и межрегиональных различий в России на среднесрочных и краткосрочных горизонтах;
- сравнение процессов конвергенции/дивергенции в России с другими странами мира.
Характер развития, имеющий своим следствием сходимость показателей региональных продуктивностей к некоторому общему значению (равновесному состоянию), получил в литературе название процесса конвергенции. Обратная ситуация – дивергенция – связана с преимущественным ростом относительно богатых регионов.
Проведен эмпирический анализ конвергенции как по полной группе из 79 регионов (субъектов РФ), так и по сокращенной части регионального пространства без регионов - лидеров в смысле значения и динамики душевого ВРП: группа-76 и группа-73. Вывод, относящийся ко всему территориальному пространству России в целом за период с 1998 по 2007 гг. на основании расчетов, состоит в следующем:
- доминирует тенденция к сближению, причем этот процесс более выражен в период 2000-2007 гг. и особенно в последние два года;
- сокращенные (более однородные) группы сходятся быстрее, тенденция для этих групп имеет более высокую статистическую значимость;
- преимущественные темпы роста имеют относительно бедные регионы;
- региональное развитие характеризуются определенной пульсацией (цикличностью): двух-трех летние периоды роста дифференциации сменяются периодами конвергенции.
Согласно сделанному прогнозу на основе модели Р.Барро и Кс.Сала-и-Мартина вариация душевых ВРП к 2010 году может сократиться приблизительно на 20% относительно 2000 г., к 2020 году – на треть, а к 2050 году – на 2/3. При этом в рамках модели конвергенции не удается получить оценку области сходимости.
Для получения конкретного ответа на вопрос о соотношении роста и дифференциации в качестве объекта исследования были выбраны федеральные округа. При этом весь период наблюдений распадается на три подпериода: 1998-2000, 2000-2003, 2003-2006.
Анализ динамики дифференциации федеральных округов показал, что более высокие краткосрочные (1-2 года) темпы роста сопровождаются краткосрочным ростом вариации. Динамика дифференциация характеризуется пульсацией, связанной с краткосрочными ускорениями роста, при общей тенденции к снижению. А общий характер развития регионального пространства можно охарактеризовать как квазидивергенцию.
Изложенная интерпретация в большей степени относится к федеральным округам, расположенным в европейской части страны и на Урале. Чуть выбивается из логики только ЦФО. Что касается Сибирского и Дальневосточного округов, то здесь региональная вариация, как и в общем случае, существенно сокращается ко второму периоду. Но темпы роста в течение всех трех периодов практически неизменны.
В результате проведенных исследований подтверждается закономерность развития межрегиональной дифференциации, предложенная Дж. Виллиамсоном: на начальном этапе экономического роста - усиление дифференциации, затем стабилизация и снижение. Российское региональное развитие в 1998-2007 годы можно отнести, таким образом, к началу третьего этапа кривой Виллиамсона.
Необходимо признать, что отмечаемая связь роста и дифференциации все же не имеет силы явной закономерности. Статистическая оценка в этом случае — по выделенным этапам в 2-3 года — действительно незначима. Несколько иная ситуация наблюдается для краткосрочных изменений длительностью в один год. В этом случае, хотя и вовсе не ярко выраженная, но все же обнаруживается положительная связь роста и изменения вариации.
Многочисленные исследования региональной динамики различных стран мира и макрорегионов свидетельствуют о том, что среднегодовая скорость сходимости во многих случаях близка к 2%. Результаты проведенных в отчете расчетов свидетельствуют, что скорость сходимости экономик российских регионов примерно соответствует тенденциям в других странах.
Развернуть
3
01.01.2010 - 15.06.2010
Цель настоящего этапа исследования – оценка существующих механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, формирование программного инструментария, позволяющего оказывать финансовую поддержку регионам на принципах рациональной сбалансированности.
Задачи
-исследовать эволюцию подходов со стороны федерального Центра к региональному выравниванию бюджетной обеспеченности, выявить ее закономерности, охарактеризовать механизмы и инструменты оказания финансовой помощи регионам из федерального бюджета и их результативность.
- оценить существующие в регионах Российской Федерации методики распределения средств Фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов и, специально, методику Новосибирской области; выявить ее основные достоинства и недостатки; провести эмпирических анализ финансовой автономии бюджетов муниципальных образований Новосибирской области за ряд последних лет; оценить степень однородности муниципалитетов по показателю бюджетной обеспеченности.
- сформировать программный инструментарий, позволяющий оказывать финансовую поддержку на принципах рациональной сбалансированности.
Высокая несбалансированность финансовых потребностей и собственных ресурсов, необходимых для реализации полномочий органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, наблюдающаяся в России, объективно ведет к необходимости перераспределения значительных финансовых ресурсов по территории, высокой зависимости большинства субъектов от федерального центра, муниципалитетов - от региональных и федеральных властей.
Межбюджетное регулирование не является единственным инструментом, с помощью которого государство корректирует экономические и социальные процессы на своей территории. Но по разным причинам именно этот механизм играет важную роль в РФ в связи с проблемой региональной асимметрии и, особенно, дифференциации бюджетной обеспеченности как регионов, так и муниципалитетов.
Бюджеты муниципальных образований в России характеризуются низкой обеспеченностью собственными доходами, а также их существенной дифференциацией. Например, по данным Счетной палаты РФ в 2007 году в Эвенкийском автономном округе разрыв муниципальных образований по уровню бюджетной обеспеченности составил 24,9 раза, в Новосибирской области в 2010г - более 12 раз.
Анализ свидетельствует о том, что реализация современных форм финансовой поддержки год от года наталкивается на некие невидимые преграды и барьеры, является крайне неэффективной. Диспропорции, касающиеся показателей региональной, а также муниципальной бюджетной обеспеченности, не то что ослабляются, а становятся все более кричащими. Общее число регионов-получателей федеральной поддержки из ФФПР, как и число регионов с критически низким уровнем обеспеченности собственными доходами (до 0,25 по отношению к среднему по России) остается в последние годы практически неизменным; средняя обеспеченность регионов - аутсайдеров по отношению к среднему по России несколько сокращается. Дифференциация собственных доходов муниципальных образований Новосибирской области за последние четыре года выросла более, чем в 1,5 раза (коэффициент вариации возрос с 60% в 2007 г. до 94% в 2010 г.)
В последние годы под влиянием политических сигналов происходят определенные позитивные изменения официальных методик, прежде всего, Минфина РФ в аспекте методологии и философии. Однако нерешенность фундаментальных научных проблем регионального выравнивания, отсутствие полноценного инструментария не позволяют, по нашему мнению, довести новации, направленные на усиление подхода с упором на собственные силы, до практического использования.
Развернуть
4
16.06.2010 - 12.12.2010
1. Разработан модельный инструментарий для рационального распределения федеральной поддержки регионов, сочетающий задачи региональной сбалансированности и создания стимулов для экономического роста.
2. Разработан модельный инструментарий для рационального распределения поддержки муниципальных образований.
Развернуть
5
01.01.2011 - 15.02.2011
- подготовлена необходимая для расчетов информационная база статистических данных по основным социально-экономическим и бюджетно-налоговым параметрам развития регионов СФО;
- проведены экспериментальные расчеты на основе разработанного модельного комплекса для регионов СФО;
Развернуть
6
16.02.2011 - 31.08.2011
Разработка
предложений по
совершенствованию
методики распределения
дотаций на федеральном
уровне.
Разработка программы
внедрения результатов
НИР в образовательный
процесс.
Разработка
предложении по
совершенствованию
методики распределения
дотаций на
региональном уровне.
Развернуть

Программа

Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы

Программное мероприятие

1.1 Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров
Исследование экономических факторов высокотехнологического производства в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах; 1. Роль инноваций в устойчивом развитии организации. 2. Анализ информационной инфраструктуры инновационной экономики. 3. Инвестиционный потенциал как фактор повышения конкурентоспособности Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. 4. Оценка человеческого капитала как приоритетного фактора современного экономического развития в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. 5. Государственное регулирование деятельности высокотехнологического производства Сибирского федерального округа. 6. Оценка уровня ненаблюдаемой экономики как фактора, сдерживающего производство высокотехнологической продукции в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. 7. Исследование рисков деятельности предприятий высокотехнологического производства. 8. Оценка влияния факторов высокотехнологического производства на социально-экономическое развитие территории Сибирского федерального округа. 9. Формирование и развитие кадрового потенциала для высокотехнологического производства Иркутского региона. 10. Разработка методических подходов налогообложения инновационных организаций. 11. Определение уровня конкурентоспособности предприятия на рынке технологической продукции. 12. Выбор стратегии повышения конкурентоспособности предприятия на рынке технологической продукции региона. 13. Исследование эффективности оценки инновационных проектов. 14. Исследования и разработка рецептуры наномодифицированного чугуна для ниппелей анодов алюминиевых электролизеров. 15. Экономический механизм обеспечения устойчивого развития Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. 16. Обзор методов прогнозирования экономических показателей, влияющих на развитие нанотехнологического производства. 17. Оценка перспектив инновационного развития предпринимательства на Северо-Востоке РФ (на примере Республики Саха (Якутия)).
Продолжительность работ
2011, 1 мес.
Бюджетные средства
1 млн
Организация
ФГБОУ ВО "ИРНИТУ"
профинансировано
Тема
Развитие методической составляющей регионального отделения Центра метрологического обеспечения и оценки соответствия нанотехнологий и продукции наноиндустрии в Сибирском федеральном округе.
Продолжительность работ
2011, 7 мес.
Бюджетные средства
8 млн
Количество заявок
1
Тема
Создание элементов инфраструктуры Центра метрологического обеспечения и оценки соответствия нанотехнологий и продукции наноиндустрии в Сибирском федеральном округе
Продолжительность работ
2008 - 2009, 14 мес.
Бюджетные средства
20 млн
Количество заявок
1
Тема
Разработка методической базы и бизнес-плана для создания венчурного фонда ранних стадий развития с государственным участием в Сибирском федеральном округе.
Продолжительность работ
2005 - 2006, 23 мес.
Бюджетные средства
1 млн
Количество заявок
0
Тема
Нормативно-правовое и методическое обеспечение создания и функционирования коучинг-центра по венчурному предпринимательству в Сибирском федеральном округе.
Продолжительность работ
2005 - 2006, 23 мес.
Бюджетные средства
1 млн
Количество заявок
2
Тема
Исследование инновационного потенциала Сибирского федерального округа с целью развития и поддержания системы центров трансфера технологий.
Продолжительность работ
2005 - 2006, 23 мес.
Бюджетные средства
2,5 млн
Количество заявок
4