Регистрация / Вход
Прислать материал

«Организационно-техническое обеспечение проведения всероссийской
научной школы для молодежи «Молодежная археологическая школа»

Стадии проекта
Предложение принято
Конкурс завершен
Проект закончен
Продолжительность работ
2009, 4 мес.
Бюджетные средства
1,2 млн
Внебюджетные средства
0,33 млн

Информация отсутствует

Соисполнители

Организация
ИАЭТ СО РАН

Участники проекта

Зам. руководителя работ
Зоткина Лидия Викторовна

Этапы проекта

1
11.08.2009 - 21.12.2009
Подготовка высококвалифицированных специалистов определяет стратегию научно-образовательных комплексов в современной России. В нашей стране концепция создания исследовательских университетов реализуется в качестве пилотных проектов, в том числе имеется в виду создание новых структур на основе добровольной интеграции университетов и академических институтов, а также государственных научных центров. Одним из направлений в гуманитарном образовании является разработка образовательной стратегии (в рамках общей образовательной политики вузов), оптимизация структур, в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и изменение качества образования. Реализованный проект научной Молодежной археологической школы соответствует именно таким принципам национального исследовательского университета и способствует формированию динамичного образовательного пространства с опережающим мотивом профессиональной подготовки как варианта интеграции академической науки и высшего образования.
Проект организации и проведения полевой археологической школы для молодежи направлен на поиск различных форм интеграции гуманитарной академической науки и высшего образования, повышение квалификации участников, в том числе, аспирантов вузов и молодых ученых Сибири и Дальнего Востока, развитие коммуникационных связей в молодежном научном сообществе Сибири.
Богатейший зарубежный опыт сочетания в рамках полевых школ междисциплинарных методических занятий, обучения работе на современной аппаратуре, практике камеральной обработки материала, привлечения к участию в школах специалистов мирового уровня для проведения лекций, семинаров и практических занятий, проведение полевых экскурсий, публикации справочного и методического материала показывает высокую эффективность полевых школ как формы дополнительного образования. Эта традиция в большинстве стран Западной Европы, Америки и Азии (Япония) существует уже более 50 лет и рассматривается как обязательная ступень в подготовке научных кадров, как эффективная форма отработки практических навыков. Полевые школы в России находятся на этапе становления и развития, но, имеющийся опыт (проект «Сибирская археологическая полевая школа», НГУ, 2006-2008 гг.) показал эффективность этого метода подготовки и переподготовки специалистов высшей квалификации для отечественной науки, культуры и образования.
Цель работы – обеспечение эффективного освоения молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических отечественных и мировых достижений в области археологии, антропологии, этнографии и наук о Земле.
Основное содержание работы – техническое, организационно-аналитическое информационно-методическое обеспечение проведения всероссийской научной школы для молодежи; подготовка и публикация учебно-методических пособий; информирование научных организаций, высших учебных заведений Российской Федерации, инновационных компаний, молодых ученых о результатах проведении Школы через СМИ и специальный сайт; об условиях участия в ней и о её результатах.
Интеграция интеллектуальных, организационных, учебно-методических и технических возможностей фундаментальной археологической науки и высшего образования в условиях единого мероприятия предполагает получение новых фундаментальных знаний по наукам о Земле и Человеке, создание образовательных моделей и разработки рекомендаций по совершенствованию методик образования, подготовки и переподготовки специалистов гуманитарного профиля. Метод летних полевых школ, предусматривающий широкое включение в научные исследования студентов, аспирантов и молодых ученых презентацию собственных результатов исследований; формирование «центра качества», соответствующей интеллектуальной среды и инфраструктуры, предполагает дальнейшее тиражирование опыта для последующего распространения на сферу высшего гуманитарного образования в современной России. Поставленные проблемы призваны стимулировать интеграционные процессы в сфере высшего образования и науки. Конкретные задачи проекта решались на материалах ряда взаимосвязанных направлений фундаментальных и прикладных наук гуманитарного и естественнонаучного циклов: в области археологии, этнографии и антропологии Евразии и наук о Земле.
Специфика головного исполнителя – Новосибирского государственного университета, имеющего статус национального исследовательского университета – заключается в тесных научных контактах с институтами Сибирского отделения РАН гуманитарного профиля, и в первую очередь – Институтом археологии и этнографии СО РАН. Сотрудники кафедры археологии и этнографии НГУ являются соисполнителями основных программ НИР Института археологии и этнографии, осуществляя так же и самостоятельные исследования в области археологии палеолита, палеометалла, средневековья, экспериментальной археологии, зарубежной археологии, исследований по первобытному искусству, военной истории, археологии и этнографии Сибири. Широкие международные связи дают возможность эффективного сотрудничества Университета и ведущих гуманитарных организаций в России и за рубежом, а также способствует реализации интеграционных программ с привлечением специалистов естественнонаучного и гуманитарного профиля, в том числе и зарубежных.
Временный творческий коллектив по организации и проведению научной школы для молодежи в области археологии имел опыт участия в реализации программы Федерального агентства по образованию «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект РНП 2.2.1.1.2183) в составе совместного УНЦ НГУ и ИАЭТ СО РАН в 2006 – 2008 гг. Сотрудниками Новосибирского государственного университета были проведены полевые школы в рамках межвузовского сотрудничества и научно-образовательного отдела Института археологии и этнографии СО РАН с Красноярским государственным педагогическим университетом (2006 г.) и Иркутским государственным университетом (2007 г.) с приглашением ведущих сотрудников ряда академических институтов РАН и СО РАН, МГУ и других российских университетов, а так же ученых из США и Канады.
Реализованный проект является логичным продолжением работы инновационного учебно-методического центра «Сибирская археологическая полевая школа» НГУ, действовавшего в рамках научно-образовательного комплекса (НОК) по гуманитарным наукам, созданного для выполнения работ, предусмотренных задачами, связанными с развитием образовательных ресурсов и научными исследованиями фундаментального и прикладного характера, в рамках проекта «Инновационные образовательные программы и технологии, реализуемые на принципах партнерства классического университета, науки, бизнеса и государства» в 2007 – 2008 гг.
Коллективом исполнителей осуществляется международное сотрудничество в рамках долгосрочных программ фундаментальных исследований CNRS и ААРА (Ассоциация Азиатской палеолитической археологии), партнерских соглашений между НГУ, ИАЭТ СО РАН, ПИН РАН, ГИН РАН, ИАЭ РАН, МГУ с российской стороны и Университетами Бордо (Франция), Льежа (Бельгия), Вены (Австрия), Института Макса Планка (Германия). Реализация проекта (в частности, 2-й и 3-й ступени) способствует развитию партнерских отношений и развитию программы мобильности для молодых исследователей.
В результате проведения работ по государственному контракту 02.741.12.2014 «Организационно-техническое обеспечение проведения всероссийской научной школы для молодежи «Молодежная археологическая школа» был осуществлен комплекс работ, направленных на интеграцию фундаментальной науки и высшего образования, а именно:
Реализовано техническое обеспечение мероприятия на всех этапах его организационной подготовки, в том числе: сбор тезисов выступлений и предпечатная подготовка; тиражирование и распространение раздаточных материалов; организация проживания и питания участников; оперативное информирование участников встреч; подготовка и обеспечение аудиторий для проведения школы; подготовка мультимедийного оборудования; организация трансфера участников.
Осуществлена организационно-аналитическая база мероприятия, в том числе: разработка программы и графика Школы; проверка эффективного освоения молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических отечественных и мировых достижений в избранной научной области по результатам проведения Школы; чтение лекций и проведение практикумов по тематике Школы.
Реализовано информационно-методическое обеспечение школы, в том числе: подготовка и выпуск публикаций по результатам Школы; подготовка и издание сборника статей по результатам Школы; создание и поддержка базы данных о молодых ученых – участниках Школы; подготовка и публикация отчетов о стажировках молодых ученых в научно-образовательных центрах по направлению Школы; создание и оперативная поддержка специального сайта (web-страницы); подготовка информации для размещения на сайте; подготовка и публикация аналитических материалов о кадровом резерве в стране по направлению Школы.
В результате проведения научной школы для молодежи могут быть отмечены следующие было обеспечено эффективное освоение молодыми исследователями новейших научных и методических разработок в области археологии, антропологии, этнографии и наук о Земле путем применения системы методов направленных на закрепление полученных теоретических знаний на практике, а также путем привлечения к участию в научной школе ведущих научных сотрудников, академиков РАН, а так же исследователей из ряда научных центров Европы. Степень усвоения полученных знаний и уровень изученных в процессе проведения Школы методик в дальнейших исследованиях может быть оценена из последующих работ молодых исследователей.
Привлечение и закрепление молодежи в сфере науки и высшего образования реализовано путем активного включения участников проекта в научно-исследовательские проекты академических учреждений, в частности в текущие проекты ИАЭТ СО РАН и НГУ.
Повышение качества вузовской и послевузовской подготовки специалистов в сфере гуманитарного знания через механизмы инновационных образовательных технологий реализовано через трехступенчатую систему подготовки специалистов, в следующих формах:
1-я ступень - региональная школа (регион Сибирь и Дальний Восток, с участием студентов и аспирантов 10 крупнейших университетов региона до 60 участников),
2-я ступень - международная школа на стационаре Института археологии и этнографии СО РАН и Института археологии Узбекистана в Узбекистане (Оби-Рахмат) с привлечением студентов, аспирантов, имевших опыт полевых школ в 2006-2008 г. (до 40 участников) и специалистов высшей квалификации и зарубежных партнеров.
3-я ступень - стажировки участников первых двух ступеней проекта в ведущих научных центрах России и Европы (Институте археологии и этнографии СО РАН, г. Новосибирск; Институте истории материальной культуры РАН, г. Санкт-Петербург, Архив «Российское географическое общество», Российском государственном историческом архиве, Российской национальной библиотеке, г. Санкт-Петербург; Université Bordo 1, PACEA, Université Rêne-1, University Gettingen.
Таким образом, организация и проведение «Молодежной археологической школы» способствует существенному повышению уровня квалификации молодых специалистов, расширению их научного кругозора, что полностью соответствует цели интеграции академической науки и высшего образования.
Результаты работы по организации и проведению Молодежной археологической школы могут использоваться как аналитический материал при разработке специализированных научно-образовательных программ как в формате профиля «Археология» направления подготовки «История», или самостоятельного направления подготовки специалистов высшей квалификации. Проведение «Молодежной археологической школы» в 2009 г. показывает существенный интерес молодежи к данному направлению гуманитарного знания и его развития в России, и предполагает тиражирование проекта и перспективность его продолжения.
Развернуть

Программа

Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы

Программное мероприятие

2.1 Организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ
Тема
Организационно-техническое обеспечение проведения всероссийской научной школы для молодежи "Молодежная археологическая школа"
Продолжительность работ
2009, 4 мес.
Бюджетные средства
1,4 млн
Количество заявок
1
Тема
Организационно-техническое обеспечение проведения всероссийской конференции с элементами научной школы для молодежи "Баксанская молодежная школа экспериментальной и теоретической физики"
Продолжительность работ
2009, 4 мес.
Бюджетные средства
0,7 млн
Количество заявок
1
Тема
Организационно-техническое обеспечение проведения Всероссийской научной школы для молодежи «Информационно-аналитическое обеспечение современных археологических исследований».
Продолжительность работ
2010, 7 мес.
Бюджетные средства
1,6 млн
Количество заявок
2
Тема
«Организационно-техническое обеспечение проведения всероссийской молодежной конференции «Курчатовская молодёжная научная школа»».
Продолжительность работ
2012, 6 мес.
Бюджетные средства
1 млн
Количество заявок
1
Тема
Всероссийская молодежная научно-техническая конференция и выставка инновационных проектов молодых ученых, участвующих в научных исследованиях, проводимых под руководством ведущих мировых ученых, Россия.
Продолжительность работ
2014, 3 мес.
Бюджетные средства
10 млн
Количество заявок
4