Регистрация / Вход
Прислать материал

Не упустить момент

Не упустить момент
Бизнес
Как «умные» кассы, поддерживающие облачные сервисы, ведут к эволюции ритейла

…Прошлый год выдался для предпринимателя и венчурного инвестора Андрея Романенко довольно напряженным. Все это время ушло на запуск компании с необычным названием «Эвотор» (сокр. от «Эволюция торговли» — прим .ред). Судя по всему, совсем скоро это сокращение будет на слуху у всех жителей страны, так или иначе связанных с малым и микробизнесом. Основной продукцией нового предприятия стала компактная «умная» касса, поддерживающая технологии облачной налоговой отчетности.

Устройство оказалось уже востребовано на рынке: его работа удовлетворяет требованиям поправок к 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», значительная часть которых вступила в силу в прошлом году. Согласно им, все кассы торговых точек теперь должны быть подключены к Интернету и оператору фискальных данных (ОФД), который обеспечивает сбор, хранение и передачу информации с кассы в налоговую инспекцию в виде зашифрованных данных.

Романенко, одним из самых успешных проектов которого ранее была сеть платежных терминалов QIWI, свою новую компанию создал не в одиночку, а в партнерстве с таким серьезным игроком как «Сбербанк», а также коллегами из компании «АТОЛ», занимающейся автоматизацией торговли.

Согласно прогнозам рынка, к концу 2018 года как минимум 3,2 миллиона единиц  контрольно-кассовой техники (ККТ) по всей стране будет работать в режиме онлайн.  

«Эвотор» уже смог продать 135 тысяч подобных смарт-терминалов для представителей малого бизнеса, и этот показатель постоянно растет. В ближайшие полтора года он должен достичь 500 тыс. по всей России.  Причем, для их дистрибуции будут использованы не только традиционные каналы продаж кассовой техники, но и широкий круг альтернатив: банки, магазины электроники, цифровой ритейл и другие.

При этом, как пояснили 4Science в компании, цели захватить рынок и продать как можно больше ККТ у них вовсе нет. Зарабатывать планируют на ИТ: основная прибыль должна быть получена от покупки клиентами приложений для онлайн касс. Средний чек по подписке на приложения должен составлять ₽700 на один терминал.

Мы встретились с Андреем Романенко в одном из столичных клубов, где проходила масштабная конференция для разработчиков Evotor.Change, приуроченная к запуску магазина мобильных приложений для касс «Эвотор». Меньше всего Андрей был похож на воротилу венчурных капиталов и владельца бизнеса с потенциалом многомиллионной отдачи. Фирменная оранжевая майка: «Этот цвет не отпускает меня со времен QIWI», — смеется наш герой и джинсы.

А еще собранность, логичность и целеустремленность, сохранившаяся, видимо, с тех времен, когда, будучи еще абитуриентом, он выбрал для поступления довольно неочевидный вуз Международный независимый эколого-политологический университет. Почему? После школы туда можно было поступить сразу на второй курс. «Хотелось поскорее получить диплом и двигаться дальше, ведь мне уже тогда много чего было интересно», вспоминает Андрей. Например, ему всегда нравилось работать с деньгами. Так сперва и возник бизнес по продаже карточек экспресс-оплаты телефонной связи, потом появились платежные терминалы QIWI…

Сейчас мы влезаем в самую крупную историю, которая есть в нашей стране розничная торговля. Больше денег, чем в рознице, нет ни в одном сегменте, мечтательно отмечает  Романенко.

Но как же добиться всего этого? Как сделать так, чтобы созданным тобой устройством захотели воспользоваться миллионы людей по всей стране? Для этого оно должно не просто соответствовать свежайшим нормам законов, но быть уникальным. Следует не просто отправить в полный нокаут устаревшие атрибуты ведения торговой отчетности засаленные тетрадки, громоздкие счеты и калькуляторы на солнечных батарейках, но предложить что-то необычное. В «Эвоторе» решили, что все получится, если удастся создать легкий и доступный по цене смарт-терминал, который и станет центром настоящей экосистемы для малого бизнеса.

Мы строим открытую платформу, к которой могут присоединиться любые разработчики, написать свое приложение и начать его продавать через наш магазин ПО, поясняет Романенко.  Если их программа будет удовлетворять потребности малого или среднего бизнеса, то успех и заработок разработчикам гарантированы. Со своей стороны, мы предлагаем им доступ к сотням тысяч точек по всей России, работающую платформу, инструменты биллинга и поддержки продаж приложений. А владельцы бизнеса получают возможность через личный кабинет дополнять функционал кассы с помощью приложений, приобретенных в нашем магазине, и настраивать ее под свои конкретные нужды, которые у всех видов бизнеса индивидуальны.

Магазин уже насчитывает более сотни приложений, еще около сотни находится в разработке. В планах компании – выставить на продажу порядка тысячи приложений до конца года. Пока что на виртуальных витринах EvoStore - приложения, закрывающие основные потребности бизнеса: интеграция с 1С, товарный и управленческий учет, бухгалтерия, драйверы для торгового оборудования и эквайринга, инструменты повышения продаж и маркетинга, решения для HoReCa и других отраслей. Большинство из них доступны по модели платной подписки, но есть и ряд бесплатных опций.

- Мы хотим создать для предпринимателей единую «точку входа» в свой бизнес через нашу экосистему: сейчас у любого владельца бизнеса на рабочем столе компьютера постоянно открыто десять-пятнадцать окон с кучей разных программ. Мы же стремимся сделать одно, где он сможет решить все свои задачи: свершать продажи, закупать товар, оплачивать налоги, штрафы и ЖКХ, вводить геотаргетинг, настраивать и подключать сервисы доставки, приобретать дополнительные услуги, например, по бухучету и т.д.

Очень важно, что сейчас любой может воспользоваться нашим магазином приложений и написать там программу конкретно под себя. Приведу пример: недавно к нам обратились ребята из логистической компании, которые занимаются организацией пунктов выдачи посылок. За последний год они открыли 500 собственных пунктов, арендовали под них площади, нанимали персонал… А ведь, оказывается, можно было всего лишь оснастить каждую из этих точек терминалами «Эвотор» и написать для них специальное приложение, сделав их автономными пунктами выдачи. Когда туда приезжают посылки, клиент получает об этом уведомление, оплачивает и забирает ее сам. Вот и все!

Романенко признается, что больше всего его вдохновляют крупные национальные инфраструктурные проекты, созданные, что называется, «на века»:

Канал им. Москвы, магистральный газопровод «Сила Сибири», нефтяные вышки или даже сеть платежных терминалов QIWI, которая работает с 2007 года и простоит еще долгие годы, принося прибыль своим владельцам. Надо один раз выстроить инфраструктуру, а потом годами можно на ней зарабатывать. Если удастся реализовать планы по оснащению нашими смарт-кассами торговых точек по всей стране, смысл будет тот же…

История проекта «Эвотор» уходит корнями в лето 2015 года, когда Романенко, побывав в Америке, внезапно осознал: по части всего того, что связано с FinTech и ритейлом, россияне ушли вперед гораздо дальше своих американских коллег:

Уж с точки зрения банковских сервисов мы сейчас точно опережаем всю планету на много лет. В Америке до сих пор 80% платежей осуществляются с помощью чековой книжки. Наши банки за последние лет пять стали гораздо инновационней, а американцы так и остались на прежнем уровне. Правда, в том, что касается коммуникации,  мессенджеров, социальных сетей, мы, конечно, пока им проигрываем.

Изначально было несколько ключевых задач, требовавших решения для запуска нашего проекта. Самое главное, нужно было организовать производство моноблока смарт-терминала, объединившего в себе и планшет, и принтер для чеков. Но разрабатываться и собираться он должен был именно в России. Почему? Чтобы не просто выйти на рынок, а «порвать» его, продукту надо иметь самую низкую себестоимость. У нас получилось: все идеи, дизайн, производство и сборка смарт-терминалов реализованы в России. Производственная площадка создания электронных плат и финальной сборки онлайн-касс находится в Зеленограде. Исключение составляют планшеты, которые изготавливаются в Китае, но по нашей же разработке.

Да, как многие другие игроки, мы могли действовать по такой модели, когда пишется ПО для касс, а потом его просто выкладывают в AppleStore или GooglePlay. Далее, можно купить любой планшет, подключить к нему фискальный регистратор и установить этот софт. Таких решений полно, но они не являются конкурентыми "в долгую". Всегда есть вероятность, что на торговую точку придет другой разработчик и предложит иной софт, доказав, что его качество выше. Так одни производители вытеснят других. У нас этот вариант развития событий невозможен, поскольку мы предложили комплексное законченное решение.

Что касается выхода на зарубежные рынки, то в ближайших планах Романенко этого нет – работы, которая ведется по четкому плану, хватает и дома:

Нас пытаются туда затащить, но я считаю, что сейчас это безумие. И, если завтра, к примеру, заняться тем же Казахстаном (а это очень перспективный рынок), мы его обязательно сделаем. Но в объединенном российско-казахском бизнесе он будет занимать у нас всего 10-15%. Пока в этом нет смысла, потому что в России наш потенциал это 3,2 млн торговых точек, а в Казахстане 400 тысяч. Тратить сейчас на это время, ресурсы, расфокусировать команду будет неразумно. Добьемся запланированного в России до конца 2018 года тогда и пойдем дальше.

Однако и на этом направлении бывалый ИТ-предприниматель, памятуя свой прошлый опыт, успел «подстелить соломки»:

Ранее мне доводилось вести бизнес в 21 стране, потому я уже точно знаю, где и какие ошибки можно допустить при выходе на зарубежный рынок. Это стало причиной того, что в архитектуру «Эвотор» мы сразу заложили главное: мультивалютность и мультиязычность, вещи, необходимые для экспансии. При необходимости достаточно лишь будет в таблице на сервере заполнить поля с языками, и вуаля! интерфейс перейдет на тот же казахский, а в меню появится тенге…

Но некоторых незначительных промахов избежать все-таки не удалось: Романенко признает, что не сразу смог собрать свою новую команду правильным образом.

Сейчас у нас более 220 сотрудников, а год назад их было всего десять, рассказывает Андрей.  На старте мы не совсем точно посчитали количество необходимых людей: подумали, если возьмем сотню человек, нам хватит рук. Половина будет заниматься ИТ, половина всем остальным. Оказалось, все не так просто. Разработчиков мы взяли в достатке, а вот десятком менеджеров по продажам, как планировали вначале, обойтись не смогли (сегодня их 70).

В будущее российского ритейла Романенко смотрит с оптимизмом. Мечтает о логичной и структурированной организации b2b-процессов:

С помощью «Эвотор» мы знаем, сколько товара пришло на точку, каков объем остатков, его себестоимость и продажная цена. А дальше хотелось бы ежедневно и автоматически каждому магазину предоставить уникальное коммерческое предложение о том, где и как можно достать его товар по более конкурентной цене.

Такие проекты сейчас зарождаются по всему миру, и важно не упустить момент. Думаю, наш ритейл имеет хорошие перспективы, с точки зрения развития высокотехнологичного бизнеса, и моя главная задача на сегодня до лета 2018 года выстроить всю инфраструктуру компании. Зарабатывать на ней мы уж как-нибудь научимся.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science

Фото предоставлено компанией «Эвотор».

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.