Регистрация / Вход
Прислать материал

Эколингвистический мониторинг региона

Стадии проекта
Предложение принято
Конкурс завершен
Проект закончен
Продолжительность работ
2009 - 2011, 25 мес.
Бюджетные средства
6 млн
Внебюджетные средства
1,2 млн

Информация отсутствует

Участники проекта

Зам. руководителя работ
Шамне Николай Леонидович

Этапы проекта

1
20.07.2009 - 15.12.2009
АННОТАЦИЯ РАБОТ,
ВЫПОЛНЕННЫХ НА ЭТАПЕ № 1
«Сбор и обработка фактического материала исследования»
государственного контракта с Федеральным агентством по науке
и инновациям от 20 июля 2009 г. № 02.740.11.0367.


Шифр: «2009-1.1-304-075-012»
Период выполнения этапа июль 2009 г. – 15 декабря 2009 г.
Исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»
400062 г. Волгоград, Университетский проспект, 100
Цель работы Разработка и внедрение моделей эколингвистического мониторинга отдельного субъекта Российской Федерации. Решение фундаментальной проблемы взаимодействия между человеком и обществом, включая решение эколингвистических проблем социального взаимодействия в обществе, сохранения и развития коммуникативной культуры отдельного субъекта Российской Федерации, формирования полноценной языковой личности гражданина Российской Федерации в процессе его социализации и получения образования, сохранения диалектологического многообразия региона. Достижение научных результатов мирового уровня, подготовка и закрепление в сфере науки и образования (в том числе в Волгоградской области и Южном регионе) научно-педагогических кадров, формирование эффективных научных коллективов в области теоретической и прикладной лингвистики.
1. Наименование разрабатываемой продукции
Эколингвистический мониторинг региона.
2. Характеристика выполненных на этапе работ по созданию продукции
2.1. В ходе выполнения работ на отчетном этапе были осуществлены мероприятия по расширению баз данных диалектных лексем донских казачьих и переселенческих волжских говоров по тематическим разделам; проведен лингвистический анализ диалектных текстов, установлены диалектные особенности на фонетическом, морфологическом, лексическом уровнях, проведено транскрибирование диалектных текстов; осуществлено формирование базы данных по эколингвистической шкале признаков. Проведенный теоретический анализ позволил разработать принципы эколингвистического мониторинга многоязычного пространства региона, обеспечивающие достоверность наблюдений с опорой на новейшие данные контактной лингвистики. К основополагающим принципам эколингвистического мониторинга были отнесены: целенаправленность, комплексность оценки, принцип тождественности, принцип системности, принцип репрезентативности, принцип максимальной информативности результатов. В рамках первого этапа исследования также установлены основные вехи и направления теоретической работы над темой исследования, исходя из особенностей проблемной области (эколингвистики), уточнен круг теоретических положений, обоснованных в современной науке, а также разрабатываемых в трудах исполнителей проекта, которые положены в основу проведения исследования коммуникативно-текстового пространства региона; определены и уточнены методы и приемы анализа материала эколингвистического исследования; выработаны принципы анализа вторичных текстов; установлены способы адаптации первичной информации к особенностям медийного пространства, связанные с вторичной когнитивной обработкой и знаковым кодированием параметров первичной ситуации, установлены два аспекта выявления суггестивных смыслов (скрытого воздействия и влияния на сознание) посредством вторичного означивания информации в СМИ; начато наполнение компьютерных баз данных, извлеченных из массива текстов, в соответствии с характеристиками, релевантными для первого этапа исследования; разработана техническая основа для создания компьютерного корпуса текстов региональных медийных изданий конца XX-ого века.
2.2. Новизна применяемых решений в сравнении с другими работами, родственными по тематике и целевому назначению и определяющими мировой уровень, заключается в избрании, обосновании и разработке направлений комплексного подхода к рассмотрению эколингвистических проблем (состояние родного языка, языковая ситуация в многоязычном регионе, коммуникативно-текстовое пространство региона); в расширении и конкретизации предметной области транслингвального аспекта эколингвистических исследований (по Э. Хаугену) за счет включения в сферу рассмотрения проблем текстовой коммуникации и теории воздействия; в разработке научно обоснованных принципов мониторинга эколингвистического состояния отдельного субъекта Российской Федерации; в разработке практикоориентированных подходов и методов эколингвистического анализа состояния региона.
2.3. Особенности исследования на отчетном этапе заключались в многоаспектности обследуемых предметов; в отсутствии научного опыта сбора фактического материала в исследуемых областях функционирования языка с целью осуществления эколингвистического анализа; в разработке научно обоснованных подходов и специализированных методов проведения эколингвистического мониторинга.
2.4. Создание объектов интеллектуальной собственности на данном этапе не планировалось.
3. Области и масштабы использования полученных результатов
3.1. Результаты выполненных теоретических исследований ложатся в основу решения эколингвистических проблем социального взаимодействия в обществе, сохранения и развития коммуникативной культуры отдельного субъекта Российской Федерации, формирования полноценной языковой личности гражданина Российской Федерации в процессе его социализации и получения образования, сохранения диалектологического многообразия и формирования гармоничной информационной среды региона.
3.2. Результаты проведенного исследования используются в докторских и кандидатских диссертациях, в магистерских, дипломных, курсовых работах; внедрены в практику преподавания базовых вузовских курсов «Русская диалектология», «Стилистика русского языка», «Лексикология русского языка», «История русского языка», «Теория межкультурной коммуникации», специальных курсов «Речь жителей казачьего края», «Лингвистическое источниковедение», «Теория художественной речи»; нашли отражение в авторском учебно-методическом комплексе по дисциплине «Русский язык и культура речи» для нефилологических специальностей.
Мероприятия по сбору, обработке, расширению баз данных диалектных текстов донских казачьих и переселенческих волжских говоров стали составной частью программы для групп студентов, проходящих диалектологическую практику в полевых и аудиторных условиях.
Теоретический и практический материал исследования применен при разработке специализированного курса для студентов-филологов «Вторичный текст как коммуникативное явление», курса по выбору для студентов-журналистов «Коммуникативная организация текстов СМИ», взят за основу при разработке структуры и содержания учебно-методического пособия «Методика работы с вторичными текстами»; внедрен в работу научно-учебной лаборатории прикладной лингвистики Волгоградского государственного университета (разработка и использование электронной оболочки системы «Moodle» для многоаспектного представления материала, извлеченного из текстового массива).
Материалы и выводы исследования нашли практическое применение в программах элективных курсов для учащихся школ, гимназий и лицеев «Страницы истории русского языка», «Лингвистическое краеведение», «Речь жителей казачьего края»; положены в основу проведения научно-методического семинара для образовательных учреждений города «Вторичные тексты в практике работы педагогов-филологов»; убыли учтены при разработке научно-методических рекомендаций для учителей-словесников, организующих научную работу школьников, а также при подготовке учебно-исследовательских работ учащихся лицея № 8 "Олимпия" (Волгоград).
Результаты проведенного исследования используются студентами факультета филологии и межкультурной коммуникации, проходящими педагогическую практику в средних учебных заведениях Волгограда.
3.3. Проведенное на первом этапе исследование привлекло внимание большого количества студентов, аспирантов и молодых ученых, которые с готовностью участвовали в научных мероприятиях. Исследовательская активность молодежи позволила существенно превысить запланированные показатели ее участия. Дальнейшее развитие принятого к разработке направления (эколингвистика) позволит закрепить в сфере науки и образования молодые кадры, заинтересованные научной перспективностью и социальной значимостью темы.
4. Выводы
Таким образом, результаты научно-исследовательской работы и их внедрение отвечают требованиям технического задания и по темпам исполнения соответствуют календарному плану. Качество исследования отвечает общемировому в разрабатываемой области лингвистики, что подтверждает методический и теоретический уровень полученных результатов, конкретизирующих и дополняющих предшествующие изыскания и открывающих новую исследовательскую перспективу.
Теоретические и методические разработки, возникающие в ходе реализации проекта, находят непосредственное внедрение в образовательный процесс на факультете филологии и межкультурной коммуникации ВолГУ.
Развернуть
2
01.01.2010 - 30.06.2010
2.1. Разработка алгоритма
эколингвистического мониторинга
2.2. Апробация отдельных элементов
алгоритма эколингвистического
мониторинга в вузовской среде (проведение
пробных опросов, интервью, анкетирования
и т.п.)
2.3. Обобщение и анализ материалов
диалектологической экспедиции.
2.4. Анализ подходов к проведению
лингвоэкологического мониторинга
состояния русского языка в регионе.
2.5. Разработка основ научно обоснованной
модели анализа смыслового содержания
региональных текстов СМИ.
2.6. Разработка основ научно обоснованной
модели анализа смыслового содержания
документационных текстов.
Развернуть
3
01.07.2010 - 15.12.2010
3.1. Проведение эколингвистического
мониторинга многоязычного пространства
региона.
3.2. Обработка и анализ результатов
эколингвистического мониторинга много-
язычного пространства региона.
3.3. Разработка принципов систематизации
данных эколингвистического мониторинга
многоязычного пространства региона.
3.4. Создание системного лексикогра-
фического описания диалектной лексики по
материалам художественных произведений
писателей Нижневолжского региона.
3.5. Осуществление эколингвистического
мониторинга смысловых трансформантов
текстов и мифологизированных образов
медийного пространства региона.3.6. Построение модели выявления
конфликтных ситуаций по материалам
продуктов речевой деятельности.
3.7. Разработка краткосрочных и
долгосрочных прогнозов развития русского
литературного языка в Нижневолжском
регионе.
Развернуть
4
01.01.2011 - 30.06.2011
4.1. Участие в формировании
национального корпуса диалектной
речи: сбор диалектного материала
(аудиозапись устной разговорной речи
коренных жителей казачьих станиц и
хуторов Волгоградской области),
расшифровка и транскрибирование
аудиозаписей, подготовка электронной
версии расшифровки и транскрипции в
соответствии с требованиями,
предъявляемыми к материалам
корпуса, лингвистическое
комментирование обработанного
материала и передача его в Институт
русского языка Российской академии
наук.
4.2. Разработка рекомендаций,
способствующих улучшению экологии
русского языка
4.3. Обобщение результатов изучения
коммуникативно-текстового
пространства региона.
4.4. Построение концептуальной
модели коммуникативно-текстового
пространства региона.
4.5. Разработка методических указаний
по практическому применению
результатов исследования в
образовательный процесс, работу
СМИ и судебной экспертизы.4.6. Подготовка научно-методических
материалов для проведения для
проведения методических семинаров и
круглых столов для учителей и
преподавателей учебных заведений
Волгограда и Волгоградской области с
целью ознакомления с
разработанными педагогическими
методиками, направленными на
формирование полноценной языковой
личности, владеющей всеми
богатствами общенародного языка в
образовательный процесс,
осуществляемый в средних, средних
специальных и высших учебных
заведений Волгограда и
Волгоградской области.
Развернуть
5
01.07.2011 - 15.08.2011
5.1. Разработка научных материалов и
подготовка оригинал-макетов по
следующим темам:
5.1.1. Русский язык в
социокультурном пространстве
региона;
5.1.2. Многоязычное
пространство региона;
5.1.3. Коммуникативно-
текстовое пространство
региона.5.2. Разработка программы внедрения
результатов НИР в образовательный
процесс, включая разработку
концепции и форм внедрения.
Развернуть

Программа

Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы

Программное мероприятие

1.1 Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров
Продолжительность работ
2012 - 2013, 13 мес.
Бюджетные средства
1,08 млн
профинансировано
Продолжительность работ
2005, 2 мес.
Бюджетные средства
1,15 млн
Организация
ИГ РАН
профинансировано
Продолжительность работ
2011 - 2013, 30 мес.
Бюджетные средства
2,56 млн
Организация
ФГБОУ ВПО "ОГИМ"
профинансировано
Тема
Микробиомный мониторинг в сельскохозяйственном животноводстве и аквакультуре
Продолжительность работ
2017 - 2019, 26 мес.
Бюджетные средства
100 млн
Количество заявок
0
Тема
Разработка методов сохранения разнообразия эксплуатируемых популяций проходных видов лососевых рыб в северных и дальневосточных регионах России.
Продолжительность работ
2008 - 2009, 14 мес.
Бюджетные средства
10 млн
Количество заявок
1
Тема
Мониторинг нового поколения состояния маргинальных фильтров и биофильтров морей и океанов.
Продолжительность работ
2008, 3 мес.
Бюджетные средства
1,2 млн
Количество заявок
1
Тема
Мониторинг и методическая поддержка развития сети центров трансфера технологий (ЦТТ)
Продолжительность работ
2005 - 2006, 23 мес.
Бюджетные средства
5 млн
Количество заявок
7
Тема
Мониторинг востребованности результатов прикладных исследований и разработок отраслями отечественной экономики.
Продолжительность работ
2012 - 2013, 13 мес.
Бюджетные средства
80 млн
Количество заявок
3