Регистрация / Вход
Прислать материал

«Организационно-техническое обеспечение проведения
всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и
медиакомпетентность»

Стадии проекта
Предложение принято
Конкурс завершен
Проект закончен
Проект
02.741.11.2096
Продолжительность работ
2009, 3 мес.
Бюджетные средства
1,4 млн
Внебюджетные средства
0,28 млн

Информация отсутствует

Этапы проекта

1
20.08.2009 - 15.11.2009
РЕФЕРАТ
выполненных работ по теме: «Организационно-техническое обеспечение проведения Всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность», ГК № 02.741.11.2096.

Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетентность, критическое мышление, педагогика, педагогический вуз, студенты, анализ медиатекста.

Объект исследования или разработки: процесс медиаобразования и развития медиакомпетентности.

Цель работы:
эффективное освоение молодыми исследователями и преподавателями современной медиаобразовательной теории и методики, учитывающей возрастные особенности аудитории и использования всех видов медиа (средств массовой коммуникации), технологией критического анализа медиатекстов разных видов и жанров;

научный эффект: изучение молодежной аудиторией теоретических основ научной школы «Медиаобразование и компетентность», основных теорий медиаобразования, базовых теоретических подходов к критическому анализу медиатекста в учебном процессе;

методический эффект: в процессе проведения занятий научной школы (лекции, семинары, практические работы, творческие задания) молодые ученые и специалисты овладели современной медиаобразовательной методикой.

Метод или методология проведения работы: Методологию проекта составляют ключевые положения о связи, взаимообусловленности и целостности явлений действительности (в том числе – органической связи образовательных процессов с социокультурным контекстом), единства исторического и социального в педагогическом познании, теория диалога культур М.М.Бахтина-В.С.Библера. Проект опирается на содержательный подход (выявление содержания изучаемого процесса с учетом совокупности его элементов, взаимодействия между ними, их характера, обращения к фактам, анализа и синтеза теоретических заключений и т.д.).

Методы:

- теоретический анализ научной литературы, имеющий отношение к теме проекта, синтез теоретических и практических концепций в области развития медиаобразования и медиакомпетентности;

- разработка критериев качества результатов медиаобразовательной деятельности;

- разработка плана проведения Всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность» и практическое его воплощение.

Результаты работы:

Отчет о выполненной работе, включающий в себя: описание условий, которые созданы в ходе реализации работы для эффективного освоения молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических отечественных и мировых достижений в избранной научной области; перечень публикаций по результатам работы; анализ эффективного освоения молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических отечественных и мировых достижений по результатам работы.

Осуществлено техническое обеспечение Всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность»: обеспечено тиражирование и распространение раздаточных материалов; подготовлены аудитории для проведения Школы; организован трансфер, проживание и питание участников Школы; обеспечено оперативное информирование участников Школы; осуществлен сбор тезисов выступлений и предпечатная подготовка; подготовлено и эффективно использовано мультимедийное оборудование для проведения Школы;

Осуществлено организационно-аналитическое обеспечение Школы: разработаны программа и график работы Школы; прочитан цикл лекций, проведены семинары (мастер-классы), практические занятия по тематике Школы; проверена (путем анкетирования и тестирования) эффективного освоения молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических отечественных и мировых достижений в научной области медиаобразования и медиакомпетентности по результатам проведения Школы; подготовлены тестовые задания для участников Школы; разработаны критерии отбора статей в сборник материалов по итогам Школы.

Осуществлено информационно-методическое обеспечение Школы: подготовлен выпуск публикаций по результатам Школы; подготовлено издание сборника тезисов и статей по результатам Школы; создана и поддерживается базы данных о молодых ученых – участниках Школы; подготовлены аналитические материалы о кадровом резерве в стране по направлению Школы; создана оперативная поддержка специального сайта (веб-страницы) Школы; подготовлена информация для размещения на сайте.
Полученные результаты полностью соответствуют требованиям Задания.

Информационная поддержка Всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность» осуществлялась следующими организациями:

Программа ООН Альянс цивилизаций: «Медиаобразование и медиаграмотность» http://www.aocmedialiteracy.org (Таганрогский государственный педагогический институт - официальный партнер данной Программы ООН),

Бюро ЮНЕСКО в Москве http://www.unesco.ru

Портал Министерства образования и науки РФ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://ict.edu.ru

Всероссийский интернет-портал «Информационная грамотность и медиаобразование» http://www.mediagram.ru

МОО «Информация для всех» http://www.ifap.ru

Ассоциация медиапедагогики России http://edu.of.ru/mediaeducation

Всероссийский журнал «Медиаобразование» http://edu.of.ru/medialibrary/default.asp?ob_no=34437

В качестве экспертов (ведущих специалистов в области медиаобразования в работе Всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность» участвовали: профессор Санкт-Петербургского государственного университета, д.п.н., профессор С.Г.Корконосенко (Санкт-Петербург), зав.лабораторией медиаобразования Российской Академии образования (Москва), к.п.н. Е.А.Бондаренко, заслуженный деятель искусств, кандидат искусствоведения Г.М.Евтушенко (Москва), декан факультета журналистки Белгородского государственного университета, д.ф.н., профессор А.П.Короченский (Белгород), президент Ассоциации медиапедагогики России, гл. редактор журнала "Медиаобразование", д.п.н., профессор А.В.Федоров и др.

Новизна применяемых решений в сравнении с другими работами, родственными по тематике и целевому назначению и определяющими мировой уровень:

данная научная Школа для молодежи проводилась впервые в России ее целевое значение и методика сопоставимы с мировым уровнем в области медиаобразования и медиакомпетентности.

Особенности исследования, разработки, метода или методологии проведения работы на отчетном этапе:
  Особенностью проекта можно считать сочетание передачи научного опыта молодым ученым со стороны экспертного сообщества (выдающихся ученых в данной области) с возможностью взаимных обсуждений докладов молодых ученых, их тестирования и анкетирования.

Объекты интеллектуальной собственности, созданные на отчетном этапе.
В рамках осуществление проекта подготовлены и изданы 2 сборника статей (30 п.л.), 1 сборник учебных программ (18 п.л.), 1 сборник анкет, тестов, контрольных заданий (8 п.л.) по тематике медиаобразования и медиакомпетентности. Общий объем опубликованных работ – 56 п.л.

Список публикаций по проекту по проекту: «Организационно-техническое обеспечение проведения Всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность», ГК № 02.741.11.2096. *

- Медиаобразование и медиакомпетентность: всероссийская научная школа для молодежи. Сб. статей молодых ученых – участников Школы / Под ред. А.В.Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009. 240 c.

- Медиаобразование и медиакомпетентность: мнения экспертов. Сб. статей / Под ред. А.В.Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009.

- Медиаобразование и медиакомпетентность: сб. учебных программ / Под ред. А.В.Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009. 292 c.

- Федоров А.В. Медиаобразование и медиакомпетентность: сб. анкет, тестов, контрольных заданий. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009. 136 c.

* Все публикации сопровождаются ссылкой:
подготовлено и издано при поддержке при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» (Мероприятие 2.1. «Организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ») Федерального агентства по науке и инновациям Министерства образования и науки РФ. Научный руководитель проекта «Организационно-техническое обеспечение проведения Всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность» – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров. ГК № 02.741.11.2096.

Области и масштабы использования полученных результатов
  Области применения полученных результатов: педагогика (медиаобразование, медиапедагогика, медиакомпетентность) в высших, средних специальных и общеобразовательных учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования. Круг потребителей научного и методического результата: преподаватели, аспиранты и студенты вузов, ученые-исследователи в области медиа и медиаобразования, школьные учителя, библиотеки, широкая аудитория, интересующая тематикой медиаобразования.

Результаты Школы могут быть использованы для:

- подготовки предложений для Министерства образования и науки РФ по формированию списка новых вузовских специальностей по направлению «Медиаобразование»; по внедрению в школах компонентов интегрированного медиаобразования и предметов по выбору учащихся (медиаобразовательной тематики);

- получения преподавателями вузов, аспирантами, молодыми учеными, школьными учителями, исследователями в сфере медиаобразования полной и достоверной информации о текущем состоянии и перспективах развития медиаобразования в России и в мире и использование этих знаний в учебном процессе вузов и школ РФ;

Ход практического внедрения полученных результатов. Полученные результаты внедряются в учебный процесс Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Таганрогский государственный педагогический институт» (специализация 03.13.30 «Медиаобразование»). Тематика проекта отражается также в текущем курсовом и дипломном проектировании и в подготовке диссертаций.

  Оценка или прогноз влияния полученных результатов, созданных на основе полученных результатов, на подготовку и закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров, достижение или превышение заданных индикаторов и показателей.

Полученные результаты, достигнутые в ходе реализации проекта, могут оказать воздействие на подготовку и закрепление в сфере науки и образования молодых (до 35 лет) научных и научно-педагогических кадров, чьи научные интересы совпадают с тематикой Всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность».

Рекомендации по внедрению результатов НИР: Практическая значимость проекта обусловлена принципиальной возможностью широкого использования его итогов и выводов учеными, аспирантами, студентами, преподавателями в учебном процессе (лекции, семинары, выполнение курсовых, дипломных, диссертационных работ) любого современного вуза.

Рекомендации по внедрению: реализация результатов работ по проекту (в том числе реализация полученных результатов в конкретных учебных дисциплинах, лекциях, групповых практических занятиях, лабораторных работах, курсовом и дипломном проектировании и других видах занятий): в процессе реализации результатов проекта создан пакет руководящих, организационно-методических документов (учебных программ), утверждаемых ректором Таганрогского государственного педагогического института.

Прогнозные предположения о развитии тематики проекта.
После завершения проекта предполагается внедрение модели развития критического мышления и медиакомпетентности студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразовательного цикла. Возможна также (при получении новой грантовой поддержки) организация на базе вуза научно-методического Центра медиаобразования.

  Заданные индикаторы и показатели проведенного нами мероприятия были полностью достигнуты: планируемая доля специалистов (в возрасте до 35 лет на момент окончания соответствующего отчетного периода), привлеченных к участию в Школе, в общем составе участников была 85,7%; доля привлеченных на выполнение работ внебюджетных средств от объема средств федерального бюджета составила 20%. Что касается такого показателя, как общее число участников Школы, то оно превысило плановое число (60 человек), составив 70 человек.

Выводы

Выполненные работы удовлетворяют условиям государственного контракта, задания, календарного плана, отчетная документация в надлежащем порядке оформлена.

В ходе выполнения работ были полностью достигнуты все индикаторы и показатели, цели предусмотренные Заданием:

  - молодыми исследователями и преподавателями были эффективно освоены современные медиаобразовательные теории и методики, учитывающие возрастные особенности аудитории и использование всех видов медиа (средств массовой коммуникации), технологии критического анализа медиатекстов разных видов и жанров;

- молодежной аудиторией (ученые и преподаватели до 35 лет) были изучены теоретические основы научной школы «Медиаобразование и компетентность», основные теории медиаобразования, базовые теоретические подходы к критическому анализу медиатекста в учебном процессе (научный эффект);

- в процессе проведения занятий научной школы (лекции, семинары, практические работы, творческие задания) молодые ученые и специалисты смогли овладеть современной медиаобразовательной методикой (методический эффект).
Развернуть

Программа

Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы

Программное мероприятие

2.1 Организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ
Продолжительность работ
2012 - 2013, 12 мес.
Бюджетные средства
1,71 млн
профинансировано
Продолжительность работ
2012 - 2013, 14 мес.
Бюджетные средства
0,62 млн
профинансировано
Тема
Организационно-техническое обеспечение проведения всероссийской научной школы для молодежи "Медиаобразование и медиакомпетентность"
Продолжительность работ
2009, 4 мес.
Бюджетные средства
1,4 млн
Количество заявок
3
Тема
Организационно-техническое обеспечение проведения всероссийской научной школы для молодежи "Биомедицинская инженерия"
Продолжительность работ
2009, 4 мес.
Бюджетные средства
1,4 млн
Количество заявок
2
Тема
Организационно- техническое обеспечение проведения всероссийской научной школы для молодежи "Горизонты нанобиотехнологии"
Продолжительность работ
2009, 4 мес.
Бюджетные средства
1,4 млн
Количество заявок
1
Тема
Организационно-техническое обеспечение проведения всероссийской научной школы для молодежи "Наномедицина и нанотоксикология"
Продолжительность работ
2009, 4 мес.
Бюджетные средства
1,4 млн
Количество заявок
1
Тема
Организационно-техническое обеспечение проведения всероссийской научной школы для молодежи "Синхротронное излучение"
Продолжительность работ
2009, 4 мес.
Бюджетные средства
1,4 млн
Количество заявок
1