Регистрация / Вход
Прислать материал

Разработка инновационных методов научно-исследовательской, образовательной и практической деятельности психолога с применением технологий виртуальной реальности

Стадии проекта
Предложение принято
Конкурс завершен
Проект закончен
Продолжительность работ
2009 - 2011, 25 мес.
Бюджетные средства
8 млн
Внебюджетные средства
3,42 млн

Информация отсутствует

Этапы проекта

1
20.07.2009 - 31.10.2009
1. Наименование разрабатываемой продукции
– Методологические принципы использования технологий виртуальной реальности в психологии.
– Рекомендации по созданию инновационных методов научной, образовательной и практической деятельности психолога с применением технологий виртуальной реальности.
– Методы исследования константности восприятия, взаимодействия зрительных признаков, механизмов формирования зрительных иллюзий, когнитивных схем внешнего мира.
– Концепция, описывающая механизмы процесса формирования зрительного образа, позволяющая создать уровневую модель восприятия.
– Методика создания «контролируемых иллюзий» — иллюзорных сцен с изменяемыми параметрами стимуляции (яркостью отдельных поверхностей, геометрией, размерностью, динамикой и др.).
– Научно-методическая основа для разработки более точных технологий локализации мозговых механизмов ментальных состояний с использованием алгоритмов классификации паттернов электроэнцефалограммы (ЭЭГ), методов дипольного моделирования и технологий магнитно-резонансной томографии (МРТ).
– Алгоритмы классификации паттернов ментальных состояний по электроэнцефалограмме (ЭЭГ) и трансформации их в команды для управления внешними устройствами.
– Методы тестирования индивидуальных психофизических особенностей человека по его способности управлять интерфейсом «мозг-компьютер» (ИМК).
– Предложения по прикладному использованию интерфейса ИМК в компьютерных играх и системах «биологической обратной связи».
– Инновационные образовательные программы разного уровня (включая подготовку кадров высшей научной квалификации), в частности, спецкурс «Психология виртуальной реальности», спецпрактикум «Технологии виртуальной реальности в психологии», новые задания Общего психологического практикума.

2. Характеристика выполненных на этапе работ по созданию продукции
Проведен анализ современных отечественных и зарубежных исследований, выполненных с использованием систем виртуальной реальности, в том числе в различных отраслях психологии – когнитивной психологии, психофизиологии, организационной, клинической и социальной психологии, а также психотерапии и психологической реабилитации. В процессе анализа выделены и описаны методологические особенности использования технологии виртуальной реальности для научных исследований, образования и практики. Рассмотрена экологическая валидность этой технологии, ее гибкость и интерактивность, а также ограничения ее использования. Обсуждены перспективные направления изменения исследовательских парадигм, возникающих при использовании этой технологии в психологических исследованиях. Отдельной темой анализа является обсуждение возможности использования новых технологий для решения задач инновационного образования. Проведен методологический анализ возможностей использования технологий виртуальной реальности в психологии и её практических приложениях с позиций современных психологических и философских теорий; проведен анализ основных методологических проблем в области применения технологий виртуальной реальности как инструмента исследовательской, практической и образовательной деятельности психолога; подготовлены научно-методические материалы к проведению Всероссийской научной конференции с международным участием «Когнитивные науки: междисциплинарные исследования мышления и интеллекта»; подготовлены доклады для выступления на Пятом Всероссийском форуме «Здоровье нации — основа процветания России» и Международной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму; подготовлены научно-методические материалы для презентации результатов НИР в рамках Четвертого Фестиваля науки в г. Москве; проведен анализ и обобщение результатов НИР для составления промежуточного аннотационного научно-технического отчета.
2.1. Результаты работы на промежуточном этапе соответствуют характеристикам требований задания.
В результате НИР разработаны методологические принципы использования технологий виртуальной реальности в психологии и её практических приложениях: когнитивной психологии, психофизиологии, организационной, клинической и социальной психологии, а также психотерапии и психологической реабилитации.
Сформулированы рекомендации по созданию инновационных методов научной, образовательной и практической деятельности психолога с применением технологий виртуальной реальности: описаны принципы обеспечения требований экологической валидности, гибкости, интерактивности, учета ограничений в использовании и соответствия исследовательской парадигме.
2.2. Новизна работы состоит в анализе инновационного потенциала применения виртуальной реальности в психологической науке, образовании и практике.
2.3. Выполненная работа представляет собой результат методологического анализа теоретических и экспериментальных психологических исследований в области применения технологии виртуальной реальности. Особенностью проведенного методологического анализа является всесторонний охват базовых отраслей современной психологической науки: когнитивная психология, психология труда и инженерная психология, клиническая психология, социальная психология, психология образования и др.
2.4. Создание объектов интеллектуальной собственности на отчетном этапе не предусмотрено.
3. Области и масштабы использования полученных результатов
3.1. Полученные результаты позволяют выделить основные направления применения технологий виртуальной реальности в психологической науке в рамках когнитивной психологии, психологии труда и инженерной психологии, клинической психологии, социальной психологии, психологии образования, психологии спорта, психологии искусства.
3.2. Ход практического внедрения полученных результатов.
Полученные результаты используются в учебно-образовательном процессе в рамках следующих дисциплин: «Психология общения», «Спортивная психология», «Психофизиология», «Психология ощущения и восприятия».
Среди первоочередных задач практического внедрения полученных результатов в учебный процесс следует назвать следующие:
• Проведение видеоконференций, дистанционных рабочих совещаний и телемостов. Эта возможность, предоставляемая технологией виртуальной реальности, становится особенно актуальной в связи с созданием системы филиалов МГУ имени М.В.Ломоносова в различных странах ближнего зарубежья (на Украине в г. Севастополе, в Узбекистане в г. Ташкент, в Айзербаджане в г. Баку).
• Создание банка классических лекций для дистанционного обучения бакалавров, магистров, аспирантов и преподавательского состава.
• Воссоздание в Виртуальной реальности классических экспериментов, ставших золотым фондом зарубежной и отечественной психологии. Примером восстановления таких экспериментов были работы по воссозданию социального эксперимента Стэнли Милгрема.
3.3. В качестве наиболее перспективных направлений использования технологий Виртуальной реальности были выделены следующие: Организационная психология вплотную подошла к разработке, тестированию и применению нового поколения систем ВР для организации видеоконференций, или дистанционных рабочих совещаний. Новые возможности для организационной психологии открываются при использовании виртуальных аватаров, которые уже начинают служить посредниками в торговой рекламе: для демонстрации новых товаров, примерки изделий легкой промышленности, способов расстановки мебели в некотором пространстве и др.
Перед психологией труда тоже встают новые задачи, связанные с исследованием и разработкой эргономических норм для систем ВР, предназначенных для здоровых пользователей, а также для инвалидов, нуждающихся в специальных устройствах и приспособлениях.
Большой объем задач стоит перед психологией обучения. В настоящее время способы организации обучения, в том числе профессионального и группового, в виртуальной среде только разрабатываются.
4. Выводы
Виртуальная реальность становится новым эффективным методом исследования в психологии и, как можно ожидать, это будет способствовать пересмотру категориального аппарата психологической науки. Необходимы систематические исследования, касающиеся таких важных вопросов, как методология, этические нормы, техническое оснащение и т.д. для развития и внедрения этой уникальной новейшей технологии в теорию и практику психологии. На начальном этапе предстоит решать ряд важнейших вопросов, связанных с созданием банка данных по психологическим исследованиям, проведенным при помощи ВР технологии, с проработкой методических вопросов использования ВР технологии в психологии, с вопросами специфических «психологических» сценариев для создания ВР среды, а также с разработкой этических и моральных норм для психологических исследований.
Развернуть
2
01.11.2009 - 15.12.2009
1. Наименование разрабатываемой продукции
– Методологические принципы использования технологий виртуальной реальности в психологии.
– Рекомендации по созданию инновационных методов научной, образовательной и практической деятельности психолога с применением технологий виртуальной реальности.
– Методы исследования константности восприятия, взаимодействия зрительных признаков, механизмов формирования зрительных иллюзий, когнитивных схем внешнего мира.
– Концепция, описывающая механизмы процесса формирования зрительного образа, позволяющая создать уровневую модель восприятия.
– Методика создания «контролируемых иллюзий» — иллюзорных сцен с изменяемыми параметрами стимуляции (яркостью отдельных поверхностей, геометрией, размерностью, динамикой и др.).
– Научно-методическая основа для разработки более точных технологий локализации мозговых механизмов ментальных состояний с использованием алгоритмов классификации паттернов электроэнцефалограммы (ЭЭГ), методов дипольного моделирования и технологий магнитно-резонансной томографии (МРТ).
– Алгоритмы классификации паттернов ментальных состояний по электроэнцефалограмме (ЭЭГ) и трансформации их в команды для управления внешними устройствами.
– Методы тестирования индивидуальных психофизических особенностей человека по его способности управлять интерфейсом «мозг-компьютер» (ИМК).
– Предложения по прикладному использованию интерфейса ИМК в компьютерных играх и системах «биологической обратной связи».
– Инновационные образовательные программы разного уровня (включая подготовку кадров высшей научной квалификации), в частности, спецкурс «Психология виртуальной реальности», спецпрактикум «Технологии виртуальной реальности в психологии», новые задания Общего психологического практикума.

2. Характеристика выполненных на этапе работ по созданию продукции
Представлен анализ и обобщение концептуальных и эмпирических данных о методах научно-исследовательской, практической и образовательной деятельности с использованием технологий виртуальной реальности; выявление и анализ технических трудностей и ограничений использования технологий виртуальной реальности.
Сопоставительный анализ позволил выявить специфику методов, использующих технологии виртуальной реальности, по сравнению с традиционными исследовательскими методами в психологии и её приложениях, прежде всего в области клинической психологии, психологии здоровья, психологии безопасности и психофизиологии.
Представлены результаты проведенной апробации новых методических возможностей технологий виртуальной реальности на материале психологического изучения константности восприятия. Результаты эмпирического исследования позволили подтвердить гипотезу о механизме константности восприятия: разные способы искажения изображений на сетчатке с применением технологии виртуальной реальности нарушают целостность перцептивной системы «глаз-голова-тело» различным образом.
Описывается научно-методическая основа изучения психологических эффектов, связанных с виртуальной реальностью.
2.1. Результаты работы на промежуточном этапе соответствуют характеристикам требований задания.
В результате НИР систематизированы данные о методах научно-исследовательской, практической и образовательной деятельности с использованием технологий виртуальной реальности; выявлены технические трудности и ограничения использования технологий виртуальной реальности.
Впервые установлено, что различные способы искажения изображений на сетчатке с применением технологии виртуальной реальности вызывают различные нарушения механизмов константности восприятия, а именно целостность перцептивной системы «глаз-голова-тело».
2.2. Новизна работы состоит в анализе инновационного потенциала применения виртуальной реальности в психологической науке, образовании и практике.
2.3. Выполненная работа представляет собой результат методологического анализа теоретических и экспериментальных психологических исследований в области применения технологии виртуальной реальности, а также результат проведения эмпирического исследования. Особенностью проведенного методологического анализа является всесторонний охват базовых отраслей современной психологической науки: когнитивная психология, психология труда и инженерная психология, клиническая психология, социальная психология, психология образования и др.
2.4. Создание объектов интеллектуальной собственности на отчетном этапе не предусмотрено.
3. Области и масштабы использования полученных результатов
3.1. Полученные результаты позволяют выделить основные направления применения технологий виртуальной реальности в психологической науке в рамках когнитивной психологии, психологии труда и инженерной психологии, клинической психологии, психологии здоровья, социальной психологии, психологии образования, психологии спорта, психологии искусства.
3.2. Ход практического внедрения полученных результатов.
Полученные результаты используются в учебно-образовательном процессе в рамках следующих дисциплин: «Психология общения», «Спортивная психология», «Психофизиология», «Психология ощущения и восприятия».
Среди первоочередных задач практического внедрения полученных результатов в учебный процесс следует назвать следующие:
• Проведение видеоконференций, дистанционных рабочих совещаний и телемостов. Эта возможность, предоставляемая технологией виртуальной реальности, становится особенно актуальной в связи с созданием системы филиалов МГУ имени М.В.Ломоносова в различных странах ближнего зарубежья (на Украине в г. Севастополе, в Узбекистане в г. Ташкент, в Айзербаджане в г. Баку).
• Создание банка классических лекций для дистанционного обучения бакалавров, магистров, аспирантов и преподавательского состава.
• Воссоздание в Виртуальной реальности классических экспериментов, ставших золотым фондом зарубежной и отечественной психологии. Примером восстановления таких экспериментов были работы по воссозданию социального эксперимента Стэнли Милгрема.
3.3. Ожидания исследователей, пытающихся найти способы применения новейшей технологии виртуальной реальности для психологии, связаны как с получением фундаментальных знаний в различных областях психологии, так и с ее практическим использованием для психотерапии, лечения различного рода фобий, использования этой технологии для инновационного образования. Показано, что эта технология открывает для психологии новые исследовательские возможности и оснащает ее методами, имеющими ряд преимуществ перед традиционными инструментами. Применение технологии виртуальной реальности для фундаментальных исследований может привести к открытию совершенно новых феноменов, которые невозможно было получить в рамках классических методов.
4. Выводы
Проведена систематизация концептуальных и эмпирических данных о методах научно-исследовательской, практической и образовательной деятельности с использованием технологий виртуальной реальности, выявлены технические трудности и ограничения их использования.
Выявлена специфика методов, использующих технологии виртуальной реальности, по сравнению с традиционными исследовательскими методами в психологии и её приложениях.
Проведена апробация новых методических возможностей технологий виртуальной реальности на материале психологического изучения константности восприятия и показано, что разные способы искажения изображений на сетчатке с применением технологии виртуальной реальности нарушают целостность перцептивной системы «глаз-голова-тело» различным образом.
Описана научно-методическая основа изучения психологических эффектов, связанных с виртуальной реальностью.
Развернуть
3
01.01.2010 - 31.05.2010
3.1. Разработка научно-методических принципов
создания системы психологического
мониторинга интеграции новых технологий
в жизнедеятельность современного социума.
3.2. Создание методической основы
психологического мониторинга интеграции
технологий виртуальной реальности в
жизнедеятельность современного социума.
3.3. Подготовка научно-методических
материалов НИР для презентации на
Международной научной конференции
студентов, аспирантов и молодых ученых
«Ломоносов».
3.4. Анализ результатов научной конференции
«Ломоносовские чтения» с целью выявления
основных направлении приложения
технологии виртуальной реальности в
психологии.
3.5. Анализ и обобщение результатов НИР для
составления аннотационного научно-
технического отчета.
Развернуть
4
01.06.2010 - 15.12.2010
4. 1 . Проведение научного анализа возможностей
и опыта использования технологий
виртуальной реальности для
психологического изучения проблем
обеспечения безопасности.
4.2. Разработка принципов использования технологий виртуальной реальности для психологического изучения проблем обеспечения безопасности. Разработка
прототипа программного обеспечения
«Виртуальная психологическая
лаборатория». Апробация возможностей
программного обеспечения в учебном
процессе.
4.3 . Разработка методических рекомендаций по
применению технологий виртуальной
реальности для психологического изучения
проблем обеспечения безопасности.
Разработка на базе технологий виртуальной
реальности компьютерной методики
диагностики эмоциональных выражений
лиц.
4.4. Подготовка докладов для выступления на
Шестом Всероссийском форуме «Здоровье
нации — основа процветания России» и
Международной конференции по проблемам
безопасности и противодействия
терроризму.
4.5. Подготовка научно-методических
материалов для презентации результатов
НИР в рамках Пятого Фестиваля науки в г.
Москве.
4.6. Подготовка докладов и научно-
методических материалов для презентации
результатов НИР на XXVII Международном
конгрессе по прикладной психологии.
4.7. Подготовка статей в ведущие научные журналы по проблемам научно-исследовательской, образовательной и практической деятельности психолога с применением технологий виртуальной реальности.
4.8. Разработка аппаратно-программных средств
и методических материалов для проведения
НИР с использованием технологий
виртуальной реальности.
4.9. Анализ и обобщение результатов НИР для
составления годового научно-технического
отчета.
Развернуть
5
01.01.2011 - 30.04.2011
5.1. Исследование уровневой структуры
зрительных признаков в процессе
формирования зрительного образа при
помощи технологии виртуальной реальности.
5.2. Изучение перцептивно-двигательных
координации наблюдателя в пространственно
организованной виртуальной среде.
5.3. Исследование когнитивных правил
формирования зрительных иллюзий в
трехмерной виртуальной среде.
5.4. Разработка рекомендаций по использованию
когнитивных правил формирования
зрительных образов при создании
прикладных технологий.
5.5. Подготовка материалов НИР для
презентации на Международной научной
конференции студентов, аспирантов и
молодых ученых «Ломоносов».
5.6. Анализ результатов научной конференции
«Ломоносовские чтения» для выработки стратегии научно-исследовательской деятельности по изучению использования технологий виртуальной реальности в психологии.
5.7. Разработка программы внедрения
результатов НИР в образовательный процесс.
5.8. Настройка и апробация аппаратно-
программных средств и методических
материалов для проведения НИР с
использованием технологий виртуальной
реальности.
5.9. Анализ и обобщение результатов НИР для
составления промежуточного
аннотационного научно-технического отчета.
Развернуть
6
01.05.2011 - 10.08.2011
6. 1 . Анализ возможностей разработки
интерфейсов «мозг-компьютер» с
использованием технологий виртуальной
реальности.
6.2. Выявление психологических и
психофизиологических механизмов,
обеспечивающих работу интерфейсов «мозг-
компьютер» с использованием технологий
виртуальной реальности.
6.3. Разработка научно-методических
рекомендаций по созданию интерфейсов
«мозг-компьютер» с использованием
технологий виртуальной реальности с
учетом психологических и
психофизиологических механизмов.
6.4. Подготовка докладов и научно-методических
материалов для презентации результатов
НИР на XII Европейском конгрессе по психологии.
6.5. Подготовка макета моногафии по проблемам инновационного методического обеспечения научно-исследовательской,
образовательной и практической
деятельности психолога с применением
технологий виртуальной реальности.
6.6. Анализ и обобщение результатов НИР для
составления итогового научно-технического
отчета.
Развернуть

Программа

Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы

Программное мероприятие

1.1 Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров
Проведение поисковых научно-исследовательских работ в области психологии: 1. Изучение возможностей использования технологий виртуальной реальности в области когнитивной психологии; 2. Социально-психологическое изучение представлений о технологиях виртуальной реальности; 3. Изучение возможностей использования технологий виртуальной реальности в области психофизиологии; 4. Изучение возможностей использования технологий виртуальной реальности в области психологии искусства; 5. Изучение возможностей использования технологий виртуальной реальности в области психологии безопасности; 6. Изучение возможностей использования технологий виртуальной реальности в области психологии спорта; 7. Изучение возможностей использования технологий виртуальной реальности в области психологии здоровья; 8. Разработка модели оптимизации процесса саморегуляции с применением технологий Виртуальной реальности; 9. Разработка модели психологической подготовки с применением технологии Виртуальной реальности; 10. Изучение возможностей использования технологии Виртуальной реальности для обучения детей
профинансировано
Тема
Методология параметрического и адаптивного к системам виртуальной реальности моделирования гидроэнергетических объектов.
Продолжительность работ
2008, 3 мес.
Бюджетные средства
1,2 млн
Количество заявок
1
Тема
«Апробация и поэтапное внедрение профессионального стандарта педагогической деятельности работников сферы общего образования, включая общественное обсуждение проекта и методическое сопровождение его апробации и внедрения, а также предложения по корректировке федеральных государственных образовательных стандартов по педагогике и психологии»
Продолжительность работ
2013 - 2014, 17 мес.
Бюджетные средства
9 млн
Количество заявок
3
Тема
Научно-организационное, методическое и техническое обеспечение организации и поддержки научно-образовательных центров в области психологии и педагогики и осуществление на основе комплексного использования материально-технических и кадровых возможностей совместных исследований и разработок
Продолжительность работ
2005 - 2006, 23 мес.
Бюджетные средства
6 млн
Количество заявок
8
Тема
«Компьютерное моделирование, виртуальные разработка и функциональное тестирование особенностей поведения (биосовместимость и механические свойства) биосовместимых металлических наноматериалов».
Продолжительность работ
2011 - 2013, 29 мес.
Бюджетные средства
90 млн
Количество заявок
1
Тема
Разработка принципов и программных средств виртуальной интеграции распределённых источников данных для создания масштабных информационных инфраструктур профессионального назначения.
Продолжительность работ
2012 - 2013, 17 мес.
Бюджетные средства
39 млн
Количество заявок
24