Регистрация / Вход
Прислать материал

Когнитивная лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка

Стадии проекта
Предложение принято
Конкурс завершен
Проект закончен
Продолжительность работ
2009 - 2010, 14 мес.
Бюджетные средства
3,2 млн
Внебюджетные средства
0 млн

Информация отсутствует

Участники проекта

Зам. руководителя работ
Алефиренко Николай Федорович

Этапы проекта

1
20.07.2009 - 30.09.2009
1.1. Обоснование когнитивно-
синергетической стратегии исследования
ценностно-смыслового пространства рус-
ского языка на фоне других славянских
языков. Выбор адекватных способов ре-
шения поставленных задач.
1.2. Разработка адекватной модели пред-
ставления продуктов ценностно-
смыслового (культурно ориентированно-
го) познания действительности, мира
субъективных образов, смыслов и ценно-
стей, порождаемых лингвокреативным
сознанием.
1.3. Разработка системы методов и приё-
мов когнитивно-синергетического иссле-
дования лингвокультуры.
1.4. Теоретическое обоснование лингво-
культурного своеобразия слова в зависи-
мости от его функционально-системного
статуса в системе средств создания этноя-
зыкового образа мира.
Развернуть
2
01.10.2009 - 01.12.2009
2.1. Разработка лингвокультурологиче-
ской методологии, предполагающей мно-
гообразие «языковых игр» с обязатель-
ным включением нарративных элемен-
тов.
2.2. Обоснование понятия «лингвокуль-
тура», выделение категориальных при-
знаков объектов лингвокультуры и их
когнитивно-синергетического статуса.
2.3. Определение характера взаимоотно-
шения единиц культуры и единиц языка,
их репрезентирующих.
2.4. Выделение функциональных регист-
ров русской лингвокультуры на фоне об-
щеславянского лингвокультурного кон-
тинуума.
2.5. Выявление и ценностно-смысловая
интерпретация функций лингвокультуры
как особых форм духовной деятельности.
2.6. Обоснование природы и сущности
основных категорий когнитивной лин-
гвокультурологии.
2.7. Определение сферы пересечения
лингвокультурологии и лингвостранове-
дения.
2.8. Осуществление когнитивно-
культурологического моделирования
ценностно-смысловой парадигмы русско-
го языка в её сопоставлении с соответст-
вующими смежными парадигмами.
2.9. Проведение научно-практического семинара «Язык и культура: когнитивно-
семиологическая синергетика слова».
Развернуть
3
01.01.2010 - 30.04.2010
3.1. Разработка современной лингвокуль-
турологической концепции на основе
когнитивно-синергетической теории
языкового знака.
3.2. Моделирование культурно-
познавательного пространства русского
языка.
3.3. Создание модели лингвокультуремы
и ее интерпретация как элемента этноя-
зыкового сознания и единицы культурно-
когнитивного моделирования этноязыко-
вой картины мира.
3.4. Определение лингвокультурных па-
раметров ценностно-смыслового конти-
нуума славяно-русского мировосприятия.
3.5. Разработка модели механизмов
смыслообразования на разных уровнях
культурно-языкового сознания.
3.6. Раскрытие сущности этноязыковой
семантики как культурно-когнитивной
категории с точки зрения взаимоотноше-
ния (а) языкового сознания и семантики
слова; (б) этнокультурного сознания и
языкового значения; (в) значения слова,
культурного концепта и понятия; (г) лин-
гво дидактики.
3.7. Проведение научно-практического
семинара: «Лингвокультурология в ас-
пекте образовательных инноваций».
3.8. Подготовка научно-методических
материалов для проведения международ-
ной научной конференции по проблеме
взаимодействия образного слова, позна-
ния и культуры.
Развернуть
4
01.05.2010 - 06.09.2010
4.1. Определение путей и способов сим-
волизация языка культуры по 3-м основ-
ным параметрам: а) по линии символи-зация этнокультурного пространства; б) в аспекте соотношения языковой симво-
лики и речевой образности; в) с точки зрения этноязыковой природы культур-
ного концепта.
4.2. Обоснование коммуникативно-
прагматического потенциала лингво-
культуры путём выявления: а) культур-но-прагматических граней русского сло-
ва на фоне других славянских языков; б) культурно-прагматического спектра лек-
сической коннотации; в) типологии дис-курсивно-прагматических категорий и
их лингвокультурной значимости.
4.3. Разработка программы внедрения
результатов НИР в образовательный
процесс.
4.4. Обобщение результатов исследова-
ния и разработка лингводидактического
внедрения результатов исследования в
образовательный процесс: а) для магист-ратуры; б) для средних образовательных учреждений (школ, гимназий и лицеев). 4.5. Разработка лингвокультуро логиче-
ского аспекта новой магистерской про-
граммы «Юридическая лингвистика».
Развернуть

Программа

Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы

Программное мероприятие

1.5 Проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей
Тема
Разработка программных средств смыслового поиска и анализа материалов научных исследований в области наук о жизни, опубликованных на естественных языках в научной печати и в Интернете.
Продолжительность работ
2005 - 2006, 23 мес.
Бюджетные средства
10 млн
Количество заявок
4
Тема
Доклинические исследования ноотропного лекарственного средства пептидной природы для лечения когнитивных нарушений
Продолжительность работ
2015 - 2017, 26 мес.
Бюджетные средства
33 млн
Количество заявок
1
Тема
Проведение Всемирного фестиваля русского языка
Продолжительность работ
2011, 2 мес.
Бюджетные средства
2 млн
Количество заявок
1
Тема
НК-343 Организационно-методическое обеспечение проведения конкурса научных работ аспирантов и молодых ученых по направлению «Когнитивная лингвистика»
Продолжительность работ
2009, 3 мес.
Бюджетные средства
0 млн
Количество заявок
2
Тема
: «Организационно-техническое обеспечение проведения международной молодежной конференции «Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях»»
Продолжительность работ
2011, 5 мес.
Бюджетные средства
1,5 млн
Количество заявок
2