Регистрация / Вход
Прислать материал

Коммуникативное взимодействие и контекст

Стадии проекта
Предложение принято
Конкурс завершен
Проект закончен
Продолжительность работ
2009 - 2011, 27 мес.
Бюджетные средства
12,8 млн
Внебюджетные средства
3,6 млн

Информация отсутствует

Участники проекта

Зам. руководителя работ
Утехин Илья Владимирович

Этапы проекта

1
20.07.2009 - 15.12.2009
Разработана методика экспериментального исследования коммуникативного взаимодействия в ходе выполнения совместного задания в условиях отсутствия визуального контакта; проведена первая серия экспериментов в составле 90 эпизодов в парах "больной-больной" и 30 эпизодов в парах "здоровый-здоровый"; материалы экспериментов прошли первичную обработку, перенесены на жесткий диск, компрессированы, видео из двух камер синхронизировано по фонограмме и сохранено в форме, пригодной для дальнейшего анализа; материалы занесены в базу данных в программе Transana 2.22; проведены пилотные эксперименты с 5 парами испытуемых; составлен план, определены задачи, сформулированы критерии отбора испытуемых для второго этапа проведения экспериментального исследования; создана концепция внедрения семиотического компонента в программу преподавания филологии и искусств; определен рекомендуемый состав курсов семиотического компонента для программ бакалаврского и магистерского уровня
Развернуть
2
01.01.2010 - 15.06.2010
На данном этапе проводимые в рамках проекта эксперименты призваны собрать необходимые данные для описания взаимодействия с коммуникативно и когнитивно неполноценным партнером. Эксперименты, проводимые в соответствии с очерченной выше методикой фоксируются при помощи двух видеокамер; эти записи, будучи перенесены в компьютер, синхронизируются по фонограмме, транскрибируются и заносятся в корпус (Корпус-1, в базу данных на основе программы Transana). В этой программе исследователь формулирует наборы категорий, посвященные отдельным аспектам взаимодействия: выражение пространственной информации, взаимодействие, мета-уровень деятельности и т.п. С опорой на эти категории материалы корпуса частично аннотируются, а данные, полученные в ходе первичной обработки, аннотации и анализа, заносятся в большую таблицу, где фиксируются параметры, которые в принципе возможно подсчитывать. Там отражается тип задания и характеристики участников, длительность взаимодейсвтия по времени и в терминах интерактивной длины, успешность выполнения задания и ряд других параметров.
Работы в рамках исследования экспрессивных характеристик коммуникации предполагают видеосъемку коммуникативного взаимодействия (в данном случае ответов студентов на устном экзамене), первичную обработку видеозаписей, создание мультимедийного корпуса из этих материалов (Корпус-2) и дальнейшую аналитическую работу, основывающуюся на данных, которые будут получены при аннотации корпуса. В качестве инстумента для аннотации требуется разработать систему параметров, которые будут приложены ко всему материалу единообразно. Экспрессивные характеристики коммуниканта, исследуемые на этом и следующих этапах, включают в себя жестикуляцию, положение рта и состояние глаз.
Создание полнотекстового образовательного ресурса по семиотике предполагает сканирование источников, сохраниение их в формате pdf, а затем распрознание этих источников и их перевод в текстовый вид. Для управления этими материалами и организации доступа к ним создается вебсайт, адаптированный для нужд образовательного процесса.
Развернуть
3
16.06.2010 - 15.12.2010
На данном этапе проводимые в рамках проекта работа призвана систематизировать собранные в ходе первичного анализа данные, чтобы описать варианты и стратегии взаимодействия с коммуникативно и когнитивно неполноценным партнером. Эксперименты фиксировались при помощи двух видеокамер. Эти записи, будучи перенесены с mini-dv кассет в компьютер, синхронизируются по фонограмме, транскрибируются и заносятся в корпус (Корпус-1, который представляет собой базу данных на основе программы Transana). В этой программе исследователь формулирует наборы категорий, посвященные отдельным аспектам взаимодействия: выражение пространственной информации, интенсивность взаимодействия, мета-уровень деятельности и т.п. С опорой на эти категории материалы корпуса частично аннотируются, а данные, полученные в ходе первичной обработки, аннотации и анализа, заносятся в большую таблицу, где фиксируются параметры, которые в принципе открыты для количественного анализа. Там отражается тип задания и характеристики участников, длительность взаимодействия по времени и в терминах интерактивной длины, успешность выполнения задания и ряд других параметров. На данном этапе работа состояла в анализе и обобщении полученных результатов в виде методики оценки эффективности коммуникации. Сравнение данных по парам «больной-больной», «здоровый-здоровый» и «больной-здоровый» в отношении использования дейктических средств и референции имело целью определить, как работают средства управления вниманием партнера при выполнении задания – чем они отличаются в ситуации, когда коммуникация затруднена не только условиями задания, но и когнитивными и коммуникативными ограничениями партнера. Работы в рамках исследования экспрессивных характеристик коммуникации предполагают аннотацию и анализ видеозаписей коммуникативного взаимодействия (в данном случае - ответов студентов на устном экзамене), составляющих мультимедийный корпуса (Корпус-2). В качестве инструмента для аннотации, осуществляемой в программе Elan, разработана система параметров, которые могут быть приложены ко всему материалу. Экспрессивные характеристики коммуниканта, исследуемые на этом и следующих этапах, включают в себя жестикуляцию (руки), состояние рта и глаз. Создание полнотекстового образовательного ресурса по семиотике на данном этапе предполагает распознание и редактирование отсканированных источников, размещение их в базе данных, для управления и организации доступа к которой создается вебсайт, адаптированный для нужд образовательного процесса. В отчетный период также велась работа по совершенствованию функциональности сайта (система поиска, модуль аннотирования) и пользовательского интерфейса.
Развернуть
4
01.01.2011 - 15.06.2011
За отчетный период проведено обобщение полученных экспериментальных данных, собранных в мультимедийном корпусе (Корпус-1) в парах «больной-больной» и «здоровый-здоровый», а также в парах «больной-здоровый». Теоретическое обобщение касалось не только когнитивных и коммуникативных аспектов совместной деятельности в норме и патологии, как на предыдущих этапах, но и построения теоретической модели динамически изменяющегося релевантного контекста, согласовываемого участниками взаимодействия.
Были показаны уровни и механизмы такого согласования. Интерпретация результатов в области стратегий управления вниманием партнера и управления деятельностью в целом позволила сформулировать основные положения модели динамически меняющегося контекста: взаимосогласуемый контекст сертифицируется на каждом очередном шаге диалога, причем отсутствие коррекции на следующем шаге по умолчанию свидетельствует о приемлемом для партнеров уровне согласованности.
Велась работа над созданием экспериментальной методики, которая позволила бы воспроизвести опыты с заданиями на соответствие (подобные тем, что легли в основу Корпуса-1) в виртуальной среде, а также использовать данные о фиксациях и перемещениях взгляда одного из партнеров (Ведомого) как для анализа совместной деятельности, так и собственно для организации этой совместной деятельности (в том случае, когда в одном из режимов эксперимент предполагает трансляцию на экран Ведущего участника данных о состоянии рабочего поля Ведомого и о направлении его взгляда).
Работы в рамках исследования экспрессивных характеристик коммуникации опирались на аннотацию и анализ видеозаписей коммуникативного взаимодействия (в данном случае - ответов студентов на устном экзамене), составляющих мультимедийный корпуса (Корпус-2). В качестве инструмента для аннотации, осуществленной в прогамме Elan, использовалась разработанная для наших целей система параметров, которые позволяют описать экспрессивные характеристики поведения коммуниканта.
С опорой на материалы Корпуса-2 проведена серия экспериментов для идентификации фрагментов поведения, ассоциирующихся у испытуемых с хезитацией. В эксперименте приняли участие 30 человек; им были предъявлены без звука фрагменты видеозаписей устных ответов на экзамене длительностью от 5 до 8 минут, с заданием отметить, опираясь на невербальные аспекты поведения, те места видеозаписи, где отвечающий проявляет сомнение. Подробный анализ фрагментов, относительно которых у испытуемых наблюдалась высокая степень согласия, выявил набор характеристик невербального поведения, сочетание которых воспринимается испытуемыми как хезитация.
Разработана программа курса по анализу коммуникативного взаимодействия для студентов магистерского уровня, который сочетает изложение теоретического материала и практические задания на транскрибирование и анализ в парадигме конверсационного анализа.
Развернуть
5
16.06.2011 - 15.10.2011
За отчётный период разработаны учебные курсы по теории коммуникации и визуальной семиотике для студентов бакалаврского и магистерского уровня (в том числе лекционный курс «Семиотика и антропологическое изучение культуры»).
Подготовлены и размещены ридеры и прочие материалы по курсам семиотического цикла для учебно-методического комплекса на базе системы дистанционного обучения Sakai.
Разработаны и размещены практические и тренировочные задания по курсам семиотического цикла для учебно-методического комплекса на базе системы дистанционного обучения Sakai.
Внедрение результатов НИР в образовательный процесс в сфере преподавания семиотических дисциплин осуществлялось по программе, разработанной на предыдущем этапе и включающей в себя разработку курсов в области коммуникативного взаимодействия и когнитивной науки, а также вовлечение студентов в научную деятельность.
Развернуть

Программа

Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы

Программное мероприятие

1.1 Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров
Продолжительность работ
2012 - 2013, 16 мес.
Бюджетные средства
4,49 млн
профинансировано
Продолжительность работ
2012 - 2013, 15 мес.
Бюджетные средства
1,18 млн
Организация
ФГБОУ ВО "ЧелГУ"
профинансировано
Продолжительность работ
2012 - 2013, 14 мес.
Бюджетные средства
0,95 млн
профинансировано
Проведение поисковых научно-исследовательских работ в области гуманитарных наук: 1. Формирование коммуникативной компетенции студентов социально-экономического профиля подготовки средствами манипулятивной коммуникации 2. Реализация принципа преемственности в профессионально-личностной подготовке учителя начальных классов (в системе школа-вуз) 3. Психологические условия и средства разрешения межличностных конфликтов в студенческой группе 4. Креативность, независимость поведения детей 6-7 лет и материнское отношение 5. Физическая культура в контексте духовно-нравственного оздоровления общества 6. Формирование целостной картины мира у ребенка на начальной ступени обучения в педагогической системе К.Д. Ушинского 7. Мониторинг качества профессионально-коммуникативной подготовки иностранных студентов-медиков 8. Формирование готовности к профессиональному общению студентов технического вуза в процессе профилированного обучения иностранному языку 9. Организационно-педагогические условия развития студенческого самоуправления в современном вузе 10. Теория и технология формирования педагогической культуры будущего учителя
Продолжительность работ
2009, 3 мес.
Бюджетные средства
2,7 млн
профинансировано
Проведение поисковых научно-исследовательских работ в области гуманитарных наук: 1. Тезис существования в контексте классической, аналитической и феноменологической парадигм; 2. Онтология математической теории в свете дефляционной семантики; 3. Психология жизненного самоосуществления: системно-антропологический контекст; 4. Специальные основания освобождения от уголовной ответственности: вопросы теории и практики; 5. Межэтнические взаимодействия в Сибири через призму региональной прессы второй половины XIX - начала ХХ вв.; 6. Символьное воспроизводство этничности в автономиях Южной Сибири (ХХ-ХХI в.); 7. Золотодобывающая промышленность Северо-Востока 1930-1950-х гг.: от чрезвычайщины к реформам; 8. Компаративистские исследования: Россия, Запад, Восток; 9. Коммуникативно-прагматическое описание эмотивного дискурса в славянских языках; 10. Социально-ответственное поведение субъектов как естественный результат эволюции социального партнерства и условие реализации инновационного вектора развития социально-ориентированной экономики
Продолжительность работ
2009, 3 мес.
Бюджетные средства
1,5 млн
профинансировано
Тема
Разработка программного комплекса управления роботом с элементами эмоционального коммуникативного поведения.
Продолжительность работ
2011 - 2012, 15 мес.
Бюджетные средства
18,1 млн
Количество заявок
4
Тема
«Организационно-техническое обеспечение проведения молодежной конференции «Современные коммуникативные технологии взаимодействия с целевой аудиторией»»
Продолжительность работ
2011, 2 мес.
Бюджетные средства
0,9 млн
Количество заявок
3
Тема
Анализ важнейших факторов научно-технологического развития в контексте цивилизационных циклов.
Продолжительность работ
2011 - 2013, 30 мес.
Бюджетные средства
7,5 млн
Количество заявок
1
Тема
Создание информационно-коммуникативной системы, обеспечивающей взаимодействие стажировочных площадок, созданных в рамках реализации задачи «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития»
Продолжительность работ
2013, 2 мес.
Бюджетные средства
7 млн
Количество заявок
6
Тема
Организация и проведение Международного научно-практического Семинара «Цивилизационное развитие России, Киргизии и Таджикистана в контексте евразийской интеграции
Продолжительность работ
2014, 0 мес.
Бюджетные средства
3 млн
Количество заявок
3