Регистрация / Вход
Прислать материал

Исследование взаимодействия мыслительных и языковых структур

Стадии проекта
Предложение принято
Конкурс завершен
Проект закончен
Продолжительность работ
2010 - 2012, 31 мес.
Бюджетные средства
10,5 млн
Внебюджетные средства
2,1 млн

Информация отсутствует

Соисполнители

Организация
ИЯз РАН

Участники проекта

Зам. руководителя работ
Фурс Людмила Алексеевна

Этапы проекта

1
22.03.2010 - 30.06.2010
1.1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
1.2. Выбор и обоснование оптимального варианта направления исследований.
1.3 Сопоставление ожидаемых результатов НИР с уровнем имеющихся фундаментальных знаний по проблематике исследования.
1.4 Разработка детального плана проведения теоретических исследований.
Развернуть
2
01.07.2010 - 01.12.2010
2.1. Выявление способов перехода от мыслительных категорий к языковым структурам, определение соответствия между ними. Изучение различных структур знания, которые лежат в основе языкового функционирования, анализ структуры и содержания концептов, передаваемых отдельными словами, словосочетаниями, типовыми пропо-зициями, концептов, репрезентируемых на уровне текста.
2.2. Выявление общих факторов, принципов и механизмов, лежащих в основе взаимодействия мыслительных и языковых структур. Рассмотрение процесса взаимодействия языковых и неязыковых знаний при формировании смысла высказывания.
2.3. Объяснение ментальных процессов, обеспечивающих креативность человеческого мышления и динамические проявления языка, изучение взаимодействия языковых и когнитивных механизмов в познавательных процессах.
2.4. Выявление принципов языковой репрезентации субъекта познания, объяснение особенностей языковой репрезентации каждого из этапов когнитивной деятельности.
2.5. Создание типологии структур знания, лежащих в основе языкового функционирования.
2.6. Обобщение и систематизация языковых и когнитивных механизмов, обусловливающих формирование смысла высказывания.
Развернуть
3
01.01.2011 - 30.06.2011
3.1. Выявление когнитивной основы синтаксической репрезентации в сфере гипотаксиса. Исследование соотношения и взаимодействия концептуального пространства и семантического пространства в области гипотаксисных отношений.
3.2. Выделение интегративного формата знания в синтаксисе, определение принципов и факторов его формирования, описание средств его репрезентации.
3.3. Изучение принципов и механизмов категоризации личного пространства, анализ средств репрезентации языковых и неязыковых знаний, лежащих в основе категоризации личного пространства.
3.4. Изучение многоаспектного знания. Выделение категориального, категориаль-но-оценочного и матричного форматов знания в языке.
3.5. Разработка когнитивно-прагмати-ческих основ коммуникативной тональности путем изучения различных коммуникативных регистров и их интерпретации в высказывании, обобщения и систематизации принципов и механизмов представления знаний в языке применительно к прагматике.
3.6. Выявление специфики художествен-ного дискурса, определение понятия «поэтическая картина мира», изучение обобщенных ментальных стратегий и структур, стоящих за поэтическим текстом.
3.7. Создание типологии стратегий выбора говорящим типа гипотаксиса.
3.8. Создание типологии личных пространств.
3.9. Создание типологии многоаспектного знания.
3.10. Построение типологии коммуника-тивной тональности.
3.11. Создание типологии ментальных стратегий и структур, стоящих за поэтическим текстом.
Развернуть
4
01.07.2011 - 01.12.2011
4.1. Разработка модели когнитивного гипотаксиса на основе принятой модели грамматического значения. Разработка метода уровневого конструирования знаний.
4.2. Разработка метода кодирования информации и интенции посредством коммуникативной тональности высказывания.
4.3. Построение моделей порождения и выбора производных языковых единиц. Теоретическое моделирование основных аспектов когнитивного словообразования.
4.4. Построение языковых моделей логических операций, таких как: дизъюнкция, конъюнкция, импликация, противопоставление, градация. В качестве базы построения данных языковых моделей планируется исследовать реализации названных логических операций на материале словарных толкований, семантем слова, дискурса.
4.5. Создание модели интегративного знания. Уточнение роли когнитивной доминанты в конструировании интегративного формата знания.
4.6. Разработка метода концептуально-таксономического анализа и когнитивно-матричного моделирования для изучения многоаспектных знаний матричного формата.
4.7. Создание модели структуры художественного мира. Определение факторов создания вариативности текста. Создание методики лингво-когнитивного анализа художественного текста.
Развернуть
5
01.01.2012 - 30.06.2012
5.1. Развитие теории когнитивного синтаксиса.
5.2. Углубление теории когнитивного словообразования.
5.3. Уточнение теории языковой репрезентации логических структур.
5.4. Развитие теории взаимодействия оперативного и декларативного знаний в синтаксисе.
5.5. Разработка теории коммуникативной тональности высказывания.
5.6. Разработка основ теории личного пространства.
5.7. Разработка уровневой теории форматов знания в языке.
5.8. Разработка теории когнитивной поэтики.
5.9. Построение общей теории взаимодействия мыслительных и языковых структур за счет интегрирования частных теорий: теории когнитивного синтаксиса, теории языковой репрезентации логических структур, теории когнитивного словообразования, теории взаимодействия оперативного и декларативного знаний в синтаксисе, теории личного пространства, теории коммуникативной тональности высказывания, теории когнитивной поэтики.
Развернуть
6
01.07.2012 - 10.10.2012
6.1. Обобщение результатов предыду-щих этапов работ. Оценка полноты решения задач и эффективности полученных результатов в сравнении с современным научным уровнем.
6.2. Проведение дополнительных исследований.
6.3. Разработка рекомендаций по использованию результатов проведенных НИР.
6.4. Разработка программы внедрения результатов НИР в образовательный процесс.
6.5. Разработка плана дальнейших теоретических исследований.
Развернуть

Программа

Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы

Программное мероприятие

1.1 Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров
Продолжительность работ
2012 - 2013, 17 мес.
Бюджетные средства
4,39 млн
Организация
ИЯз РАН
профинансировано
Продолжительность работ
2010 - 2012, 26 мес.
Бюджетные средства
8,1 млн
Организация
ИЛИ РАН
профинансировано
Продолжительность работ
2012 - 2013, 15 мес.
Бюджетные средства
0,88 млн
профинансировано
Продолжительность работ
2010 - 2012, 26 мес.
Бюджетные средства
3 млн
Организация
ФГБОУ ВО "ВГУ"
профинансировано
Тема
«Организационно-техническое обеспечение проведения всероссийской молодежной научной школы «Языковые проблемы многонационального государства».
Продолжительность работ
2012, 6 мес.
Бюджетные средства
1 млн
Количество заявок
4
Тема
Организация и проведение курсов повышения квалификации для журналистов русскоязычных средств массовой информации стран СНГ по изучению современной русской языковой культуры (Номер аукциона Я-4)
Продолжительность работ
2011 - 2012, 14 мес.
Бюджетные средства
4,88 млн
Количество заявок
1
Тема
Анализ уровня достижения целевых показателей реализации государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы с учетом динамики и структуры ее финансирования и подготовка предложений по повышению ее эффективности
Продолжительность работ
2014, 3 мес.
Бюджетные средства
15 млн
Количество заявок
2
Тема
Организационно-методическое обеспечение проведения государственного тестирования по русскому языку иностранных граждан и лиц без гражданства для получения гражданства Российской Федерации и языковой и социально-культурной адаптации трудовых мигрантов в России
Продолжительность работ
2011 - 2012, 13 мес.
Бюджетные средства
2,71 млн
Количество заявок
2
Тема
Повышение квалификации работников системы образования с учетом опыта работы органов государственно-общественного управления, предусматривающее учет языковых потребностей обучающихся, в том числе проживающих в Крымском федеральном округе
Продолжительность работ
2014, 0 мес.
Бюджетные средства
1,11 млн
Количество заявок
3