Регистрация / Вход
Прислать материал

Формы и уровни принятия решений в системах профессионального образования и науки (в условиях формирования экономики, основанной на знаниях)

Стадии проекта
Предложение принято
Конкурс завершен
Проект закончен
Продолжительность работ
2009 - 2011, 25 мес.
Бюджетные средства
13,5 млн
Внебюджетные средства
3 млн

Информация отсутствует

Участники проекта

Зам. руководителя работ
Сорина Галина Бениаминовна

Этапы проекта

1
20.07.2009 - 13.11.2009
Основная цель этапа № 1 реализации проекта в соответствии с техническим заданием и календарным планом исследования выполнена. Были конкретизированы и решены следующие исследовательские задачи: разработка понятийного аппарата исследования; анализ методологических факторов организационных и гендерных аспектов принятия решений в системе образования; разработка подготовительного этапа проведения качественных социологических исследований методом фокус групп; определение цели, задач, объекта и предмета качественных социологических исследований; формулирование гипотез качественных социологических исследований; разработка сценариев фокус-групп качественных социологических исследований; разработка топик-гайдов качественных социологических исследований; определение необходимых для качественных социологических исследований общих социодемографических характеристик изучаемых групп, количества фокус-групп и их размера; разработка критериев отбора будущих участников фокус-групп для проведения качественных социологических исследований; обобщение промежуточных результатов НИР, подготовка научно-методических материалов и отчетов; разработка концепции формирования информационного пространства для популяризации, освещения и продвижения результатов НИР; разработка технологического IT решения поддержки информационного пространства НИР; наполнение IT решения поддержки информационного пространства НИР содержательным контентом (1-й этап); создание базы данных для проведения информационных рассылок и интерактивной коммуникации.
Все заданные индикаторы и показатели выполнены. При этом достигнуто превышение таких индикаторов как И.1.1.3, И.1.1.4 и показателей П.1.1.1, П.1.1.3, П.1.1.4 и П.1.1.5.
Полученные результаты уже по первому этапу реализации проекта способствуют подготовке и закреплению в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров. Проект позволяет представить современное образовательное пространство в контексте понятийных стратегий принятия решений на разных уровнях и в разных формах в условиях экономики, основанной на знаниях.
Каждое реально существующее жизненное событие предстает перед нами в своей системе понятий. Мы живем не только в предметном мире, но и в мире понятий, которые во многом, явно или неявно, определяют нашу жизнь. Именно в понятийной системе представлено определенное видение мира. Одна из проблем современного российского социума, включая образовательное пространство, заключается в том, что это пространство концептуально не определено или, чаще всего, определено неудовлетворительно. Между тем в основание не только процессов принятия решений, но и в их реализацию закладываются определенные понятийные стратегии.
В проекте разработана категориальная система, позволяющая не только профессионально корректно описывать образовательное пространство, но и осознанно рационально принимать решения как на уровне управления образованием, так и на различных уровнях внутри системы образования. Рационализация процедур принятия решений на разных уровнях и в разных формах позитивно влияет на подготовку и закрепление в сфере науки и образования молодых исследователей.
Уже первый этап работы над проектом позволяет сделать вывод о том, что исследовательское пространство, связанное с анализом форм и уровней принятия решений в системах образования и науки (в условиях формирования экономики, основанной на знаниях), практически не исследуется современным научно-образовательным сообществом. Аналитическая работа в этой области в настоящее время за пределами проекта не ведется. Данный проект как раз и восполняет существующую пустоту.
Развернуть
2
01.01.2010 - 30.06.2010
Собраны материалы, актуальные для реализации целей НИР; проанализированы особенности субъектов, формирующих запрос на новые знания и компетенции к системе образования или конкретному образовательному учреждению (организации) от системы производства (промышленности, корпораций), определяющих подготовку и последующую реализацию решений в рамках исследуемой по проекту темы; подвергнуты анализу особенности субъектов, являющихся организаторами образовательного процесса, систем переподготовки кадров, создателями научно-исследовательских программ, определяющих подготовку и последующую реализацию решений в рамках исследуемой по проекту темы; проведен анализ особенностей индивидуализированных обучающихся субъектов, принимающих решения по поводу собственного включения в системы подготовки и переподготовки кадров (или исследовательские проекты) в контексте видения персональной траектории личного развития, профессионального развития и карьеры, определяющих подготовку и последующую реализацию решений в рамках исследуемой по проекту темы; выявлены логико-культурные доминант, этические и культурные основания принятия решений в зависимости от иерархии субъектов, принимающих решения в различных компонентах высшего профессионального образования; разработана теоретическая модель благоприятной внешней среды, позитивно влияющей на образовательный процесс; проведен анализ особенностей проявления механизмов профессионализма, лидерства в образовательном процессе; проведено пилотажное исследование (апробация сценария фокус-групп) и внесение необходимых корректировок в топик-гайды; обобщены промежуточные результаты НИР, проведена подготовка научно-методических материалов и отчетов; разработана концепция проведения международного конкурса студентов, аспирантов и молодых ученых с применением инновационных информационных дистантных технологий по тематике НИР; разработаны Положение и Регламент международного конкурса студентов, аспирантов и молодых ученых с применением инновационных информационных дистантных технологий по тематике НИР; разработаны научно-методические материалы и рекомендации международного конкурса студентов, аспирантов и молодых ученых с применением инновационных информационных дистантных технологий по тематике НИР; разработаны проверочные задания для международного конкурса студентов, аспирантов и молодых ученых с применением инновационных информационных дистантных технологий по тематике НИР.
Развернуть
3
01.07.2010 - 15.11.2010
Проведены качественные социологические исследования (с использованием аудио-и видеозаписи) по тендерному картированию работников высшей школы; проведены качественные социологические исследованя (с использованием аудио-и видеозаписи) по тендерному картированию руководителей высшей школы; выявлена специфика различных форм и уровней принятия решений; проведен анализ условий формирования образовательных структур, способных к превращению в самообучающиеся организации, ориентированные на выстраивание формы и содержания образовательного процесса как одного из важнейших факторов управления знаниями; проведен ретроспективный анализ особенностей принятия решений в системах российского образования на разных этапах его развития, включая опыт А.А.Богданова с его «текстологией образовательного процесса»; исследованны современные возможности выстраивания систем управления знаниями на уровне корпораций, промышленных кластеров и общества в целом, соорганизующих между собой процессы принятия решений разных форм и уровней, связанных с социальным развитием; разработана модель нейтрализации неблагоприятных внешних субъектных факторов принятия решений в системах высшего профессионального образования и науки (в условиях формирования экономики, основанной на знаниях).
Развернуть
4
01.01.2011 - 30.04.2011
4.1.1. проведение качественных социологических
исследований по тендерному картированию
различных факторов принятия решений в сфере
высшего образования;
4.1.2. первичный анализ и интерпретация
полученной информации;
4.1.3. подготовка отчетов по результатам
проведенных фокус-групп с использованием аудио-
и видеозаписей;
4.1.4. анализ специфики управления
корпоративными университетами;
4.1.5. анализ особенностей управления
человеческими ресурсами, образованием и
переподготовкой кадров в условиях подготовки
высокообразованного и мотивированного персонала
инновационных предприятий.
4.2.1. обобщение промежуточных результатов НИР,
подготовка научно-методических материалов и
отчетов;
4.2.2. научное редактирование и подготовка к
публикации материалов международного конкурса
студентов, аспирантов и молодых ученых -
международной конференции по тематике НИР.
Развернуть
5
01.05.2011 - 31.08.2011
5.1.1. разработка конкретных рекомендаций по подготовке инновационных программ, предназначенных для системы высшего профессионального образования с учетом
особенностей трех ключевых субъектов,
определяющих подготовку и последующую
реализацию решений в рамках исследуемой по
проекту системы;
5.1.2. анализ и обобщение результатов
исследования, подготовка научно-методических
материалов и отчетов;
5.1.3. разработка программы внедрения
результатов НИР в образовательный процесс.
5.2.1. Наполнение 1Т решения поддержки
информационного пространства НИР
содержательным контентом (3-й этап).
Развернуть

Программа

Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы

Программное мероприятие

1.1 Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров
Тема
Обеспечение в 2011 – 2013 годах функционирования системы независимой экспертизы для принятия управленческих решений по реализации Программы.
Продолжительность работ
2011 - 2013, 31 мес.
Бюджетные средства
362 млн
Количество заявок
1
Тема
Разработка моделей и аналитических инструментов поддержки принятия врачебных решений для персональной медицины и контроля лекарственных назначений.
Продолжительность работ
2014 - 2016, 25 мес.
Бюджетные средства
57,72 млн
Количество заявок
10
Тема
Разработка технологий интерактивной визуализации неформализованных данных разнородной структуры для использования в системах поддержки принятия решений
Продолжительность работ
2014 - 2016, 25 мес.
Бюджетные средства
29,4 млн
Количество заявок
7
Тема
Разработка технологии проектирования систем поддержки принятия решений для информационных систем на основе логики понятий
Продолжительность работ
2005 - 2006, 23 мес.
Бюджетные средства
10 млн
Количество заявок
5
Тема
Организация и проведение двусторонних конгрессных мероприятий за рубежом в рамках реализации решений Межправительственных комиссий, комитетов по научно-техническому сотрудничеству, рабочих групп и других рабочих органов международной деятельности (4 мероприятия)
Продолжительность работ
2015, 3 мес.
Бюджетные средства
10 млн
Количество заявок
4