Регистрация / Вход
Прислать материал

Социальные, психологические и психофизиологические механизмы интеллектуальной деятельности как основа реализации и развития творческого потенциала российского общества

Стадии проекта
Предложение принято
Конкурс завершен
Проект закончен
Проект
02.740.11.0378
Организация
ИП РАН
Руководитель работ
Юревич Андрей Владиславович
Продолжительность работ
2009 - 2011, 26 мес.
Бюджетные средства
13,2 млн
Внебюджетные средства
2,64 млн

Информация отсутствует

Этапы проекта

1
20.07.2009 - 30.09.2009
В рамках этапа 1 работ по проекту проведен общеметодологический и конкретно-исторический анализ истории и современного состояния исследований творчества и интеллекта. Показано, что исследования интеллекта и творческого мышления распались на три относительно независимые исследовательские области с малым объемом понятийных пересечений, низким уровнем взаимного цитирования и минимальными заимствованиями. Предложен путь преодоления трудностей, который заключается в многомерном синтезе знания, получаемого в исследованиях, разделенных на «классическом» этапе развития психологии областях психологии интеллекта и творческого мышления.
Выделены и описаны модели влияния социальной среды на развитие интеллектуальных и творческих способностей. Продемонстрировано влияние предметно-информационного аспекта среды и аспекта межличностного взаимодействия. Рассмотрены концепции глобализации, позволяющие определить психологическую природу этого процесса и его влияние на интеллектуальную и творческую деятельность. Продемонстрировано, что развитие социальных групп и личностей находится под влиянием двух противоположных и взаимосвязанных направлений социальных взаимодействий: а) содействия; б) противодействия развитию интеллектуальной и творческой деятельности.
Показано, что приоритетной задачей современной школы является не только сообщение учащимся предметных знаний, но и их интеллектуальное воспитание. Использовано понятие психодидактики, обозначающее новое научное направление, в рамках которого конструируются содержание, формы и методы обучения, основанные на интеграции психологических, дидактических, методических и предметных знаний с приоритетом использования психологических закономерностей развития личности в качестве основы организации учебного процесса и образовательной среды в целом. Разработаны концептуальные основания психодидактического подхода к анализу интеллектуальной и творческой деятельности.
Показано, что, в отличие от наиболее разрушительных для российской науки 1990-х гг., ее нынешнее состояние сейчас выглядит неоднозначно, характеризуясь сочетанием негативных и позитивных факторов. Вместе с тем, позитивные факторы либо тоже неоднозначны, либо неустойчивы. В результате, позитивные изменения не могут компенсировать негативных явлений, а начавшийся в 1990-е гг. перманентный кризис российской науки пока не преодолен. Выделены и описаны основные характеристики современного российского научного сообщества, влияющие на его творческий потенциал.
Развернуть
2
01.10.2009 - 15.12.2009
Для проведения комплексных исследований воздействия социальных факторов на интеллектуальную и творческую деятельность разработана целостная программа, предполагающая проведение исследований трех уровней: 1) семейной микросреды, 2) образовательной среды и 3) модификации интеллектуальной деятельности в условиях глобальных сообществ. Разработан диагностический инструментарий, позволяющий выявить компоненты двух аспектов социальной среды, стимулирующей развитие интеллектуального потенциала личности: 1) предметно-информационного (выделение трех основных характеристик конкретного средового события); 2) аспекта межличностного взаимодействия (Опросник «Факторы воспитательного воздействия). Введено понятие «троянское обучение», обозначающее скрытое, неявное для обучаемых обучение их тому, что организатор этого процесса считает необходимым для достижения тех или иных целей. Предложена общая классификация типов троянского обучения с использованием двух критериев: 1) степень преднамеренности "троянских" действий организатора обучения, 2) наличие подавляющего или же стимулирующего эффекта этих действий. Выявлены различия в динамике интеллектуального развития учащихся в зависимости от модели обучения (коррекционной, традиционной, обогащающей), что позволяет говорить о решающей роли методов обучения в формировании интеллектуальных способностей.
В анализе качества творческих продуктов предложено выделять два различных подхода: а) ориентирующийся на генерализованную, неструктурированную оценку креативности (интуитивный консенсус); б) предполагающий статистически обоснованную модель ее измерений. Доказано, что существует статистически значимая корреляция между интеллектом и креативностью как способностью к дивергентному мышлению, означающая способность тестов достаточно хорошо их дифференцировать.
Показано, что к числу основных глобализационных тенденций, оказывающих наиболее существенное воздействие на состояние творческого потенциала современного российского научного сообщества, следует отнести: а) миграцию ученых, б) аутсорсинг, в) интернационализацию исследовательского процесса, г) интернационализацию содержательного контекста российской науки, д) сближение исторических ретроспектив, е) социальную и психологическую глобализацию, ж) изменение системы взаимоотношений науки и общества, з) «внутреннюю» глобализацию российской науки. Продемонстрировано, что проводимая нашей страной научная политика оказывает неоднозначное влияние на творческий потенциал отечественных ученых. Отечественная наука по-прежнему носит преимущественно «кабинетный» характер, отсутствуют действенные стимулы к развитию творческого потенциала российских ученых в сфере практического приложения и внедрения производимого ими знания.
Развернуть
3
01.01.2010 - 30.06.2010
3.1. Выявление воздействия реализации
творческого потенциала российских
ученых на результативность
отечественной науки и инновационный
потенциал современного российского
общества
3.2. Проведение комплексных
психологических исследований
социальных детерминант
интеллектуальной и творческой
деятельности
3.3. Планирование и проведение
эмпирических исследований связи
когнитивных стилей с интеллектуальной
активностью личности
3.4. Проведение комплексных
исследований психологических и
психофизиологических механизмов
интеллектуальной и творческой
деятельности
3.5. Изучение роли интеллектуальных
способностей в формировании
когнитивного, эмоционального и
деятельностного компонентов образа
России
Развернуть
4
01.07.2010 - 15.12.2010
4.1. Выявление основных препятствий
реализации творческого потенциала
российского научного сообщества
4.2. Обобщение и анализ результатов
комплексного изучения социальной
детерминации интеллектуальной и
творческой деятельности творческой деятельности.
4.3. Обобщение и анализ результатов
эмпирических и экспериментальных
исследований психологических
механизмов интеллектуальной и
творческой деятельности.
4.4. Анализ и обобщение методов,
используемых в обучении одаренных
детей в России и за рубежом.
4.5. Выбор и обоснование внешних
критериев творческой продуктивности в
инновационных сферах деятельности.
Развернуть
5
01.01.2011 - 31.05.2011
5.1. Разработка основ общей стратегии и
оптимального использования
творческого потенциала российских
ученых.
5.2. Разработка стратегических
принципов оптимизации социального
контекста развития интеллектуальных и
творческих способностей.
5.3. Разработка общей стратегии
практического применения знаний о
психологических и
психофизиологических механизмах
творческой и интеллектуальной
деятельности.
5.4. Выработка общей стратегии
обучения творческой деятельности. 5.5. Разработка базовых принципов
национальной программы развития
творческого потенциала.
Развернуть
6
01.06.2011 - 31.08.2011
6.1. Разработка основных направлений
государственной политики
максимизации использования
творческого потенциала российских
ученых.
6.2. Разработка инновационных практик
использования социального контекста в
развитии интеллектуальных и
творческих способностей.
6.3. Разработка конкретных направлений
и методов использования
психологических механизмов
творческой деятельности в развитии
интеллектуального потенциала России.
6.4. Разработка направлений
интеллектуального воспитания
учащихся на основе
психодидактического подхода.
6.5. Разработка программы внедрения
результатов НИР в образовательный
процесс.
6.6. Разработка математического
метода оценки экономических
последствий эффективных
образовательных программ по
повышению реализации
интеллектуального потенциала
одаренных людей.
Развернуть

Программа

Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы

Программное мероприятие

1.1 Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров
Продолжительность работ
2010 - 2011, 13 мес.
Бюджетные средства
0,7 млн
профинансировано
Продолжительность работ
2012 - 2013, 17 мес.
Бюджетные средства
3,9 млн
Организация
ИП РАН
профинансировано
Тема
Разработка методологических основ моделирования психологических и психофизиологических механизмов функциональных состояний с использованием супервычислителей.
Продолжительность работ
2011 - 2012, 14 мес.
Бюджетные средства
15 млн
Количество заявок
1
Тема
Проведение исследования внешней интеллектуальной миграции 1990-2007 годов и создание предпосылок для развития взаимодействия российской научно-технической сферы с учеными, работающими в зарубежных научных центрах в области критических технологий.
Продолжительность работ
2008 - 2009, 19 мес.
Бюджетные средства
7 млн
Количество заявок
3
Тема
Пилотная разработка экспертно-аналитических механизмов сопровождения социальных сетей, имеющих образовательное значение как механизмов государственно-общественного управления развитием образования
Продолжительность работ
2013, 3 мес.
Бюджетные средства
2,3 млн
Количество заявок
5
Тема
Разработка творческих моделирующих сред и виртуальных конструкторов, направленных на обеспечение деятельностного подхода в обучении и развитие творческого потенциала учащихся в соответствии с основными задачами ФГОС
Продолжительность работ
2011 - 2012, 17 мес.
Бюджетные средства
45 млн
Количество заявок
1
Тема
Создание информационного ресурса и механизмов его коммерциализации, обеспечивающего интеллектуальную составляющую инновационных процессов в рамках международного научно-технического взаимодействия.
Продолжительность работ
2008 - 2010, 24 мес.
Бюджетные средства
22,5 млн
Количество заявок
1