Регистрация / Вход
Прислать материал

Психологическая индивидуальность: наследственность и среда.

Стадии проекта
Предложение принято
Конкурс завершен
Проект закончен
Проект
02.740.11.0376
Организация
ФГБНУ "ПИ РАО"
Руководитель работ
Малых Сергей Борисович
Продолжительность работ
2009 - 2011, 26 мес.
Бюджетные средства
13,5 млн
Внебюджетные средства
3 млн

Информация отсутствует

Этапы проекта

1
20.07.2009 - 30.09.2009
1.1. Исследование стабильности индивидуальных особенностей ЭЭГ-маркёров активности двух модулей внимания (селекции канала и выбора мишени внимания) при речевой и зрительной функциональных нагрузках у детей в возрасте 5-6 лет.
1 .2. Изучение вклада устойчивых индивидуальных различий в ЭЭГ-маркёрах внимания в оценки интеллекта у детей 5-6 лет;
1.3. Изучение возрастной динамики становления разных операций контроля внимания у детей в возрасте от 5 до 7 лет.
1 .4. Сбор и анализ данных по когнитивным характеристикам у близнецов
1.5. Анализ влияния генетических и средовых факторов индивидуальных различий в спектральных параметрах дельта-, тета- и альфа-ритмов ЭЭГ в покое и при устойчивом внимании к зрительной и речевой стимуляции у близнецов в дошкольном возрасте.
Развернуть
2
01.10.2009 - 15.12.2009
В исследовании показано, что уровень когнитивной компетентности (шкала сукцессивного интеллекта в батарее тестов Кауфманов) у детей дошкольного возраста зависит от индивидуальных особенностей развития системы регуляции внимания (модуля бдительности и модуля исполнительного контроля внимания). Профиль регуляции внимания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, в сравнении с типично развивающимися сверстниками того же уровня психического развития, определяется сниженной эффективностью работы исполнительного модуля внимания при относительной сохранности модуля ориентировки внимания. Профиль регуляции внимания у детей с синдромом детский аутизм, не имеющих выраженной задержки психического развития, определяется нарушением работы базового механизма автоматической ориентировки внимания к новому слуховому стимулу, когда внимание ребенка устойчиво привлечено к зрительной задаче, при относительной сохранности модуля исполнительного контроля внимания. Результаты исследования свидетельствуют, что дети с аутизмом демонстрируют особый профиль зрительного восприятия изображений объектов, который характеризуется сниженными способностями к опознанию целостных объектов, представленных фрагментарно или в виде наложенных контуров, при сохранной способности к распознанию зашумленного контура отдельного объекта. У детей с аутизмом 4•7 лет восприятие целостного образа объекта (иллюзорного контура квадрата) сопровождается обратным «эффектом иллюзии» в компоненте N1 ССВП и у части детей аномально ранним (первые 50 мс после начала момента подачи стимула) эффектом иллюзии в мощности ФС альфа-активности. У обычно развивающихся детей индивидуальные различия в выраженности «эффекта иллюзии» в ФС альфа-активности, возникающего во временном окне компонентов P1•N1 ССВП теменных зон коры, предсказывают успешность выполнения тестов на распознавание изображений объектов.
Генетико-статистический анализ близнецовых данных выявил значимые влияния генетических факторов на вариативность ряда поведенческих и эмоциональных особенностей (замкнутости/депрессии, соматических жалоб, агрессивного поведения) у близнецов подросткового возраста. Также было получено, что такие свойства темперамента как фрустрация, шкалы произвольного контроля, контроль внимания, удовольствие от стимуляции высокой интенсивности испытывают генетические влияния.
Развернуть
3
01.01.2010 - 30.06.2010
3.1. Анализ ковариации между оценками уровня
психомоторного развития в младенческом возрасте и
интегральными оценками интеллекта в дошкольном
возрасте.
3.2. Исследование преемственности в ЭЭГ-маркерах
нейрофизиологических механизмов удержания
внимания к определенной цели между двумя
возрастами.
3.3. Анализ вклада генетических и средовых факторов
в межвозрастную преемственность и изменчивость
ЭЭГ-маркеров внимания.
3.4. Выявление ранних предикторов трудностей
внимания: от младенчества к дошкольному возрасту.
3.5. Анализ влияния уровня когнитивного развития на
успешность распознавания изображений объектов,
представленных фрагментарно или в виде
зашумленных контуров, у детей с типичным
развитием и детей с синдромом аутизма в возрасте 4-7
лет.
Развернуть
4
01.07.2010 - 15.12.2010
4.1. Анализ наследственных и средовых факиоров индивидуальных различий когнитивных характеристик.
4.2. Анализ наследственных и средовых факторов индивидуальных особенностей личностных черт,
психической саморегуляции и регуляторно-
личностных свойств
4.3. Анализ наследственных и средовых факторов
индивидуальных различий поведенческих синдромов
4.4. Сбор и анализ данных для молекулярно-
генетического анализа психологических признаков.
4.5. Анализ подходов к оценке пространственно-
временной динамики мозговых источников
магнитного поля в психофизиологическом
эксперименте
4.6. Анализ наследственных и средовых факторов
индивидуальных особенностей темперамента.
Развернуть
5
01.01.2011 - 31.05.2011
5.1. Анализ возрастных и половых особенностей
психологических признаков в ходе онтогенеза
5.2. Анализ структуры фенотипической дисперсии
психологических признаков в ходе развития.
5.3. Анализ влияния конкретных условий среды на
психологические характеристики.
5.4. Сбор и анализ данных для молекулярно-
генетического анализа психологических признаков
Развернуть
6
01.06.2011 - 05.09.2011
6.1. Молекулярно-генетический анализ поведенческих
синдромов
6.2. Молекулярно-генетический анализ черт
темперамента
6.3. Молекулярно-генетический анализ черт личности
6.4. Локализация источников нейронной активности,
связанной с процессами зрительного и слухового
восприятия.
6.5. Разработка программы внедрения результатов
НИР в образовательный процесс
Развернуть

Программа

Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы

Программное мероприятие

1.1 Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров
Продолжительность работ
2008, 3 мес.
Бюджетные средства
1,2 млн
Организация
ФГБНУ "МГНЦ"
профинансировано
Продолжительность работ
2005, 2 мес.
Бюджетные средства
1,2 млн
Организация
Томский НИМЦ
профинансировано
Тема
Геногеография и эпидемиология наследственных болезней.
Продолжительность работ
2008, 3 мес.
Бюджетные средства
1,2 млн
Количество заявок
3
Тема
Роль организации и экспрессии генетического материала в наследственной и ненаследственной изменчивости.
Продолжительность работ
2008, 3 мес.
Бюджетные средства
1,2 млн
Количество заявок
1
Тема
Разработка методологии и создание средств контроля для оценки безопасности действия наноматериалов на аппарат наследственности
Продолжительность работ
2008 - 2010, 25 мес.
Бюджетные средства
80 млн
Количество заявок
1
Тема
Социально-психологические методы и модели повышения эффективности антитеррористических мероприятий
Продолжительность работ
2005 - 2006, 23 мес.
Бюджетные средства
10 млн
Количество заявок
4
Тема
Поддержка научных исследований, проводимых целевыми аспирантами в области психологических и педагогических наук.
Продолжительность работ
2012 - 2013, 13 мес.
Бюджетные средства
4,8 млн
Количество заявок
5