Регистрация / Вход
Прислать материал

Организация и динамика познавательных процессов в условиях общения и совместной деятельности

Информация отсутствует

Участники проекта

Зам. руководителя работ
Барабанщиков Владимир Александрович

Этапы проекта

1
30.09.2009 - 30.11.2009
На первом – аналитико-планирующем – этапе был выполнен аналитический обзор по проблематике функционирования познавательных процессов в ходе общения и совместной деятельности людей. Констатировано, что роль общения в организации и развитии познавательных процессов исторически изучается в двух направлениях. С одной стороны, осуществляется сравнительный анализ познавательных процессов в условиях индивидуальной и совместной деятель¬ности (Барабанщиков, 2009; Барабанщиков, Носуленко, 2004; Бехтерев, 1921, 1925; Ломов, 1984;. Allport, 1920, 1924; Meode, 1920; Meuman, 1914; Munsterberg, 1920 и др.). С другой стороны, рассматривается влияние общения на развитие позна¬вательных процессов и его роль в процессе обучения (Ананьев, 1968; 1980; Выготский, 1984; Рубцов, 1996). Показано, что оба направления принципиально различаются как в плане общих идей и представлений, так и в плане конкретных методических приемов исследования и характера получаемых данных.
В результате анализа сформулировано методологическое положение о единстве познания и общения. Показано, что общение, так же как и деятельность, может выступать в роли основания психических явлений, определяющего развитие психических процессов, формирование личности, овладение индивидом общественно-историческим опытом. В свою очередь, сами психические явления регулируют процесс общения и являются условием его развития. Таким образом, обнаруживается системная взаимосвязь общения и познания, которая находит свое выражение в новом – коммуникативном – измерении когнитивных процессов. Последнее, определило возникновение нового подхода общепсихологических исследований, а именно, когнитивно-коммуникативный подход.
Изучение познавательной сферы человека в структуре общения является необходимым условием раскрытия системного строения и развития психики. Эти исследования играют роль магистрального пути реализации системного подхода в психологии.
В контексте когнитивно-комуникативного подхода произведен теоретический анализ конкретных направлений планируемых исследований. Так, проблематика межличностного восприятия анализируется через обращение к такому интегральному когнитивно-коммуникативному образованию как «ОН-концепция» – представлению наблюдателя об психологических особенностях воспринимаемого натурщика. Проблематика распределенной когнитивной деятельности раскрывается через анализ таких интегральных когнитивно-коммуникативных образований, возникающих в условиях совместной деятельности, как «общий фонд информации», «воспринимаемое качество», «расширенная среда», «событие» и т.д. Проблематика зрительно-моторных координаций при решении когнитивных задач раскрывается через обращение к понятию «окуломоторная структура». Показано, что анализ окуломоторных структур восприятия позволяет реконструировать способ организации перцептивного процесса в целом; последний предстает как конкретное событие, реализующее познавательное либо познавательно-коммуникативное отношение человека к миру.
Итогом теоретического анализа явилось формулировка задач и гипотез конкретных исследований, с описанием их методических процедур и экспериментальных схем.
В рамках описания конкретных методических процедур исследования разработана авторская программа проведения экспериментов связанных с решением параллельной и последовательной дискриминационной задачи для исследований восприятия экспрессий.
По итогам указанной работы подготовлены оригинал-макеты научно-методических материалов для публикации в научных изданиях и для представления на научных конференциях.
Развернуть
2
01.01.2010 - 30.06.2010
2.1. Разработка и модификация методик
экспериментального изучения функционирования познавательных процессов в условиях общения и совместной деятельности.
2.1.1. Создание и апробация оригинального
стимульного материала - фотоизображений
-естественных экспрессии, а также—различных фотоизображений лица, полученных путем пространственного морфинга и варпинга.
2.1.2. Разработка методов мультимедийной
презентации информации, выявленной
процедурами оценки воспринимаемого качества.
2.1.3. Создание и апробация программно -
аппаратного комплекса для тахистоскопического предъявления фотоизображений лиц.
2.1.4. Разработка методов анализа паттернов
движения глаз, позволяющих получить
информацию о субъективной сложности
дифференциации экспрессии.
2.1.5. Разработка программного обеспечения для анализа динамики раскрытия зрачка в процессе решения когнитивных задач.
2.1.6. Разработка методики исследования
возрастной динамики окуломоторной активности в условиях индивидуального и совместного чтения.
2.1.7. Разработка методики компьютерного
исследования формирования индивидуального опыта при одноэтапном и многоэтапном научении (вождение виртуального автомобиля по городу).
2.1.8. Создание и подбор адекватных методов опенки и измерения акустических событий по следующим показателям: понимание звукового фрагмента, эмоциональная оценка звукового
фрагмента, опыт взаимодействия с источником звука и возникновение эмоциональных состояний воспринимающего.
2.1.9. Подготовка базы данных по категориальной частотности для различных семантических категорий, по шкалам образности и степени знакомства слов. Перевод данных в электронный формат.
2.1.10. Подготовка методики для исследования интермодальной общности ощущений (синестезии) основанной на эмоциональном обобщении.
2.2.1. Проведение пилотажных исследований, обработка и анализ первичных данных.
2.2.2. Уточнение экспериментальных процедур по итогам пилотажных исследований.
2.2.3. Отработка эффективных методов
статистического анализа данных пилотажных
исследований.
Развернуть
3
01.07.2010 - 30.11.2010
3.1 Начало основного этапа экспериментальных исследований функционирования познавательных
процессов в условиях общения и совместной
деятельности.
3.1.1. Проведение экспериментальных
исследований перцептогенеза экспрессии лица.
3.1.2. Проведение экспериментальных
исследований восприятия индивидуально-психологических особенностей человека по
структуре и форме его лица;
3.1.3. Проведение экспериментальных
исследований влияния эмоциональной
модальности экспрессии лица человека и ее
интенсивности на восприятие его индивидуально-психологических особенностей.
3.1.4. Проведение экспериментов по сравнению акустических событий, различающихся способом кодирования записи.
3.1.5. Проведение экспериментов по изучению связи между пониманием и эмоциональной оценкой акустического события человеком. Анализ полученных экспериментальных данных.
3.1.6. Проведение экспериментального
исследования возрастной динамики окуломоторной активности в условиях индивидуального и совместного чтения.
3.1.7. Проведение модельного исследования
формирования индивидуального опыта при
различных условиях научении.
3.1.8. Проведение экспериментальных
исследований по изучению психофизиологических механизмов категоризации и преднастройки с
использованием слов и изображений из
сформированных баз данных.
3.1.9. Проведение эмпирических исследований интермодальной общности ощущений на материале объектов, различающихся сочетанием
цвета и формы.
3.1.10. Семантическое описание и оценивание объектов, "различающихся сочетанием цвета и формы.
3.1.11. Выделение обобщенных характеристик, присущих объектам, различающимся сочетанием цвета и формы.
3.2.1. Обработка и предварительный анализ
полученных экспериментальных данных.
3.2.2. Подготовка оригинал-макетов научно-
методических материалов по результатам
экспериментальных исследований (статьи в
рецензируемых журналах и монографиях).
3.2.3. Подготовка научно-методических
материалов для презентации на научных
психологических конференциях в России и за рубежом.
Развернуть
4
01.01.2011 - 31.05.2011
4.1 Продолжение основного этапа
экспериментальных исследований
функционирования познавательных процессов в условиях общения и совместной деятельности, а также проведение уточняющих исследований.
4.1.1. Продолжение экспериментальных
исследований перцептогенеза экспрессии лица.
4.1.2. Продолжение экспериментальных исследовании восприятия
психологических особенностей
структуре и форме его лица;
4.1.3. Продолжение экспериментальных
исследований влияния эмоциональной
модальности экспрессии лица человека и ее
интенсивности на восприятие его индивидуально-психологических особенностей.
4.1.4. Продолжение экспериментов по сравнению акустических событий, различающихся способом кодирования записи.
4.1.5. Продолжение экспериментов по изучению связи между пониманием и эмоциональной оценкой акустического события человеком. Анализ полученных экспериментальных данных.
4.1.6. Продолжение экспериментального
исследования возрастной динамики окуломоторнои активности в условиях индивидуального и совместного чтения.
4.1.7. Продолжение модельного исследования формирования индивидуального опыта при различных условиях научении.
4.1.8. Продолжение экспериментальных
исследований по изучению психофизиологических механизмов категоризации и преднастройки с
использованием слов и изображений из
сформированных баз данных.
4.1.9. Продолжение эмпирических исследований интермодальной общности ощущений, на материале музыкальных отрывков и графических рисунков, связанных с определенными
эмоциональными состояниями, и вербальных
обозначений этих эмоциональных состояний.
4.1.10. Семантическое описание и оценивание музыкальных отрывков и графических рисунков, связанных с определенными эмоциональными
состояниями.
4.1.11. Выделение обобщенных характеристик, присущих музыкальным отрывкам и графическим рисункам, связанных с определенными
эмоциональными состояниями.
4.2.1. Обработка и итоговый анализ полученных экспериментальных данных
4.2.2. Подготовка оригинал-макетов научно-
методических материалов по результатам
экспериментальных исследований (статьи в
рецензируемых журналах и монографиях).
4.2.3. Разработка научно-методических материалов для курсов лекций (спецкурсов), семинаров и
практических занятий для студентов, магистров и аспирантов на основе результатов исследования
функционирования когнитивно-коммуникативных процессов в условиях межличностного восприятия, распределенного познания и совместной
деятельности.
4.2.4. Подготовка научно-методических материалов для презентации на научных
психологических конференциях в России и за рубежом.
Развернуть
5
01.06.2011 - 05.09.2011
5.1 Обобщающий анализ результатов
экспериментальных исследований
функционирования познавательных процессов в условиях общения и совместной деятельности.
5.1.1. Соотнесение результатов исследований с данными, представленными в отечественной и зарубежной научной литературе.
5.1.2. Выявление и описание системы детерминант когнитивно-коммуникативных процессов и образований.
5.1.3. Определение требований к созданию и оптимизации когнитивных технологий совместной деятельности и общения.
5.2.1. Разработка программы внедрения
результатов НИР в образовательный процесс.
5.2.2. Разработка научно-методических материалов для курсов лекций (спецкурсов), семинаров и практических занятий для студентов, магистров и
аспирантов на основе результатов исследования зрительно-моторных координации при решении когнитивно-коммуникативных задач.
5.2.3. Подготовка научно-методических
материалов для всероссийской научно-
практической конференции «Познавательные процессы в общении и деятельности: теория, эксперимент, практика».
Развернуть

Программа

Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы

Программное мероприятие

1.1 Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров
Тема
Выполнение научно-исследовательских работ по проекту «Разработка методологических основ и технологической модели обучения письму на русском языке детей младшего школьного возраста, для которых русский язык не является родным»
Продолжительность работ
2012, 5 мес.
Бюджетные средства
1,59 млн
Количество заявок
1
Тема
Разработка, апробация и внедрение мультимедийного интерактивного электронного образовательного ресурса (ЭОР) для учащихся, изучающих русский язык как неродной, направленного на развитие лингвокультурной компетентности в области русского языка и культуры России
Продолжительность работ
2012 - 2014, 29 мес.
Бюджетные средства
7,76 млн
Количество заявок
5
Тема
Разработка, апробация и реализация программ повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам преподавания русского языка как неродного в образовательных учреждениях разных типов и видов Лот №5 «Информационно-методическое обеспечение работы разработчиков учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для школ с обучением на русском (неродном) и родном (нерусском) языках»
Продолжительность работ
2011 - 2013, 24 мес.
Бюджетные средства
3,6 млн
Количество заявок
1
Тема
Разработка инструментальных средств и методологии организации проектной деятельности учащихся в учреждениях, реализующих программы общего образования, с использованием электронных образовательных интернет-ресурсов культурно-познавательного характера
Продолжительность работ
2011 - 2012, 7 мес.
Бюджетные средства
25 млн
Количество заявок
1
Тема
Организация и проведение научно-практических конференций и семинаров членов Общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) в субъектах Российской Федерации
Продолжительность работ
2012, 1 мес.
Бюджетные средства
3 млн
Количество заявок
1