Регистрация / Вход
Прислать материал

Искусство в контексте развития духовной культуры населения Южного Урала (XVIII–XX вв.)

Стадии проекта
Предложение принято
Конкурс завершен
Проект закончен
Проект
02.740.11.0373
Организация
ФГАОУ ВО "ЮУрГУ (НИУ)"
Руководитель работ
Парфентьев Николай Павлович
Продолжительность работ
2009 - 2011, 26 мес.
Бюджетные средства
12 млн
Внебюджетные средства
2,4 млн

Информация отсутствует

Этапы проекта

1
20.07.2009 - 15.12.2009
Результаты работы на 1 этапе, в том числе:
– Новые данные о ранее не изучавшихся явлениях регионального искусства на основе произведений художественного творчества, включая памятники древнерусской традиции (иконописи, орнаментики рукописных книг), произведения изобразительного искусства (первых профессиональных художников, классической традиции в стиле соцреализма, неформального творчества), декоративно-приклад¬ного искусства (златоустовской гравюры на стали), архитектуры (остатки крепостей, храмовое зодчество) и народного художественного творчества. Всего исследовано: произведений древнерусской традиции: иконописи – 54, орнаментированных книг – 124, музыкально-крюковых рукописей – 75; произведений художников – 260 (в том числе: живописи и графики – 244, скульптуры – 16); прикладного искусства – 47; народного творчества – 65; памятников архитектуры – 21. Полученные научные данные позволяют уточнить задачи дальнейшего исследования, являются новыми и определяющими мировой уровень изучения выдающихся памятников и произведений искусства, а также соответствуют требованиям Задания.
– Новаторское применение методов исследования явлений искусства, а также авторские методы, позволяющие наиболее успешно исследовать влияние духовной культуры региона на формирование художественного своеобразия произведений искусства и творческие принципы местных мастеров, и дающие наиболее точное теоретическое обоснование выводов. В ходе работ применено методов: общенаучных – 6; искусствоведческого исследования – 3; исторического исследования – 5; других – 3. Авторских методов разработано – 3 (в том числе: в области изучения произведений искусства древнерусской традиции – 2, архитектурных памятников – 1).
– Концепция взаимосвязи и взаимообусловленности художественных процессов в искусстве Южного Урала с историческими процессами в развитии духовной культуры местного населения и влияния контекста этой культуры на формирование региональных особенностей и стилистического своеобразия произведений искусства.
– Научные данные об исследованиях духовной культуры региона и о возможности изучения на их основе исторического контекста развития регионального искусства. Всего изучено 111 историографических источников по истории и теории духовной культуры региона.
– Научные данные о существующих исследованиях различных явлений регионального искусства. Изучено 163 историографических источников по истории и теории изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры, театра, музыки и народного творчества.
– Научные данные об исследованиях искусства в контексте духовной культуры Южного Урала. Изучено 117 историографических источников, раскрывающих явления искусства в контексте развития духовной культуры региона и формирования в произведениях художественного своеобразия и феномена духовного.
– Новые обобщенные научные данные об опубликованных материалах, позволяющие: установить степень изученности проблемы, уточнить задачи её дальнейшего исследования, определить основной круг источников.
Развернуть
2
01.01.2010 - 30.06.2010
Результаты работы на 2 этапе, в том числе:
– Научные данные об эффективности методологических принципов и подходов, применяющихся отечественным и зарубежным искусствознанием, позволяющие определить методологическую базу дальнейшего исследования региональных памятников и произведений искусства.
– База данных о репрезентативном круге памятников и произведений различных явлений искусства, позволяющих осуществить их всестороннее исследование и получение наиболее достоверных и полных научных результатов.
– Новаторское применение при исследовании явлений регионального искусства научных методов, дающих наиболее точные представления о сущности художественного творчества в различные эпохи и влиянии духовной культуры региона на формирование его особенностей, а также позволяющих получить теоретически обоснованные выводы. В ходе работ применено методов: общенаучных (индукция и дедукция, анализ и синтез, и др.) – 6; философско-методологических систем (структурная антропология, герменевтика) – 2; искусствоведческого исследования (иконографический, иконологический, формальный и др.) – 5; исторического исследования (генетический, генеалогический, синхронный, компаративный и др.) – 7; других – 5. Применено научных принципов (объективности, достоверности, репрезентативности и др.) – 5.
– Авторские методы исследования, позволяющие изучать региональные особенности различных явлений искусства, художественное своеобразие произведений, творческие принципы местных мастеров и стилистическое своеобразие их произведений. Авторских методов разработано и обосновано – 3 (в том числе: в области изучения произведений искусства древнерусской традиции – 2, архитектурных памятников – 1).
– Новые данные о ранее не изучавшихся явлениях регионального искусства на основе применения новейших и традиционных научных методов и анализа широкого круга произведений художественного творчества, включая памятники древнерусской традиции, произведения изобразительного искусства, декоративно-приклад¬ного искусства, архитектуры и народного художественного творчества. В ходе выполнения работ на отчетном этапе выявлено и исследовано 113 памятников и произведений искусства, в том числе: произведений древнерусской традиции: иконописи – 7 (всего исследовано памятников – 61); орнаментированных книг – 9 (133); музыкально-крюковых рукописей – 14 (89); произведений южноуральских художников – 17 (277), в том числе: живописи и графики – 14 (274), скульптуры – 3 (19); декоративно-прикладного искусства – 12 (59); народного творчества – 22 (87); памятников архитектуры – 15 (36). Полученные научные данные позволяют дополнить и уточнить полученные ранее результаты исследования, являются новыми и определяющими мировой уровень изучения выдающихся памятников и произведений регионального искусства, а также соответствуют требованиям Технического задания.
– Опубликованные по результатам исследования научные статьи в ведущих отечественных научных изданиях (8); защищенные докторская (1) и кандидатская (1) диссертации; разработана программа и открыта подготовка магистров (1).
Развернуть
3
01.07.2010 - 15.12.2010
Результаты выполненных работ на 3 этапе:
– Научные данные об эффективности методологических принципов и подходов, применяющихся отечественным и зарубежным искусствознанием, усовершенствованная на основе этих данных методика анализа и обобщения получаемых результатов исследования региональных памятников и произведений искусства.
– Новаторское применение при исследовании явлений регионального искусства научных методов, дающих наиболее точные представления о сущности художественного творчества в различные эпохи и влиянии духовной культуры региона на формирование его особенностей, а также позволяющих получить теоретически обоснованные выводы. В ходе работ применено методов: общенаучных (индукция и дедукция, анализ и синтез, систематизация и др.) – 6; философско-методологических систем (структурная антропология, герменевтика) – 2; искусствоведческого исследования (иконографический, иконологический, формальный и др.) – 5; исторического исследования (генетический, генеалогический, синхронный, компаративный и др.) – 7; других – 5. Также применено авторских методов – 3, научных принципов (объективности, достоверности, репрезентативности и др.) – 5.
– Новые данные о ранее не изучавшихся явлениях регионального искусства на основе применения новейших и традиционных научных методов и анализа широкого круга произведений художественного творчества. В ходе выполнения работ на отчетном этапе выявлено и исследовано 136 памятников и произведений искусства, в том числе: произведений древнерусской традиции: иконописи – 5 (всего за все этапы работы – 66); орнаментированных книг – 4 (137); музыкально-крюковых рукописей – 7 (96); произведений южно-уральских художников – 36 (329), в том числе: живописи и графики – 27 (301), скульптуры – 9 (28); декоративно-прикладного искусства – 27 (86); народного творчества – 15 (102); памятников архитектуры – 6 (42). Установленные научные данные позволяют дополнить и уточнить полученные ранее результаты исследования, являются новыми и определяющими мировой уровень изучения выдающихся памятников и произведений регионального искусства, а также соответствуют требованиям Технического задания.
– Опубликованные по результатам исследования научные статьи в ведущих отечественных научных изданиях (9).
Развернуть
4
01.01.2011 - 30.06.2011
– Научная концепция обобщения полученных результатов исследования проблемы, разработанная и уточненная в соответствии с новыми данными.
– Принципы научного обобщения полученных результатов в соответствии с общей концепцией исследования. Новаторское применение при исследовании явлений регионального искусства научных методов, дающих наиболее точные представления о сущности художественного творчества в различные эпохи и влиянии духовной культуры региона на формирование его особенностей, а также позволяющих получить теоретически обоснованные выводы.
– Научные подходы и принципы изложения материалов, представляемых в научных публикациях, монографиях, диссертационных трудах, отчете, а также усовершенствованная методика анализа и обобщения получаемых результатов исследования.
– Новые данные о ранее не изучавшихся явлениях регионального искусства в контексте особенностей развития духовной культуры региона на основе применения новейших и традиционных научных методов анализа широкого круга произведений художественного творчества. В ходе выполнения работ на отчетном этапе выявлено и исследовано 105 памятников и произведений искусства, в том числе: произведений древнерусской традиции: иконописи – 3 (всего за все этапы работы – 69); орнаментированных рукописных книг – 5 (142); музыкально-крюковых рукописей – 3 (99); произведений южно-уральских художников – 43 (372), в том числе: живописи и графики – 35 (336), скульптуры – 8 (36); декоративно-прикладного искусства – 17 (103); народного творчества – 15 (117); памятников архитектуры – 19 (61). Установленные научные данные позволяют дополнить и уточнить полученные ранее результаты исследования, являются новыми и определяющими мировой уровень изучения выдающихся памятников и произведений регионального искусства, а также соответствуют требованиям Технического задания.
– Опубликованные по результатам исследования: научные статьи в ведущих отечественных научных изданиях – 4, монография – 1.
– Защищенная молодым кандидатом наук докторская диссертация – 1.
Развернуть
5
01.07.2011 - 30.09.2011
– Принципы научного обобщения полученных результатов в соответствии с общей концепцией исследования, определяющей объект и предмет исследования, хронологические и территориальные рамки, методологические подходы, структурирование полученного материала.
– Новые данные о ранее не изучавшихся явлениях регионального искусства в контексте особенностей развития духовной культуры региона на основе применения новейших и традиционных научных методов анализа широкого круга произведений художественного творчества. В ходе выполнения работ на отчетном этапе выявлено и исследовано 90 памятников и произведений искусства, в том числе: произведений древнерусской традиции: иконописи – 2 (всего за все этапы работы – 71); орнаментированных рукописных книг – 3 (145); музыкально-крюковых рукописей – 7 (106); произведений южно-уральских художников – 36 (408), в том числе: живописи и графики – 29 (365), скульптуры – 7 (43); декоративно-прикладного искусства – 15 (118); народного творчества – 13 (130); памятников архитектуры – 14 (75). Установленные научные данные позволяют дополнить и уточнить полученные ранее результаты исследования, являются новыми и определяющими мировой уровень изучения выдающихся памятников и произведений регионального искусства, а также соответствуют требованиям Технического задания.
– Научные подходы и принципы изложения материалов, представляемых в научных публикациях, монографиях, диссертационных трудах в соответствии с новыми и традиционными методами анализа и обобщения получаемых результатов исследования.
– Опубликованные по результатам исследования: научные статьи в ведущих отечественных научных изданиях – 4, монография – 1.
– Защищенная по материалам исследования аспирантом кандидатская диссертация – 1; представленные в диссертационный совет докторская диссертация – 1, кандидатская диссертация – 1.
Развернуть

Программа

Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы

Программное мероприятие

1.1 Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров
Продолжительность работ
2011 - 2012, 17 мес.
Бюджетные средства
0,36 млн
профинансировано
Тема
Всероссийская олимпиада среди студентов училищ и колледжей искусств: «Роль деятелей и произведений культуры и искусства, исторических деятеей в победе в Великой Отечественной войне»
Бюджетные средства
0 млн
Количество заявок
0
Тема
«Организационно-техническое обеспечение проведения международной молодежной конференции «Искусство науки»»
Продолжительность работ
2011, 4 мес.
Бюджетные средства
1,4 млн
Количество заявок
3
Тема
Организационно-техническое обеспечение проведения Всероссийской молодёжной научной школы «Искусство и техническое творчество»
Продолжительность работ
2013, 5 мес.
Бюджетные средства
2 млн
Количество заявок
12
Тема
Научно-методическое и организационно-техническое обеспечение проведения Международной научно-практической конференции под эгидой ЮНЕСКО «Эммануэль Нобель – наука и бизнес – искусство управлять».
Продолжительность работ
2009, 6 мес.
Бюджетные средства
0,5 млн
Количество заявок
1
Тема
Организационно-техническое обеспечение проведения всероссийской научной школы для молодежи "Мультикультурный феномен в фольклоре, литературе и искусстве (Россия, США, Германия, Испания)"
Продолжительность работ
2009, 4 мес.
Бюджетные средства
1,4 млн
Количество заявок
0