Регистрация / Вход
Прислать материал

Системогенез профессиональной и учебной деятельности

Стадии проекта
Предложение принято
Конкурс завершен
Проект закончен
Продолжительность работ
2010 - 2012, 31 мес.
Бюджетные средства
6,8 млн
Внебюджетные средства
1,36 млн

Информация отсутствует

Участники проекта

Зам. руководителя работ
Кашапов Мергаляс Мергалимович

Этапы проекта

1
22.03.2010 - 30.06.2010
Исследованы и раскрыты закономерности организации интегральных процессов психической регуляции деятельности. Разработана обобщающая психологическая концепция интегральных процессов организации деятельности; изучены метамотивационные и метаэмоциональные процессы как механизмы и операционные средства организации профессиональной деятельности.
Исследованы психологические механизмы процессов принятия решения как центральных процессов организации и регуляции профессиональной деятельности.
Изучена природа рефлексии как общей способности к саморегуляции. Раскрыты особенности протекания рефлексивных процессов и механизмов профессиональной деятельности; разработана психологическая концепция рефлексивной регуляции деятельности.
Изучены и описаны основные закономерности и механизмы эмоционального интеллекта как одной из основных детерминант организации профессиональной деятельности.
Изучены и описаны закономерности и механизмы функционирования направленности субъекта как личностной системы ценностно-мотивационных детерминант регуляции профессиональной деятельности.
Изучены и описаны закономерности и механизмы функционирования практической и теоретической направленности мышления субъекта как интегральной детерминанты организации познавательной и преобразовательной активности субъекта в процессе труда. Исследованы частные типы направленности, взаимосвязанные со спецификой и эффективностью выполняемой деятельности (направленность на поиск или припоминание информации, склонность к вербализации и др.). Изучена и описана когнитивно-мотивационной структура «профессиональная позиция», вскрыты особенности ее функционирования как регулятора профессиональной деятельности.
Разработаны новые психодиагностические методики, направленные на определение индивидуальной меры выраженности метакогнитивных и метарегулятивных процессов, особенностей направленности субъекта.
Развернуть
2
01.07.2010 - 10.12.2010
2.1. Изучение особенностей процесса практического мышления (ПМ) профессионала.
2.2. Изучение специфики процессуальных характеристик практического мышления в сопоставлении с мышлением теоретическим. Рассмотрение специфичных для ПМ ранних этапов мыслительного (стадий инициации) процесса и нахождения способов реализации решения.
2.3. Исследование организации профессионального опыта.
Изучение специфических структур практического опыта: «пространство ситуаций проблемности» и «знаний о преобразовании» («инструментального пространства»). Выявление структурной и содержательной специфики эффективного опыта (опыта «экспертов»).
2.4. Исследование особенностей профессиональной коммуникации и трансляции профессионального опыта. Изучение проблемы вербализации и передачи профессиональных знаний.
2.5. Изучение ролевого конфликта в процессе трудовой деятельности. Изучение детерминант и специфики протекания ролевого конфликта.
2.6. Изучение общих познавательных способностей и личностных качеств, связанных со спецификой осуществления профессиональной деятельности и ее успешностью.
Развернуть
3
01.01.2011 - 30.06.2011
3.1. Выявление и интерпретация основных психологических закономерностей и механизмов структурно-функциональной организации и генетической динамики профессиональной деятельности; формулировка обобщающей психологической теории профессиональной деятельности.
3.2. Выявление, интерпретация и обобщение закономерностей метакогнитивных и метарегулятивных процессов как ведущих механизмов организации профессиональной деятельности.
3.3. Разработка и реализация по отношению к профессиональной деятельности принципиально нового – метасистемного подхода к ее исследованию; изучение в этом плане не описанного до настоящего времени структурного метадеятельностного уровня организации деятельности.
Развернуть
4
01.07.2011 - 10.12.2011
4.1. Изучение специфики психической организации деятельности, связанной с особенностями труда: исследование психических особенностей представителей профессий, осуществляющих работу в ситуациях неопределенности и взаимодействия с комплексными объектами (руководитель, педагог и т.п.); исследование психических особенностей представителей профессий связанных с высокой ответственностью (медики, руководители и др.); исследование психических особенностей представителей субъект-субъектных профессий.
4.2. Исследование творческой профессиональной деятельности. Разработка методологических обоснований к эмпирической проверке ключевых положений теории творческого профессионального мышления.
4.3. Исследование динамики творческого профессионального мышления на довузовском (профильное обучение в школе), вузовском и послевузовском этапе образования.
4.4. Разработка структуры мотивации творческого профессионального мышления. Выявление взаимосвязи структуры мотивации у специалистов с ситуативным и надситуативным уровнем педагогического мышления.
4.5. Разработка концептуальной модели формирования профессиональной креативности (функции, компоненты, свойства, механизмы и закономерности функционирования, показатели сформированности).
Развернуть
5
01.01.2012 - 30.06.2012
5.1. Исследование процессов адаптации к профессии и профессиональному обучению. Разработка теоретической модели адаптационного процесса в вузе: выявление этапов адаптации, структуры адаптации, показателей успешности адаптации и хода дезадаптации, факторов, влияющих на адаптированность и дезадаптированность. Вскрытие психологических механизмов и закономерностей адаптационного процесса на этапе перехода из школы в вуз.
5.2. Исследование специфики проявления выгорания в разных сферах профессионального труда; выявление генезиса выгорания в разных профессиях «субъект-объектного» и «субьект-субъектного» типа; выделение основных типов выгорания и их детерминированности со стороны личностных черт; определение иерархии различных видов профессиональной деятельности по критерию психического выгорания; установление места выгорания в общем контексте профессионального развития личности.
5.3. Изучение психологических защит как фактора, обуславливающего формирование адаптационного симптомокомплекса личности. Выявление особенностей профессиональной детерминации развития системы защитных механизмов.
Развернуть
6
01.07.2012 - 10.10.2012
6.1 Анализ, исследование и описание основных тенденций профессиональной деятельности педагога, работающего в системе внутрифирменного обучения. Изучение и описание целей, содержания и технологий осуществления внутрифирменного обучения в современных условиях. Изучение психологических и социально-психологических особенностей взрослого как субъекта обучения. Анализ структуры обучения взрослых; специфики построения коммуникаций в процессе обучения взрослых.
6.2 Создание профессиональной психологически и проектно-ориентированной образовательной программы по подготовке педагога для работы в системе профессионального образования взрослых.
6.3 Разработка программы внедрения результатов НИР в образовательный процесс
6.4. Создание и апробация образовательных программ, направленных на формирование ключевых характеристик творческого мышления профессионала.
Развернуть

Программа

Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы

Программное мероприятие

1.1 Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров
Продолжительность работ
2013, 6 мес.
Бюджетные средства
13 млн
Организация
ФГАУ "ФИРО"
профинансировано
Тема
Организация и проведение семинаров для должностных лиц высших учебных заведений и научных организаций по применению различных инструментов частно-государственного партнерства в научно-технологической сфере.
Продолжительность работ
2014, 7 мес.
Бюджетные средства
6 млн
Количество заявок
3
Тема
«Проведение мониторинга результатов деятельности малых инновационных предприятий, созданных на базе высших учебных заведений Российской Федерации, по результатам участия экспозиции Минобрнауки России в 10-ом юбилейном выставочно-конгрессном мероприятии «Дни малого и среднего бизнеса России – 2011»».
Продолжительность работ
2011, 1 мес.
Бюджетные средства
2,5 млн
Количество заявок
1
Тема
Проведение мониторинга результатов деятельности малых инновационных предприятий, созданных на базе высших учебных заведений Российской Федерации, по результатам участия экспозиции Минобрнауки России в 11-ом Всероссийском форуме «Дни малого и среднего бизнеса России – 2012».
Продолжительность работ
2012, 3 мес.
Бюджетные средства
2 млн
Количество заявок
6
Тема
Обеспечение создания и развития центров прикладных (профессиональных) квалификаций в субъектах Российской Федерации
Продолжительность работ
2013, 6 мес.
Бюджетные средства
13 млн
Количество заявок
2
Тема
Формирование и апробация механизма общественной оценки деятельности результатов учреждений среднего профессионального образования
Продолжительность работ
2013, 2 мес.
Бюджетные средства
6,14 млн
Количество заявок
3