Регистрация / Вход
Прислать материал

«Проведение
исследований коллективами под руководством приглашенных иссле,
в области общественных и гуманитарных наук»

Стадии проекта
Предложение принято
Конкурс завершен
Проект закончен
Проект
02.740.11.5004
Организация
ФГБОУ ВО "МАГУ"
Руководитель работ
Мещерова Ирина Алексеевна
Продолжительность работ
2009 - 2010, 16 мес.
Бюджетные средства
2,5 млн
Внебюджетные средства
0 млн

Информация отсутствует

Участники проекта

Зам. руководителя работ
Курбатова Юлия Александровна

Этапы проекта

1
20.07.2009 - 01.12.2009
АННОТАЦИЯ РАБОТ,
ВЫПОЛНЕННЫХ НА ЭТАПЕ № 1
<начальный >
государственного контракта с Федеральным агентством по науке
и инновациям от 20 июля 2009 г. № 02.740.11.5004.
Шифр: « 2009-1.5-506-001-015 »
Период выполнения этапа: июль 2009- декабрь 2009

Исполнитель: Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Мурманский государственный
педагогический университет» (МГПУ)
Адрес: 183720
г. Мурманск,
ул. Капитана Егорова, 15

Цель работы 1. Обеспечение развития устойчивого и эффективного взаимодействия с российским ученым, работающим за рубежом, закрепление его в российской науке и образовании, использование его опыта, навыков и знаний для развития отечественной системы науки и образования.
2. Определение методологических и культурологических оснований формирования профессионального сознания педагога.
3. Разработка программы исследования структурных компонентов профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях образовательного пространства.
4. Подбор валидных методик исследования и проведение социологического исследования.


1. Наименование разрабатываемой продукции: Концепция и методология формирования профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях России.
2. Характеристика выполненных на этапе работ по созданию продукции.
2.1. Результаты работы на начальном этапе: программа проведения научно-исследовательской и теоретической работы над уточнением концептуальных положений исследования, разработанная в соответствии с требованиями задания; программа и описание методик социологического исследования, разработанные в соответствии с требованиями задания; обзор данных, источников, существующих подходов, методов, методик в области исследования, проведенный в соответствии с требованиями задания; план-проспект учебно-методического пособия «Основы теории коммуникаций с кросскультурными аспектами», разработанный в соответствии с требованиями задания; тематика и планы магистерских и кандидатских исследований в области исследования.
2.2. Новизна применяемых решений в сравнении с другими работами, родственными по тематике и целевому назначению и определяющими мировой уровень: новые требования в поликультурной системе образования предполагают высокий профессионализм будущих специалистов, который определяется составляющими его межкультурной компетентности. Понятие «межкультурная педагогическая компетентность» американский специалист в области конфликтологии Б. Крайдер определяет как умение научить учеников понимать и принимать культурный плюрализм, жить по демократическим правилам и развитым чувством толерантности. Таким образом, межкультурная компетентность есть сложное, индивидуально-поликультурное образование, которое формируется на основе интеграции профессионально-педагогических, этнокультурологических и практических знаний, умений, ценностных ориентаций в этнической действительности, в умении применять регулятивные технологии межкультурных отношений. В своей совокупности они характеризуют высший уровень подготовленности будущего специалиста. Сегодня мультикультурное образование представляет собой мощное образовательное движение, возникшее в педагогической среде и получившее широкое распространение и поддержку государственных структур в США, Канаде, Австралии и в объединённой Европе.
В то же время в России работы, посвященные формированию профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях России, отсутствуют.
2.3. Особенности исследования на отчетном этапе: В рамках проводимого нами исследования мы полагаем, что кросскультурный подход является наиболее целесообразным в изучении проблемы формирования профессионального сознания педагога, так как кросскультурность, понимаемая как взаимопроникновение и пересечение культур, совмещение общего и различного, является единственно верным подходом в организации учебно-воспитательного процесса.
2.4. Объекты интеллектуальной собственности, созданные на отчетном этапе: программа проведения научно-исследовательской и теоретической работы над уточнением концептуальных положений исследования; программа проведения социологического исследования; описание методик социологического исследования; обзор данных, источников, существующих подходов, методов, методик в области исследования; тематика и планы магистерских и кандидатских исследований в разрабатываемой области; план-проспект учебно-методического пособия «Основы теории коммуникаций с кросскультурными аспектами».
3. Области и масштабы использования полученных результатов
3.1. Область применения полученных результатов в образовательном процессе в вузе, в том числе для подготовки: студентов и магистров педагогики; кадров высшей квалификации по направлению НИР; разработка новой образовательной программы по дисциплине специализации.
3.2. Ход практического внедрения полученных результатов в образовательный процесс: Проведены исследования структурных компонентов профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях образовательного пространства. Идет разработка психолого-педагогических рекомендаций, направленных на коррекцию и формирование структурных компонентов профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях образовательного пространства. Начата разработка учебно-методического комплекса (новой учебной программы, содержания, практикума, тренинга) для магистерской подготовки педагогов. Сформулированы темы и составлены планы магистерских и кандидатских диссертаций по теме исследования, начата работа по сбору материалов для написания этих исследований. Магистры привлечены к проведению научно-исследовательской работы в рамках написания магистерских исследований. Составлен план-проспект учебно-методического пособия «Основы теории коммуникаций с кросскультурными аспектами». В учебном процессе студентам прочитан курс по выбору «Развитие коммуникативной компетенции личности», по результатам которого затем проведена учебная дискуссия «Кросскультурный аспект коммуникативной компетенции личности».
3.3. Прогноз влияния полученных результатов, на подготовку и закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров, достижение или превышение заданных индикаторов и показателей.
1. Разработка и обоснование концепции формирования профессионального самосознания педагога в новых кросскультурных условиях России позволит преодолеть значительный разрыв между стремительно изменившейся межкультурной ситуацией в образовательном пространстве России (связанной с демографическими, экономическими, социально-политическими, межэтническими и межконфессиональными изменениями в обществе) и тем уровнем педагогического сознания, которым обладают современные педагоги-практики.
2. Обоснование методологических и культурологических оснований формирования профессионального сознания педагога позволит в современных условиях оказывать значимое влияние на формирование межкультурной компетентности, как устойчивого качества личности педагога, как компонента профессионализма учителя. Очевидно, что формирование межкультурной компетентности возможно только через специально построенные методики развития профессионального сознания педагога в процессе обучения в педагогическом ВУЗе.
3. Проведение исследования структурных компонентов профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях образовательного пространства позволит реализовать разработку психолого-педагогических рекомендаций, направленных на коррекцию и формирование структурных компонентов профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях образовательного пространства.
4. Написание и защита магистерских и кандидатских диссертаций по теме исследования позволит качественно улучшить научно-педагогический уровень подготовки будущих педагогов-исследователей.
4. Выводы: Исследование соотношения между уровнем развития профессионального педагогического сознания и уровнем межкультурной компетентности у педагогов-практиков и студентов педагогического ВУЗа начато успешно. В ходе первого этапа исследования получены данные о связи между уровнем профессионального сознания, уровнем межкультурной компетентности и успешностью профессиональной деятельности педагогов-практиков в изменившихся межкультурных условиях современной России. На основе количественного и качественного анализа полученных в ходе исследования данных исследовательская группа намеревается разработать и внедрить рекомендации по совершенствованию содержания профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов, направленных на целенаправленное развитие профессионального сознания и межкультурной компетентности.
Развернуть
2
01.01.2010 - 30.07.2010
АННОТАЦИЯ РАБОТ,
ВЫПОЛНЕННЫХ НА ЭТАПЕ № 2
<Основной>
государственного контракта с Федеральным агентством по науке
и инновациям от 20 июля 2009 г. № 02.740.11.5004.


Шифр: «2009-1.5-506-001-015»
Период выполнения этапа 01.01.2010 – 31.07.2010
Исполнитель: Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Мурманский государственный
педагогический университет» (МГПУ)
Адрес: 183720
г. Мурманск,
ул. Капитана Егорова, 15

Цель работы 1. Обеспечение развития устойчивого и эффективного взаимодействия с российским ученым, работающим за рубежом, закрепление его в российской науке и образовании, использование его опыта, навыков и знаний для развития отечественной системы науки и образования.
2. Определение методологических и культурологических оснований формирования профессионального сознания педагога.
3. Разработка программы исследования структурных компонентов профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях образовательного пространства.
4. Подбор валидных методик исследования и проведение социологического исследования.


1. Наименование разрабатываемой продукции:
Концепция и методология формирования профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях России.
2. Характеристика выполненных на этапе работ по созданию продукции.
2.1. Результаты работы на основном этапе: концепция построения процесса формирования профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях России, разработанная в соответствии с требованиями задания; монография «Психологический портрет современного воспитателя детского сада», написанная и изданная в соответствии с требованиями задания; содержание апробации основных положений концепции, проведенные в соответствии с требованиями задания; научные статьи, написанные в соответствии с требованиями задания; содержание учебно-методического пособия «Основы теории коммуникаций с кросскультурными аспектами» (текст), разработанное в соответствии с требованиями задания; план-проспект основных направлений и содержания практикума и тренинга для студентов по теме исследования, разработанный в соответствии с требованиями задания; содержание магистерских и кандидатских диссертаций в области исследования, разработанные в соответствии с требованиями задания.
2.2. Новизна применяемых решений в сравнении с другими работами, родственными по тематике и целевому назначению и определяющими мировой уровень: новые требования в поликультурной системе образования предполагают высокий профессионализм будущих специалистов, который определяется составляющими его межкультурной компетентности. Понятие «межкультурная педагогическая компетентность» американский специалист в области конфликтологии Б. Крайдер определяет как умение научить учеников понимать и принимать культурный плюрализм, жить по демократическим правилам и развитым чувством толерантности. Таким образом, межкультурная компетентность есть сложное, индивидуально-поликультурное образование, которое формируется на основе интеграции профессионально-педагогических, этнокультурологических и практических знаний, умений, ценностных ориентаций в этнической действительности, в умении применять регулятивные технологии межкультурных отношений. В своей совокупности они характеризуют высший уровень подготовленности будущего специалиста. Сегодня мультикультурное образование представляет собой мощное образовательное движение, возникшее в педагогической среде и получившее широкое распространение и поддержку государственных структур в США, Канаде, Австралии и в объединённой Европе.
В то же время в России работы, посвященные формированию профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях России, отсутствуют.
2.3. Особенности исследования, разработки, метода или методологии проведения работы на отчетном этапе: В рамках проводимого нами исследования мы полагаем, что кросскультурный подход является наиболее целесообразным в изучении проблемы формирования профессионального сознания педагога, так как кросскультурность, понимаемая как взаимопроникновение и пересечение культур, совмещение общего и различного, является единственно верным подходом в организации учебно-воспитательного процесса.
2.4. Объекты интеллектуальной собственности, созданные на отчетном этапе: концепция построения процесса формирования профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях России; монография «Психологический портрет современного воспитателя детского сада; содержание апробации основных положений концепции; научные статьи; содержание учебно-методического пособия «Основы теории коммуникаций с кросскультурными аспектами»; план-проспект основных направлений и содержания практикума и тренинга для студентов по теме исследования; содержание магистерских и кандидатских диссертаций в области исследования.
3. Области и масштабы использования полученных результатов
3.1. Область применения полученных результатов в образовательном процессе в вузе, в том числе для подготовки: студентов и магистров педагогики; кадров высшей квалификации по направлению НИР; разработка новой образовательной программы по дисциплине специализации.
3.2. Ход практического внедрения полученных результатов в образовательный процесс: Проведены исследования структурных компонентов профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях образовательного пространства. Разработаны психолого-педагогические рекомендации, направленные на коррекцию и формирование структурных компонентов профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях образовательного пространства. Проведена разработка учебно-методического комплекса (новой учебной программы, содержания, практикума, тренинга) для магистерской подготовки педагогов. Проведена научно-исследовательская и экспериментальная работа для написания магистерских и кандидатских диссертаций по теме исследования, собраны материалы для написания этих исследований. Магистры привлечены к проведению научно-исследовательской работы в рамках написания магистерских исследований. Разработано содержание учебно-методического пособия «Основы теории коммуникаций с кросскультурными аспектами». В учебном процессе студентам прочитан курс по выбору «Развитие коммуникативной компетенции личности», по результатам которого затем проведена учебная дискуссия «Кросскультурный аспект коммуникативной компетенции личности». Написана и издана монография «Психологический портрет современного воспитателя детского сада», рекомендованная редакционно-издательским советом Российской академии образования к использованию в качестве учебного пособия для студентов вузов.
3.3. Прогноз влияния полученных результатов, на подготовку и закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров, достижение или превышение заданных индикаторов и показателей.
1. Разработанная и обоснованная концепция формирования профессионального самосознания педагога в новых кросскультурных условиях России позволяет преодолеть значительный разрыв между стремительно изменившейся межкультурной ситуацией в образовательном пространстве России (связанной с демографическими, экономическими, социально-политическими, межэтническими и межконфессиональными изменениями в обществе) и тем уровнем педагогического сознания, которым обладают современные педагоги-практики.
2. Обоснование методологических и культурологических оснований формирования профессионального сознания педагога позволяет в современных условиях оказывать значимое влияние на формирование межкультурной компетентности, как устойчивого качества личности педагога, как компонента профессионализма учителя, что подтвердили проведенные экспериментальные исследования. Экспериментальная апробация показала, что формирование межкультурной компетентности возможно только через специально построенные методики развития профессионального сознания педагога в процессе обучения в педагогическом ВУЗе.
3. Проведенное исследование структурных компонентов профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях образовательного пространства позволяет реализовать разработку психолого-педагогических рекомендаций, направленных на коррекцию и формирование структурных компонентов профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях образовательного пространства.
4. Написание и защита магистерских и кандидатских диссертаций по теме исследования позволят качественно улучшить научно-педагогический уровень подготовки будущих педагогов-исследователей.
4. Выводы: Исследование соотношения между уровнем развития профессионального педагогического сознания и уровнем межкультурной компетентности у педагогов-практиков и студентов педагогического ВУЗа проводится успешно. В ходе второго этапа исследования получены статистические данные о связи между уровнем профессионального сознания, уровнем межкультурной компетентности и успешностью профессиональной деятельности педагогов-практиков в изменившихся межкультурных условиях современной России. На основе количественного и качественного анализа полученных в ходе исследования данных исследовательская группа разрабатывает и внедряет рекомендации по совершенствованию содержания профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов, направленных на целенаправленное развитие профессионального сознания и межкультурной компетентности. Часть полученных данных использована для создания монографии «Психологический портрет современного воспитателя детского сада», рекомендованной редакционно-издательским советом Российской академии образования к использованию в качестве учебного пособия для студентов вузов.
Развернуть
3
31.07.2010 - 15.11.2010
3.1. Апробация учебно-
методического комплекса.
3.2. Разработка программы внедрения
результатов научно-
исследовательской работы в
образовательный процесс.
3.3. Разработка научно-методических
материалов по теме: «Теоретические
основы кросскультурной грамотности
педагога как структурного
компонента профессионального
сознания».
3.4. Проведение итогового научно-
практического семинара по теме
исследования.
3.5. Подготовка итогового отчёта
научно-исследовательской работы.
Развернуть

Программа

Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы

Программное мероприятие

1.5 Проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей
Тема
«Проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей в области общественных и гуманитарных наук»
Продолжительность работ
2009 - 2010, 16 мес.
Бюджетные средства
4 млн
Количество заявок
15
Тема
Проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей в области общественных и гуманитарных наук.
Продолжительность работ
2010 - 2011, 20 мес.
Бюджетные средства
4 млн
Количество заявок
25
Тема
«Проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей в области общественных и гуманитарных наук».
Продолжительность работ
2010 - 2011, 17 мес.
Бюджетные средства
4 млн
Количество заявок
17
Тема
«Проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей в области общественных и гуманитарных наук»
Продолжительность работ
2011 - 2012, 19 мес.
Бюджетные средства
12 млн
Количество заявок
26
Тема
«Проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей в области математики и механики»
Продолжительность работ
2009 - 2010, 16 мес.
Бюджетные средства
4 млн
Количество заявок
29