Регистрация / Вход
Прислать материал

Пятая Школа современной астрофизики

Стадии проекта
Предложение принято
Конкурс завершен
Проект закончен
Проект
02.741.12.2024
Организация
ФИАН
Руководитель работ
Гинзбург Виталий Лазаревич
Продолжительность работ
2009, 2 мес.
Бюджетные средства
1,4 млн
Внебюджетные средства
0,33 млн

Информация отсутствует

Участники проекта

Зам. руководителя работ
Извекова Вера Алексеевна
Зам. руководителя работ
Бескин Василий Семенович

Этапы проекта

1
13.08.2009 - 31.10.2009
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Учреждение Российской академии наук
Физический институт им. П.Н.Лебедева РАН (ФИАН)

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
Учреждения Российской академии наук
Физического института им. П.Н.Лебедева РАН

______________ Неволин В.Н.
  «___»_________ 200__ г.

ОТЧЕТ
О ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЕ
по Государственному контракту №02.741.12.2024
от «13» августа 2009 г.
Организационно-техническое обеспечение проведения всероссийской научной школы для молодежи «Школа современной астрофизики»

(Итоговый)

Руководитель работ, академик _________________
подпись, дата В.Л. Гинзбург
Москва 2009
РЕФЕРАТ
Целью выполнения работы явилось эффективное освоение молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических отечественных и мировых достижений в области физики Солнца и межпланетной среды.

Основное содержание работы - разработка научно-методических и информационных материалов всероссийской научной школы для молодежи «Школа современной астрофизики»; организация и проведение Школы; информирование научных организаций, высших учебных заведений Российской Федерации, инновационных компаний, молодых ученых о проведении Школы, об условиях участия в ней и об ее результатах.

Результат работы - отчет о выполненной работе, включающий в себя описание условий, которые созданы в ходе реализации работы для эффективного освоения молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических отечественных и мировых достижений в области физики Солнца и межпланетной среды, включая информацию о подготовленных научно-методических и информационных материалах, об участии в работе известных российских и зарубежных ученых и о результатах работы по информированию научных организаций, высших учебных заведений Российской Федерации, инновационных компаний, молодых ученых об условиях участия и результатах работы; перечень публикаций по результатам работы; анализ эффективного освоения молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических отечественных и мировых достижений по результатам работы.

  

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
  1. Содержание выполненных работ 5
  1.1. Организационно-аналитическое обеспечение Школы 5
  1.2. Техническое обеспечение Школы 6
  1.3. Информационно-методическое обеспечение Школы 9
  2. Результаты работы 10
3. Выполнение показателей программного мероприятия
  Программы 2.1 в рамках данной работы 15
  4. Результаты оценки эффективности освоения знаний
  по итогам проведения Школы 16
5. Области и направления использования и внедрения полученных результатов. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список литературы 20
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 21
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 26

  
ВВЕДЕНИЕ


  Российская астрофизическая школа всегда опиралась на прочный физический фундамент, и именно это принесло ей мировую известность и славу. Однако с развитием вычислительной техники произошло смещение центра тяжести исследований в сторону численного эксперимента, что привело к уменьшению роли строгих аналитических результатов, в том числе и в образовательных программах. Поэтому возникла идея организации для молодых исследователей астрономических учреждений и молодых преподавателей и студентов старших курсов высших учебных заведений России ежегодной научной школы, которая должна помочь сохранить весь огромный потенциал, накопленный в области астрофизики за предыдущие годы. При этом основное внимание должно уделяться последовательному обсуждению сути физических процессов, лежащих в основе обсуждаемых явлений. Школа должна показать и то, насколько плодотворным может быть использование классических методов исследования, к каким важным результатам они приводят.
Всероссийская ежегодная научная школа для молодежи «Школа современной астрофизики» (далее – Школа) ведет свой отсчет с 2005 года. Тематика Школ постоянно изменяется, охватывая все новые и новые области астрофизики, и, следовательно, все новых и новых слушателей. Для очередной Школы 2009 года была выбрана тема «Физика Солнца и солнечной системы».
Цель работы:
• обеспечение высокого уровня организации и проведения пятой всероссийской научной Школы для молодежи «Школа современной астрофизики»;
• эффективное освоение молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических отечественных и мировых достижений в области физика Солнца и межпланетной среды;
• повышение квалификации молодых преподавателей и научных сотрудников, работающих в области плазменной астрофизики, физики Солнца и физики солнечной системы.

1. Содержание выполненных работ

Школа современной астрофизики 2009 года прошла на базе Пущинской радиоастрономической обсерватории Астрокосмического центра Физического института им. П.Н. Лебедева (ПРАО АКЦ ФИАН). Тематика Школы была посвящена физике Солнца и солнечной системы. Тем самым, продолжилась долгосрочная программа всестороннего охвата наиболее актуальных областей физики космоса и астрофизики. Как и в предыдущие четыре года, Школа, прежде всего, была нацелена на повышение квалификации аспирантов, молодых научных сотрудников и молодых преподавателей вузов. Организаторами Школы выступили Астрокосмический центр и Отделение теоретической физики им. И.Е. Тамма ФИАН, Научный Совет РАН по Астрономии, а также Научно-образовательный центр “Фундаментальные частицы и астрофизика” МФТИ и Учебно-научный комплекс ФИАН.

1.1. Организационно-аналитическое обеспечение Школы
Подготовка предложений по программе Школы была начата практически сразу после окончания предыдущей Школы 2008 года. Был создан Программный комитет, в который вошли В.Л. Гинзбург, Д.А. Варшалович, В.В. Железняков, Л.М. Зеленый, А.В. Гуревич, Н.С. Кардашев, В.В. Кочаровский, А.М. Черепащук, А.О. Барвинский, В.С. Бескин, В.А. Догель, В.Н. Лукаш, Д.И. Нагирнер, Д.Г. Яковлев, а также локальный оргкомитет из числа сотрудников ПРАО АКЦ ФИАН - Дагкесаманский Р.Д., Извекова В.А. и Шутенков В.Р.
Были проведены многочисленные переговоры с рядом ведущих ученых-астрофизиков России о выборе темы для Школы 2009 года и о том, кто мог бы с наибольшим успехом донести до слушателей не только основные знания по данному предмету, но и отразить в своих лекциях современное состояние проблемы. Как только выбранная тема Школы «Физика Солнца и солнечной системы» и преподавательский состав Школы были утверждены, началась работа над перечнем лекций и семинарских занятий каждого из преподавателей.
За месяц до начала Школы Программа Школы была окончательно сформирована и пополнена подробными планами лекций (см. Приложение 1). К этому же моменту, был определен состав слушателей, выбранный из 60 кандидатур и претерпевший незначительные изменения к началу Школы, за счет дополнительного включения в список магистрантов Учебного центра астрофизики и астрономии на базе ПРАО АКЦ ФИАН (см. Приложение 2). Формат графика занятий, успешно апробированный еще в предыдущие годы, был согласован с преподавателями Школы 2009 года. Все эти информационные материалы Школы были размещены на веб-странице http://www.prao.ru/conf/School_2009/ann1.html, а впоследствии и на сайте http://www.school.prao.ru . Кроме того, был подготовлен печатный вариант специального информационного сборника с выше перечисленными материалами. По сложившейся традиции в него было включено ежегодное обращение к слушателям В.С. Бескина о целях и приоритетах текущей Школы, а также резюме всех преподавателей Школы и информация о других мероприятиях Школы (Приложение 3). Для проверки эффективности освоения молодыми исследователями и преподавателями лекционного материала были подготовлены тестовые и контрольные задания.

1.2. Техническое обеспечение Школы
Обеспечение оперативного информирования участников. На сайте Пущинской радиоастрономической обсерватории АКЦ ФИАН в марте 2009 г. была создана страница Школы-2009, на которой было представлено первое информационное сообщение о тематике пятой Школы современной астрофизики, о месте и сроках ее проведения. Кандидаты в слушатели Школы имели возможность объявить о своем намерении участвовать в работе Школы – пройти регистрацию на этом сайте до 31 мая 2009 г. Кроме того, руководителям астрономических учреждений и вузов, имеющих соответствующие кафедры, были разосланы письма с предложением делегировать 1-3 человек из числа молодых научных сотрудников, аспирантов, молодых преподавателей и студентов старших курсов (в вузах).
Тиражирование и распространение раздаточных материалов. До начала Школы был проведен сбор презентаций – материалов для лекционных и семинарских занятий, осуществлена предпечатная подготовка, заключен договор об изготовлении учебных материалов. В комплект для каждого слушателя и лектора вошли 6 брошюр и специальный информационный сборник. В общей сложности, объем одного комплекта раздаточных материалов составил около 800 страниц. В момент регистрации каждому участнику были вручены учебные и информационные материалы для занятий первой недели и набор канцелярских принадлежностей. Позже были распространены среди участников материалы для семинарских занятий второй недели.
Обеспечение аудиторий и подготовка мультимедийного оборудования для проведения Школы. Пущинская радиоастрономическая обсерватория АКЦ ФИАН (ПРАО АКЦ ФИАН) предоставила в распоряжение Школы конференц-зал на 100 мест. Рядом с этим залом расположена библиотека Обсерватории с богатой комплектацией литературы по физико-математическим наукам и, в том числе, по астрономии и радиоастрономии. В течение всего времени слушателям и лекторам Школы была дана неограниченная возможность выхода в сеть Интернет с шести компьютеров специальной гостевой комнаты, расположенной также в непосредственной близости с конференц-залом. Кроме того, в конференц-зале было установлено оборудование, позволившее участникам работать в режиме беспроводной WiFi связи во всех предоставленных помещениях (конференц-зал, библиотека, компьютерная комната, вестибюль).
На время проведения Школы для демонстрации презентаций ПРАО АКЦ ФИАН представила видеопроектор и переносной компьютер. Кроме того, было предусмотрено запасное оборудование в случае выхода из строя основного.
По заданию локального оргкомитета перед началом мероприятия сотрудниками ПРАО АКЦ ФИАН были проведены надлежащие проверки готовности всех вышеперечисленных помещений к двухнедельной работе 50 участников Школы. Ежедневно проверялось состояние осветительных приборов и вентиляции в конференц-зале и других аудиториях, проводилась влажная уборка всех помещений и т.п., была обеспечена охрана.

Организация трансфера, проживания и питания участников. Для информирования участников о способе трансфера из Москвы в г. Пущино (100 км от МКАД) на сайте Школы была размещена схема проезда от м. Южная, расписание рейсовых автобусов Москва-Пущино, план города Пущино.
При регистрации перед открытием Школы слушателям было предложено оформить авансовые отчеты, по которым транспортные расходы в соответствии с представленными проездными документами были полностью оплачены в течение двух дней.
Для проживания участников Школы были забронированы номера в пансионате «Пущино» с одноместным проживанием преподавателей и двухместным проживанием слушателей. Был подготовлен и заключен соответствующий контракт между ПРАО АКЦ ФИАН и пансионатом «Пущино».
  По отношению к месту проведения Школы пансионат расположен примерно в 1,2 км, что не требовало организации дополнительного транспорта, кроме первого и последнего дня, когда участникам была предоставлена возможность воспользоваться служебным микроавтобусом ПРАО АКЦ ФИАН для мобильного перемещения между пансионатом и Обсерваторией.
Было организовано трехразовое питание в ресторане этого же пансионата. Кроме того, в специальном помещении рядом с конференц-залом были организованы и дважды в день в перерывах между лекциями проводились кофе-брейки (чай, кофе, печенье).
  
1.3. Информационно-методическое обеспечение Школы
На основе данных по проведению ежегодной Школы современной астрофизики в течение пяти лет с 2005 по 2009 год создана база данных о молодых ученых – участниках Школы, отражающая состав участников, возраст, институт или вуз, электронный адрес и охватившая более 150 молодых ученых, аспирантов, молодых преподавателей и студентов старших курсов, работающих или обучающихся в области астрофизики и радиоастрономии, в конечном итоге, дающей представление о кадровом резерве страны по направлению Школы.
Направлена в печать статья В.С. Бескина «Школа современной астрофизики» [ 1 ], в которой дан анализ успешно проведенной Школы-2009, обобщается опыт, полученный за 5 лет проведения ежегодной Школы.
В 2005-2008 годах информация о Школах размещалась на одной из страниц сайта ПРАО АКЦ ФИАН, в частности, в 2009 г. http://www.prao.ru/conf/School_2009/ann1.html
В 2009 году создан и оперативно поддерживается специальный сайт Школы http://www.school.prao.ru
Работа Школы проходила в городе Пущино Московской области, имеющем статус наукограда, в котором успешно функционируют 10 научных учреждений, в том числе 9 институтов биологического направления и Пущинская радиоастрономическая обсерватория. Каждый год здесь проводится несколько молодежных научных школ по биологии, математике, физике, которые неизменно привлекают внимание прессы и телевидения города Пущино, а также рядом расположенного г. Серпухова.
В частности, непосредственно в период, когда работала Школа, видеосюжеты о Школе демонстрировались в новостных роликах местного телевидения и телевидения г. Серпухова, в еженедельной газете «Пущинская среда» была помещена статья [2], с которой можно ознакомиться http://ia-pusch.mosoblonline.ru/userdata/archive/1247656325.pdf.
Важно отметить, что именно благодаря работе Школы современной астрофизики в стенах ПРАО АКЦ ФИАН удалось привлечь в магистратуру Пущинского государственного университета, в Учебный центр астрофизики и радиоастрономии на базе ПРАО АКЦ ФИАН, некоторых из ее участников.

2. Результаты работы
В течение двух недель для молодых исследователей, молодых преподавателей и студентов старших курсов из шестнадцати научных центров России были прочитаны фундаментальные курсы
• Физика солнца - В.Д. Кузнецов (ИЗМИРАН)
• Солнечный Ветер и гелиосфера - О.Л. Вайсберг (ИКИ)
• Динамика малых тел солнечной системы - Р.Р. Рафиков (Принстонский университет, США)
• Планетные системы Солнца и других звезд - Л.В. Ксанфомалити (ИКИ)
Впервые в формат Школы были включены семинарские занятия, контрольные работы и опросы, проведенные В.С. Бескиным (ОТФ ФИАН), Ю.Д. Жугждой (ИЗМИРАН), Р.Р. Рафиковым, И.В. Чашеем (ПРАО АКЦ ФИАН). Это позволило, с одной стороны, выявить наиболее отличившихся слушателей, а с другой стороны, высветить недостатки в фундаментальной подготовке молодых исследователей.

В лекциях директора ИЗМИРАН д.ф.-м.н. В.Д. Кузнецова и семинарских занятиях д.ф.-м.н. Ю.Д. Жугжды по физике Солнца были последовательно изложены вопросы образования Солнца как звезды, включая последние стадии с эволюцией Солнца в переменную звезду, красный гигант и белый карлик. Рассмотрены вопросы внутреннего строения Солнца. По данным гелиосейсмологии дано подробное описание картины течений внутри Солнца, ответственной за действие солнечного динамо и генерацию магнитного поля, одиннадцатилетнего солнечного цикла и его основных характеристик (наблюдений чисел Вольфа, закон Шперера, закон Хейла). Рассмотрены Маундеровский минимум и другие аномальные периоды в деятельности Солнца.
Далее, приведен обзор магнитных полей на Солнце и их классификация – общего поля Солнца, локальных и крупномасштабных полей; магнитоплазменных образований. Приведены уравнения солнечной магнитной гидродинамики и рассмотрены вопросы МГД равновесия и устойчивости магнитных конфигураций в атмосфере Солнца. Дано описание наиболее мощных активных явлений в атмосфере Солнца – вспышек, корональных выбросов массы и эруптивных протуберанцев. Рассмотрены наблюдения и модели этих явлений, теория токовых слоев и магнитного пересоединения, ускорение частиц, вспышечное излучение и вторичные эффекты вспышек, их воздействие на Землю.
Наконец, рассмотрены основные методы и приборы для исследований Солнца – солнечная спектроскопия, эффекты Зеемана, Штарка и Доплера; уширение спектральных линий, магнитограммы и реконструкция магнитных полей в короне, наземные солнечные инструменты - оптические и радиотелескопы, коронографы, радиоспектрографы; методы и приборы локальных измерений и дистанционных наблюдений Солнца в космосе. Дан обзор последних достижений в исследованиях Солнца с помощью космических аппаратов, современного состояния и перспективных проектов в области космических исследований Солнца [3]. Лекции сопровождены многочисленными иллюстрациями и фильмами, полученными на космических аппаратах Yohkoh, SOHO, TRACE, КОРОНАС-Ф, ULYSSES, STEREO, Hinode, RHESSI, КОРОНАС-ФОТОН.
  Лекции О.Л. Вайсберга были посвящены солнечно-земным связям. Солнечная активность определяется 11-летним циклом изменений магнитных полей, в особенности, изменениями числа групп солнечных пятен со сложной структурой магнитных полей на поверхности, в хромосфере и в солнечной короне. Энергия этих магнитных полей спонтанно преобразуется в энергию плазмы, жесткого электромагнитного излучения и ускоренных заряженных частиц. Характеристики истекающего из короны солнечного ветра также определяются структурой магнитных полей в солнечной короне. При перестройке магнитного поля из солнечной короны часто возникают выбросы коронального вещества с сильным вмороженным магнитным полем. При взаимодействии солнечного ветра и корональных выбросов с геомагнитосферой происходит передача энергии, импульса и массы от обтекающего магнитосферу потока в магнитосферу. Наибольшее влияние на магнитосферу оказывает вмороженное в плазму магнитное поле южного направления благодаря пересоединению магнитных полей обтекающего потока и направленного на север магнитного поля магнитосферы на ее дневной стороне. При этом происходит перестройка магнитосферы с возникновением магнитных бурь, полярных сияний, ускорения заряженных частиц в радиационных поясах, ионосферных возмущений и других активных явлений в околоземном пространстве. Эти активные события воздействуют на сложные технические системы на Земле. Все это составляет предмет активных научных исследований и службы предсказания космической погоды.
  Эти лекции были дополнены семинарскими занятиями д.ф.-м.н. И.В. Чашея. Прежде всего, на них обсуждались экспериментальные данные об основных параметрах солнечного ветра, его глобальной структуре и динамике в цикле солнечной активности. При рассмотрении существующих теоретических моделей солнечного ветра основное внимание было уделено корональным источникам потоков разного типа, энергетическому балансу солнечной короны, взаимосвязи характеристик солнечной короны и солнечного ветра. Изложены наблюдательные данные о турбулентности солнечного ветра, ее энергетических спектрах и характерных масштабах, полученные как с помощью локальных измерений на космических аппаратах, так и в экспериментах радиопросвечивания. Применительно к плазме солнечного ветра рассмотрены магнитогидродинамические волны, а также нелинейные процессы, приводящие к формированию квазистационарных энергетических спектров турбулентности. Обсуждались возможные причины различия режимов турбулентности в областях ускорения и сформировавшегося потока. Описаны основные представления о гелиосферном интерфейсе, возникающем при взаимодействии солнечного ветра с локальной межзвездной средой, рассмотрены влияние подхваченных ионов на термодинамику внешнего солнечного ветра и механизмы формирования надтеплового хвоста функции распределения ионов.
Лекции Р.Р. Рафикова были посвящены последовательному изложению основ динамики малых тел Солнечной Системы. Непрерывное совершенствование наблюдательных возможностей наземной и орбитальной астрономии, а также запуски космических аппаратов к внешним планетам-гигантам привели к революции в нашем понимании орбитальной архитектуры и динамики Солнечной Системы. За последние несколько десятков лет были открыты пояс Койпера, многочисленные объекты между орбитами Юпитера и Нептуна (так называемые центавры), троянские спутники Нептуна, семейства малых внешних спутников планет-гигантов. Космические миссии к внешним планетам Солнечной Системы позволили нам изучить в беспрецедентных деталях сложные динамические взаимодействия между спутниками планет и их кольцами. В то же время развитие аналитических методов и компьютерной техники стимулировали углубленное понимание сложных динамических явлений, характерных для систем малых тел - резонансной структуры в поясе Койпера, хаоса в поясе астероидов, эволюции кометного облака Оорта. Дальнейшее развитие динамической теории Солнечной Системы невозможно без хорошего понимания основ небесной механики и методов теории возмущений, которые и были изложены в рамках этих лекций.
Семинарские занятия, сопровождающие этот курс, были использованы для подробного изложения современного состояния теории образования планет Солнечной Системы и внесолнечных планетных систем. Было описано современное состояние наблюдений и теории протопланетных дисков - оба этих направления бурно развиваются в настоящее время благодаря прогрессу в инфракрасной астрономии. Затем были подробно рассмотрены вопросы формирования планет земной группы из планетезимального диска: кинетическая теория эволюции случайных скоростей планетезималей, их рост при столкновениях, различные режимы роста протопланетных ядер, образование неоднородностей в планетезимальных дисках, и т.д. Наконец, была изложена современная теория образования планет-гигантов, с акцентом на подробном описании двух основных моделей - ядерной неустойчивости и гравитационной неустойчивости.
Особенно следует отметить фундаментальность прочитанных курсов [4]. Фактически, за пять Школ были охвачены все основные методы теоретической физики, а именно гидродинамика (магнитная гидродинамика), кинетика и физика плазмы, общая теория относительности, атомная и ядерная физика. Тем самым, помимо астрофизических приложений, слушатели имели возможность освежить в памяти (а, возможно, кто-то и впервые подробно прослушать) основания теоретической физики. В этом, на наш взгляд, состоит еще одна важнейшая роль современной астрофизики – имея практически неограниченную область применения, она позволяет поддерживать другие науки в рабочем состоянии. С другой стороны, в лекциях были отражены и самые последние достижения как в теории, так и в наблюдениях. Это стало возможным именно потому, что все лекторы не только уже много лет активно преподают в крупнейших ВУЗах страны, но и являются ведущими специалистами в своих областях. Некоторые из них неоднократно участвовали в работе подобных Школ за рубежом.


3. Выполнение показателей программного мероприятия Программы 2.1 в рамках данной работы.
В процессе выполнения работы были достигнуты следующие значения показателей программного мероприятия.
№ Наименование индикатора Ед. измер. 2009 г.
И. 2.1.1. Планируемая доля специалистов (в возрасте до 35 лет на момент окончания соответствующего отчетного периода), привлеченных к участию в Школе, в общем составе участников % 80
№ Наименование показателя Ед. измер. 2009 г.
П. 2.1.1. Доля привлеченных на выполнение работ внебюджетных средств от объема средств федерального бюджета % 24,28
П. 2.1.2. Общее число участников Школы (человек) чел. 50




4. Результаты оценки эффективности освоения знаний по итогам проведения Школы
  
  Пять проведенных Школ позволяют подвести первые итоги. За эти годы Школу посетили около 150 человек из почти 40 научных организаций России и Украины. При этом четко выделяются три основных группы. По 12-14 участников, как и ожидалось, выдвинули лидеры астрономической науки – Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, а также Физический институт им. П.Н.Лебедева и Институт космических исследований РАН. По 5-7 участников - от Волгоградского, Казанского и Ярославского университетов и Московского физико-технического института, а также Института астрономии (Москва), Института прикладной физики (Нижний Новгород), Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе (Санкт-Петербург) и Специальной астрофизической обсерватории РАН (п. Нижний Архыз, Карачаево-Черкесия), т.е. от институтов РАН, активно занимающихся астрономической тематикой. Остальные два десятка учреждений были представлены лишь одним-двумя слушателями. При этом состав слушателей постоянно менялся. В частности, не было ни одного участника, посетившего пять или хотя бы четыре Школы, а в трех Школах принимали участие лишь семь человек.
  В целом, работа всех пяти Школ прошла на высоком уровне. Они подтвердили как высокий уровень преподавания, так и высокий уровень слушателей (о последнем можно судить хотя бы по тому, что практически никто не пропускал лекции, и по многочисленным вопросам).
Результаты тестирования показали хорошее восприятие и понимание излагаемого материала слушателями школы.
  С другой стороны, Школа позволила выявить и ряд недостатков в подготовке молодых ученых. Понятно, что подготовка специалистов в МГУ, СПбГУ, ФИАН, ИПФАН и ФТИ им. А.Ф. Иоффе традиционно оказывается выше, чем в целом по стране. Именно участники из этих институтов (а также, что хотелось бы особенно отметить, из ВолГУ) показали наилучшие результаты при тестировании. Подготовка же во многих других местах позволяет желать лучшего. В частности, имеют место заметные провалы в подготовке по основам физики плазмы и общей теории относительности. И это не удивительно. По пальцам одной руки можно пересчитать учебные заведения, в которых этим вопросам посвящены полноценные семестровые курсы, не говоря уже о годовых. А ведь без знания основ физики плазмы и общей теории относительности невозможно успешно работать в современной астрофизике.
Для проверки эффективного освоения молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических отечественных и мировых достижений в области физики Солнца и межпланетной среды в течение работы Школы проведены три контрольные работы и два устных опроса. По результатам испытаний присуждены 7 дипломов с отличием слушателям Школы, успешно прошедшим эти испытания. Отмечена также почетными дипломами и плодотворная активность пятерых слушателей, имеющих степени кандидатов наук, - участников трех Школ. Им вручены почетные дипломы.
  Более объективной оценке эффективности работы Школы способствовало бы входное (в начале работы Школы) и выходное тестирование (в конце) по одному и тому блоку вопросов, который должен быть подготовлен преподавателями Школы параллельно с подготовкой основного лекционного материала.

5. Области и направления использования и внедрения полученных результатов
Результаты Школы могут быть использованы для:
• Подготовки современных программ образования в ведущих ВУЗах страны, готовящих специалистов в области физики и астрономии. Проведение тестирования позволяет выявить как старые, так и новые дисциплины, на преподавание которых следует обратить особое внимание. Таким образом, опыт проведения Школ может лечь в основу конкретных рекомендаций о формировании стратегии преподавания этих дисциплин на ближайшую перспективу.
• Подготовки предложений по формированию системы повышения квалификации молодых исследователей по физике и астрономии в научных учреждениях и учебных заведениях России, в которых ведутся исследования в области астрофизики и физики космоса.
• Получение полной и достоверной информации о самых последних достижениях в физике космоса и исследования космического пространства. Благодаря чрезвычайно широкому представительству участников Школы, эта информация должна стать известной во всех основных астрофизических институтах и научных центрах России.
• Учета результатов Школы при разработке подобных мероприятий в других областях как физики, так и смежных наук.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организована и проведена очередная всероссийская научная школа для молодежи «Школа современной астрофизики».
Обеспечен высокий уровень организации и проведения пятой всероссийской научной Школы для молодежи «Школа современной астрофизики». Важнейшим условием успеха Школы, безусловно, было ее полное финансирование.
По тематике «Физика Солнца и физика солнечной системы» прочитаны 40 лекций и проведены семинарские занятия. Преподаватели Школы, ведущие специалисты в данной области астрофизики, представили богатый лекционный материал, отражающий актуальное состояние проблем, связанных с темой Школы.
Лекционные курсы, изданные в виде комплекта отдельных брошюр, позволили детально ознакомиться с излагаемым материалом. Общий объем раздаточных материалов составил около 800 печатных страниц.
Успешное включение в программу Школы семинарских занятий подняло ее на еще больший уровень.
  Проведенные испытания (контрольные работы и устные опросы) показали высокую эффективность освоения большинством слушателей лучших научных и методических отечественных и мировых достижений в области физика Солнца и межпланетной среды. По результатам испытаний семи слушателям присвоены дипломы с отличием.
  Школа, несомненно, способствовала повышению квалификации молодых преподавателей и научных сотрудников, работающих в области плазменной астрофизики, физики Солнца и физики солнечной системы.
Опыт проведенной в 2009 году Школы, как и первых четырех, позволяет надеется на то, что подобные Школы будут регулярно проводиться и в дальнейшем. Вслед за Школами, посвященными теоретическим основам астрофизики (2005), звездообразованию (2006), компактным объектам (2007), процессам излучения (2008) и физике Солнца и солнечной системы (2009), предполагается провести отдельные школы по ядерной и плазменной астрофизике, космологии, а также вычислительным методам в астрономии.
  Важно также подчеркнуть, что чтение лекций на Школах уже стимулировало издание фундаментальных учебных курсов [5-9].
Поставленные цели достигнуты полностью.




Список литературы

1. Бескин В.С. «Школа современной астрофизики», УФН, 179:11 (2009) (в печати)
2. Аверьянова Д. «Прикосновение к космическому (Пятая летняя школа современной астрофизики)», г. Пущино, еженедельная газета «Пущинская среда», №28 от 15.07.2009 (http://ia-pusch.mosoblonline.ru/userdata/archive/1247656325.pdf)
3. Кузнецов В.Д. Космические исследования Солнца. Сборник статей «Пятьдесят лет космических исследований», под. ред. А.В. Захарова «Космос: наука и проблемы XXI века». М., Физматлит, 2009, с.60-92.
4. Бескин В.С. «Школа современной астрофизики», УФН, 177:1 (2007), с.113–114.
5. Сурдин В.Г. Рождение звезд М.: УРСС (2001)
6. Бескин В.С. Осесимметричные стационарные течения в астрофизике, М.: Физматлит, (2006)
7. Засов А.В., Постнов К.А. Общая астрофизика, Фрязино: Век2, (2006)
8. Бескин В.С. Гравитация и астрофизика, М.: Физматлит, (2009)
9. Лукаш В.Н., Михеева Е.В. Физическая космология, М.: Физматлит, (2009)

  
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Первое информационное сообщение
ШКОЛА СОВРЕМЕННОЙ АСТРОФИЗИКИ
ПУЩИНО, 6 - 17 июля 2009 года
5-я Школа Современной Астрофизики пройдет при финансовой поддержке

Федерального агентства по науке и инновациям
Российского Фонда Фундаментальных Исследований
Отделения Физических Наук РАН
Фонда "Династия"
"Фонда Поддержки Фундаментальной Физики"
Учебно-Научного Комплекса ФИАН
Первое информационное сообщение
Дорогие друзья!
  С 6 по 17 июля 2009 года на базе Пущинской Радиоастрономической обсерватории АКЦ ФИАН (г. Пущино, Московская область) будет проходить пятая летняя школа для студентов, аспирантов и молодых научных сотрудников, цель которой - углубленное изучение современных направлений теоретической астрофизики.
Программный комитет конференции:
В.Л.Гинзбург (председатель), Д.А.Варшалович, В.В.Железняков, Л.М.Зеленый, А.В.Гуревич, Н.С.Кардашев, А.М.Черепащук, А.О.Барвинский, В.С.Бескин, В.А.Догель, В.Н.Лукаш, В.В.Кочаровский, Д.И.Нагирнер, Д.Г.Яковлев
Оргкомитет:
Дагкесаманский Р.Д., Извекова В.А., Шутенков В.Р.


В течение двух недель будут прочитаны фундаментальные курсы
ФИЗИКА СОЛНЦА В.Д. Кузнецов (ИЗМИРАН) (план лекций)
СОЛНЕЧНЫЙ ВЕТЕР И ГЕЛИОСФЕРА О.Л. Вайсберг (ИКИ) (план лекций)
ДИНАМИКА МАЛЫХ ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ Р.Р.Рафиков (Принстон) (план лекций)
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ Л. В. Ксанфомалити (ИКИ) (план лекций)
и проведены семинарские занятия
(В.С.Бескин, Ю.Д.Жугжда (план), Р.Р.Рафиков (план), И.В.Чашей (план))
Текущая информация о конференции и регистрация доступна через Internet по адресу http://www.prao.ru/conf/School_2009/ann1.html
О Вашем намерении принять участие в работе Школы просим сообщить не позднее 30 мая 2009 г.

  
  
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Список участников Школы Современной Астрофизики-2009
  
№ пп Фамилия, имя, отчество Наименование организации
1 Авдеева Инесса Сергеевна Курский государственный университет
2 Артамонова Ирина Васильевна Санкт-Петербургский государственный университет
3 Афанасьев Андрей Николаевич Институт солнечно-земной физики СО РАН
4 Богданова Мария Владимировна ООО «Кинтех Лаб»
5 Бутенко Александр Вячеславович Пущинский государственный университет, Пущинская радиоастрономическая обсерватория АКЦ ФИАН
6 Васильев Евгений Александрович Физический институт РАН
7 Гарасёв Михаил Алексеевич Институт прикладной физики РАН
8 Глубокова Светлана Константиновна Пущинский государственный университет, Пущинская радиоастрономическая обсерватория АКЦ ФИАН
9 Глянцев Анатолий Владимирович Пущинский государственный университет, Пущинская радиоастрономическая обсерватория АКЦ ФИАН
10 Егоров Андрей Евгеньевич МГУ им. М.В.Ломоносова
11 Жукова Елена Владимировна Волгоградский государственный университет
12 Загороднев Игорь Витальевич Институт радиотехники и электроники РАН
13 Занкович Андрей Михайлович Волгоградский государственный университет
14 Колотков Дмитрий Юрьевич Саровский государственный физико-технический институт
15 Кравченко Евгения Васильевна Пущинская радиоастрономическая обсерватория АКЦ ФИАН
16 Круглов Алексей Анатольевич Институт прикладной физики РАН
17 Курочкин Евгений Анатольевич Санкт-Петербургский государственный университет
18 Ладейщиков Дмитрий Антонович Уральский государственный университет, Коуровская астрономическая обсерватория
19 Маулини Алексей Лионельевич Санкт-Петербургский государственный университет
20 Мельденберг Алексей Николаевич ЦНИИМаш г.Королёв
21 Модин Егор Викторович СПбФ Специальной астрофизической обсерватории РАН
22 Муштуков Александр Андреевич Санкт-Петербургский государственный университет, ГАО РАН
23 Нестеренко Сергей Юрьевич Ярославский государственный университет
24 Никитина Елена Борисовна Пущинский государственный университет
25 Огнева Ольга Фридриховна Ярославский государственный технический университет
26 Осокина Елена Владимировна Ярославский государственный университет
27 Павловская Наталья Сергеевна Главная астрономическая обсерватория РАН
28 Проворникова Елена Александровна МГУ им. М.В. Ломоносова, ИКИ РАН
29 Просветов Артем Владимирович Московский физико-технический институт
30 Рафиков Роман Равильевич Принстонский университет
31 Сазонкин Максим Александрович РФЯЦ-ВНИИЭФ
32 Снеткова Юлия Анатольевна ФГУП ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс"
33 Сорокина Нина Владимировна Новосибирский государственный технический университет, ИЯФ СО РАН
34 Теплых Дарья Андреевна Пущинская радиоастрономическая обсерватория АКЦ ФИАН
35 Терещенцева Екатерина Сергеевна Курский государственный университет
36 Фадеев Евгений Николаевич Астрокосмический центр ФИАН
37 Фролова Анастасия Сергеевна Иркутский государственный университет
38 Хайбрахманов Сергей Александрович Челябинский государственный университет
39 Хоменко Екатерина Анатольевна Пущинский государственный университет, Пущинская радиоастрономическая обсерватория АКЦ ФИАН
40 Чугунов Андрей Игоревич Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе
41 Корягин Сергей Александрович Институт прикладной физики РАН
42 Синицын Михаил Петрович ГАИШ МГУ, Институт космических исследований РАН
43 Чернягин Сергей Александрович Московский физико-технический институт
44 Бескин Василий Семенович Физический институт РАН
45 Вайсберг Олег Леонидович Институт космических исследований РАН
46 Жугжда Юзеф Данилович ИЗМИРАН
47 Ксанфомалити Леонид Васильевич Институт космических исследований РАН
48 Кузнецов Владимир Дмитриевич ИЗМИРАН
49 Сергеев Сергей Иванович Пущинская радиоастрономическая обсерватория АКЦ ФИАН
50 Чашей Игорь Владимирович Пущинская радиоастрономическая обсерватория АКЦ ФИАН




  
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Информационные материалы – участнику Школы-2009

















УЧАСТНИКУ
Школы современной астрофизики – 2009
(информационные материалы)
  
Дорогие друзья!

  Мы рады приветствовать вас в подмосковном Пущино, где уже в пятый раз на базе Пущинской радиоастрономической обсерватории Астрокосмического Центра ФИАН проводится Школа Современной Астрофизики. В этом году она, в основном, будет посвящена физике Солнца и солнечной системы. Тем самым, мы продолжаем выполнять долгосрочную программу всестороннего охвата наиболее актуальных областей физики космоса и астрофизики.
  Скажем прямо, проведение пятой Школы было бы невозможно без поддержки Федерального агентства по науке и инновациям. В частности, лишь благодаря этой поддержке удалось пригласить несколько участников из дальних городов Сибири: Иркутска, Красноярска, Новосибирска. Заметный вклад внесли и наши постоянные спонсоры – Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд поддержки фундаментальной физики и Фонд Дмитрия Зимина «Династия», Учебно-научный комплекс ФИАН.
Те, кто уже не в первый раз приезжает на Школу, конечно же, обратили внимание, что в этом году значительная часть времени будет посвящена семинарским занятиям. Действительно, как показывает опыт, семинарские занятия (т.е. попросту решение задач) являются совершенно необходимым элементом преподавания. Об этом, кстати, говорили и сами участники первых Школ. Поэтому уже на третьей и, особенно, на четвертой Школах решению задач было посвящено заметное время. В этом же году такие занятия будут носить уже регулярный характер, и на их основе участникам Школы придется сдавать зачеты и писать контрольные работы. Но дело здесь не только в том, чтобы определить победителей. Более важно понять, насколько серьезными в настоящее время оказались пробелы в фундаментальном образовании. Лишь честно и правдиво ответив на этот вопрос, можно думать о возможности успешного движения вперед.
Действительно, кризис физики связан с отсутствием видимых прикладных перспектив, требующих фундаментальных, а не технологических разработок. Как следствие - падение уровня исследований, которые в основном ведут молодые сотрудники под руководством уже стареющих профессоров. А среди нового поколения, кому сейчас 30-40 лет, мало найдется тех, кто соответствовал бы прежнему высочайшему уровню.
На первый взгляд астрофизика находится в достаточно благополучном состоянии: осуществляются дорогостоящие космические проекты, есть интересные научные задачи, связанные с фундаментальными физическими проблемами (космология, релятивистская астрофизика). Но и в астрофизике есть области, где уровень исследований заметно упал за последние годы. Хотя астрофизика могла бы более динамично развиваться, если бы она активнее использовала все достижения современной физики. А так отсутствие физической подготовки у молодых астрофизиков становится все более и более очевидной.
Поэтому с самого начала на Школах Современной Астрофизики особое внимание уделялось фундаментальности читаемых курсов. Неудивительно, что и в этот раз значительное время будет посвящено основам физики. Я надеюсь, что в течение работы Школы мы увидим, насколько знание основ физики плазмы действительно необходимо для понимания сути процессов, происходящих на Солнце и в межпланетном пространстве. Поэтому физика плазмы также будет одной из основных тем пятой Школы.

  Желаю всем участникам Школы успеха!
  В.С.Бескин

Уважаемый участник
Школы современной астрофизики!


Сотрудники Пущинской радиоастрономической обсерватории Астрокосмического центра
Физического института им. П.Н. Лебедева РАН
рады видеть Вас в Пущино и
желают плодотворных занятий в дни работы Школы-2009!
  
  Свыше 20 сотрудников Обсерватории содействуют организации и проведению Школы-2009.
  
  Большую подготовительную и организационную работу провели члены локального Оргкомитета Вера Алексеевна Извекова и Владимир Романович Шутенков. Они готовы помочь в любую минуту в решении проблем Вашего обустройства в г. Пущино.
  
  Вы получили книжки лекций и специальную тетрадь «Участнику Школы» с подборкой информационных материалов. Эти материалы подготовлены Верой Алексеевной Извековой и Сергеем Михайловичем Кутузовым.

  В перерывах между лекциями Вам предложат минеральную воду, чай или кофе Зоя Алексеевна Марченко, Тамара Александровна Семина и Зоя Петровна Абаева.

  Поддержку демонстрационных средств осуществляет Юрий Беляцкий.

  Главный бухгалтер ПРАО ФИАН Неля Викторовна Коновалова обеспечит своевременную и точную оплату командировочных расходов.
  



Организаторы
«Школы Современной Астрофизики – 2009»
Научный совет РАН по астрономии
Отделение теоретической физики им. И.Е. Тамма ФИАН
Пущинская радиоастрономическая обсерватория
Астрокосмического центра ФИАН
НОЦ «Фундаментальные частицы и астрофизика» МФТИ
Учебно-научный комплекс ФИАН
Научный Совет РАН по Астрономии
  Программный комитет:
В.Л. Гинзбург (председатель), В.С. Бескин, А.О. Барвинский, Д.А. Варшалович, А.В. Гуревич, В.А. Догель, В.В. Железняков, Л.М. Зеленый, Н.С. Кардашев, В.В. Кочаровский, В.Н. Лукаш, Д.И. Нагирнер, А.М. Черепащук, Д.Г. Яковлев
Оргкомитет:
Р.Д. Дагкесаманский, В.А. Извекова, В.Р. Шутенков

Лекторы Школы:
В.С.Бескин (ОТФ ФИАН), О.Л. Вайсберг (ИКИ), Ю.Д. Жугжда (ИЗМИРАН), В.Д. Кузнецов (ИЗМИРАН), Р.Р. Рафиков (Принстонский университет), Л. В. Ксанфомалити (ИКИ), И.В. Чашей (ПРАО АКЦ ФИАН)
  

Финансовая поддержка
Школы современной астрофизики – 2009:


Федеральное агентство по науке и инновациям
Российский фонд фундаментальных исследований
Фонд поддержки фундаментальных исследований
Целевая программа
  Президиума Российской академии наук
"Поддержка молодых ученых"
Учебно-научный комплекс ФИАН


  

О лекторах
Школы Современной Астрофизики - 2009


БЕСКИН Василий Семенович -
ведущий научный сотрудник Отделения теоретической физики им. И.Е. Тамма Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, заместитель заведующего кафедрой Проблем физики и астрофизики МФТИ (годовые курсы «Введение в специальность», «Магнитная гидродинамика», семестровый курс «Общая астрофизика»)






Вайсберг Олег Леонидович - главный научный сотрудник Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук, профессор.
В настоящее время ведет подготовку экспериментов по собственной методике для проекта Бепи Коломбо Европейского космического агентства и для Российских проектов Фобос Грунт и Резонанс.
Имеет более 190 публикаций в научных изданиях.




Жугжда Юзеф Данилович - доктор физико-математических наук, профессор, главный научный сотрудник, и.о.зав. лаб. экспериментальной гелиосейсмологии.
Космические эксперименты: КОРОНАС-И (ДИФОС-И), КОРОНАС-Ф (ДИФОС-Ф), КОРОНАС-ФОТОН (СОКОЛ).
Научные исследования: Колебания в солнечных пятнах. Сейсмология атмосферы пятна.



Кузнецов Владимир Дмитриевич - доктор физико-математических наук, директор Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн имени Н.В. Пушкова РАН, член ряда Научных советов, комиссий и организаций, лауреат премии Правительства Российской Федерации 2008 года в области науки и техники
Основные научные интересы:
Солнечная и солнечно-земная физика;
космическая физика: плазма и магнитная гидродинамика; космические исследования
Автор более 130 научных статей и публикаций.



Ксанфомалити Леонид Васильевич - доктор физико-математических, заведующий лабораторией Института космических исследований РАН, заслуженный деятель науки РФ.
Научные интересы - исследования Солнечной системы и планетных систем других звезд, происхождение жизни, строение Вселенной, техника исследований космоса, астрономические наблюдения. Автор около 300 научных публикаций, в том числе 4 книг (научные и научно-популярные монографии)




Рафиков Роман Равильевич – ассистент профессора, факультет астрономии и астрофизики Принстонского университета (США)


Чашей Игорь Владимирович - заместитель директора ПРАО, доктор физико-математических наук, декан Учебного центра астрофизики и радиоастрономии Пущинского государственного университета. Научные интересы – плазменная астрофизика, солнечная и солнечно-земная физика. Автор около 180 научных публикаций, один из авторов монографии «Плазменная гелиогеофизика».



Физика Солнца
Кузнецов В.Д. (ИЗМИРАН)

Лекция 1. Недра Солнца. Гелиосейсмология.
Образование Солнца. Солнце как звезда: химический состав, атомы и молекулы, спектр излучения, светимость Солнца, положение Солнца на диаграмме Г-Р. Внутреннее строение Солнца. Ядро: физические условия и параметры, ядерные реакции и генерация энергии - протон-протонная цепочка, углеродно-азотный цикл; солнечные нейтрино и солнечная нейтринная астрономия. Радиационная зона: перенос лучистой энергии. Конвективная зона: конвекция и перенос тепла, структура подфотосферных движений, дифференциальное вращение и меридиональная циркуляция, магнитная плавучесть, тахоклин, солнечное динамо. Гелиосейсмология: p-моды и g-моды глобальных колебаний Солнца, регистрация глобальных колебаний, решение обратной задачи.
Лекция 2. Атмосфера Солнца.
Фотосфера: ионизация вещества и формула Саха, перенос излучения, фраунгоферовы линии, функция Планка, закон Кирхгофа, локальное термодинамическое равновесие, яркостная и эффективная температура. Фотосферные явления: грануляция, супергрануляция, факелы, пятна и комплексы активности, всплывающие магнитные потоки. Хромосфера: хромосферная сетка, спикулы и фибриллы. Переходная область между хромосферой и короной. Корона: К-корона, F-корона, E-корона, T-корона, проблема нагрева короны. Радиоизлучение спокойного Солнца.
Лекция 3. Солнечный ветер и гелиосфера.
Общие представления о гелиосфере и солнечном ветре. Уравнение Паркера и современные модели солнечного ветра. Основные параметры и свойства солнечного ветра. Проблема ускорения солнечного ветра. Глобальное магнитное поле Солнца, секторная структура межпланетного магнитного поля и гелиосферный токовый слой. Гелиосферные возмущения. Гелиопауза и ее структура.
Лекция 4. Магнитные поля и активные явления на Солнце.
Магнитные поля на Солнце. Магнитная гидродинамика солнечной атмосферы: вмороженность, бессиловые магнитные поля, волны в магнитных трубках, волны в неоднородной атмосфере, ударные волны, механизмы нагрева солнечной короны. Магнитоплазменные образования: пятна и активные области, петли, жгуты, арки и аркады; протуберанцы, корональные дыры и корональные лучи. Вспышки: токовые слои и магнитное пересоединение, ускорение частиц. Корональные выбросы массы. Эруптивные протуберанцы. Солнечные циклы и индексы активности. 11-ти летний цикл солнечной активности и цикл Хейла, закон Шперера, бабочки Маундера, Маундеровский минимум.
Лекция 5. Методы и приборы для исследований Солнца. Солнечные космические проекты: достижения и перспективы.
Солнечная спектроскопия: солнечный спектр и его составляющие; эффекты Зеемана, Штарка и Доплера. Наземные солнечные инструменты: оптические и радио телескопы, коронографы, радиоспектрографы, и т.д. Космические исследования Солнца: методы и приборы, дистанционные наблюдения и локальные измерения. Завершенные, действующие и перспективные солнечные космические проекты. Достижения последних лет. Стратегия будущих солнечных космических миссий.










Солнечный ветер и его взаимодействие с магнитосферой Земли
Вайсберг О.Л. (ИКИ РАН)


Лекция 1. Солнечный ветер – происхождение и характеристики.
Истечение солнечного ветра из солнечной короны. Гелиосфера и широтная зависимость солнечного ветра. Характеристики солнечного ветра на орбите Земли. Корональные выбросы.
Лекция 2. Околоземная ударная волна.
Положение и форма ударной волны. Квази-паралелльная и квази-перпендикулярная ударная волна. Структура ударной волны. Обтекающий магнитосферу поток.
Лекция 3. Пограничный слой магнитосферы.
Низкоширотный и высокоширотный пограничные слои. Касп. Магнитное пересоединение и ввод плазмы в магнитосферу.
Лекция 4. Структура магнитосферы Земли.
Область замкнутого магнитного поля и хвост магнитосферы. Радиационный пояс. Плазмосфера. Токовая система. Стационарная конвекция.
Лекция 5. Активные процессы в магнитосфере Земли.
Магнитная буря. Суббури. Полярные сияния.


Планетные системы Солнца и других планет
Ксанфомалити Л.В. (ИКИ РАН)


Лекция 1. Физические свойства тел Солнечной системы.
История открытия первых экзопланет. Устойчивы ли планетные системы?
Лекция 2. Существующие теории и гипотезы формирования планетных систем.
Протопланетные туманности. Основные этапы образования и эволюции планетных систем. Роль металличности звезд в образовании планет.
Лекция 3. Планеты группы Земли.
Атмосферы планет группы Земли. Роль массы планеты. Пара Земля-Луна. Поверхность и внутреннее строение планет группы Земли. Меркурий. Венера и ее парадоксы. Марс.
Лекция 4. Планеты-гиганты.
Юпитер. Планеты-гиганты, коричневые карлики и звезды малой массы. Газо-жидкие планеты. Сатурн. Внутренние источники энергии планет-гигантов. Уран и Нептун. Планеты-океаны.
Лекция 5. Спутники планет-гигантов.
Резонансы и соизмеримости. Строение галилеевых спутников. Пояс астероидов. Пояс Эджворта-Койпера. Облако Оорта. Кометы коротко- и долгопериодические. Астероидная опасность. Поиск жизни на телах Солнечной системы. Метеориты SNC. Гипотеза панспермии.





  


Сейсмология Солнца и звезд
Жугжда Ю. Д. (ИЗМИРАН)


Занятие 1. Основные понятия. Типы волн и собственных колебаний звезд. История открытия собственных колебаний Солнца. Методы наблюдения собственных колебаний Солнца и звезд. Методы обработки наблюдений. Сейсмология атмосферы Солнца.
Занятие 2. Физика линейных гидродинамических и магнитогдродинамических волн в стратифицированной атмосфере. Аналитические и численные методы. Взаимодействие линейных волн в стратифицированной среде. Неадиабатические волны. Температурные волны в атмосфере Солнца.
Занятие 3. Проблемы обработки и интерпретации наблюдений. Определение собственных частот колебаний. Спектральный анализ, вейвлет анализ, аналитический сигнал. Стохастическое возбуждение колебаний.
Занятие 4. Волны в неоднородной атмосфере. Волны в квазипериодической среде. Волны в конвективной зоне звезды. Волны в магнитных трубках. Приближение тонкой трубки. Нелинейные волны в трубках. Солитоны, ударные волны и бора.
Занятие 5. Колебания в солнечных пятнах. Трехминутные колебания и бегущие волны в полутени. Туннельный эффект и фильтр Фабри-Перо для медленных мгд волн. Колебания магнитных петель в активных областях на Солнце.


  


Динамика малых тел солнечной системы
Рафиков Р.Р. (Принстонский университет)


Занятие 1. Общие понятия динамики.
Теория орбит и потенциалов. Константа Якоби. Задача трех тел, общая и ограниченная.
Приближение Хилла. Троянские спутники.
Занятие 2. Вековые возмущения.
Источники возмущений. Эволюция орбитальных параметров, вызванная внешним возмущением. Вековые эффекты.
Занятие 3. Резонансное взаимодействие.
Возмущения в системах с телами, обладающими соизмеримыми периодами. Разложение потенциала. Либрация и циркуляция. Резонанс Козаи. "Люки" Кирквуда. Захват в резонанс. Резонансная структура пояса Койпера.
Занятие 4. Негравитационные возмущения.
Динамика пылевой компоненты. Трение Пойнтинга-Робертсона. Радиационное давление. Взаимодействие с солнечным ветром и потоком межзвездного газа. Эффекты Ярковского и ЯОРП для астероидов.
Занятие 5. Динамика планетных колец и планетезимальных дисков.
Наблюдения и физика планетных колец. Роль соударений. Планетезимальные диски и их динамика. Образование кометного облака Оорта.







  


Физика солнечного ветра
Чашей И.В. (ПРАО АКЦ ФИАН)


Занятие 1.
Что такое солнечный ветер. История открытия солнечного ветра. Основные параметры солнечного ветра. Методы исследования солнечного ветра. Быстрый и медленный солнечный ветер. Глобальная структура и динамика солнечного ветра в цикле солнечной активности. Межпланетное магнитное поле. Солнечный ветер и космическая погода.
Занятие 2.
Теоретические модели солнечного ветра. Изотермическая модель Паркера. Политропные модели. Энергетический баланс солнечной короны и солнечного ветра.
Занятие 3.
Турбулентность солнечного ветра. Энергетические спектры флуктуаций солнечного ветра по локальным измерениям. Турбулентность солнечного ветра по радиоастрономическим данным. Внешний и внутренний масштабы турбулентности.
Занятие 4.
Низкочастотные волны в магнитоактивной плазме солнечного ветра. Альвеновские волны, переменные Эльзассера. Магнитозвуковые волны. Нелинейные механизмы формирования энергетических спектров турбулентности. Характерные масштабы волновой турбулентности.
Занятие 5.
Внешняя гелиосфера. Подхваченные ионы и их влияние на термодинамику солнечного ветра. Взаимодействие солнечного ветра с локальной межзвездной средой. Гелиосферный интерфейс.






  
6
июля 7
июля 8
июля 9
июля 10
июля 11
  июля 12
июля 13 июля 14 июля 15 июля 16 июля 17 июля
9.30 - 11.00 первая лекция - Ксанфомалити Ксанфомалити Ксанфомалити Ксанфомалити Ксанфомалити
Выходной день
Рафиков Рафиков Рафиков Рафиков Рафиков
11.00 - 11.30 кофе-брейк
11.30 - 13.00 вторая лекция - Кузнецов Кузнецов Кузнецов Кузнецов Бескин Жугжда Жугжда Жугжда Жугжда Жугжда
13.00 - 16.00 перерыв на обед
16.00 - 17.30 третья лекция Вайсберг Вайсберг Вайсберг Вайсберг Вайсберг Бескин Рафиков Рафиков Рафиков Рафиков -
17.30 - 18.00 кофе-брейк
18.00 - 19.30 четвертая лекция Кузнецов Кузнецов Кузнецов Кузнецов Бескин Чашей Чашей Чашей Чашей Чашей -
РАСПИСАНИЕ ЛЕКЦИЙ ШКОЛЫ- 2009







  
ПРОГРАММА ШКОЛЫ - 2009
  8.00 - 9.15 завтрак
  9.30 - 11.00 первая лекция
11.00 - 11.30 кофе-брейк
11.30 - 13.00 вторая лекция
13.00 - 16.00 перерыв на обед
16.00 - 17.30 третья лекция
17.30 - 18.00 кофе-брейк
18.00 - 19.30 четвертая лекция
  
  В обычный рабочий день 6 – 17 июля:


Регистрация участников – 6 июля с 11.00 час.

6 июля обед для зарегистрированных участников - 14.00-15.30 час.

Открытие Школы-2009 – 6 июля в 16.00 час. (далее по расписанию).

Суббота 11 июля - рабочий день, воскресенье 11 июля - выходной.

День отъезда - пятница 17 июля (17-го июля лекции будут только до обеда, затем обед и отъезд).

Завтрак, обед и ужин - в ресторане пансионата
Развернуть

Программа

Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы

Программное мероприятие

2.1 Организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ
Продолжительность работ
2012 - 2013, 14 мес.
Бюджетные средства
3,11 млн
Организация
ИЯИ РАН
профинансировано
Продолжительность работ
2011 - 2015, 49 мес.
Бюджетные средства
155 млн
профинансировано
Тема
«Организационно-техническое обеспечение проведения всероссийской научной школы «Современная астрофизика»»
Продолжительность работ
2011, 3 мес.
Бюджетные средства
0 млн
Количество заявок
1
Тема
Организационно-техническое обеспечение проведения всероссийской научной школы для молодежи "Школа современной астрофизики"
Продолжительность работ
2009, 4 мес.
Бюджетные средства
1,4 млн
Количество заявок
1
Тема
««Организационно-техническое обеспечение проведения всероссийской молодежной научной школы "Современная астрофизика" в рамках фестиваля науки».
Продолжительность работ
2012, 2 мес.
Бюджетные средства
1 млн
Количество заявок
1
Тема
Организационно-техническое обеспечение проведения Всероссийской научной школы для молодёжи по астрофизике
Продолжительность работ
2010, 8 мес.
Бюджетные средства
1,6 млн
Количество заявок
1
Тема
Организационно-техническое обеспечение проведения международной научной школы по физике нейтрино и астрофизике
Продолжительность работ
2011, 3 мес.
Бюджетные средства
0 млн
Количество заявок
2