Регистрация / Вход
Прислать материал

Он и сеет, он и пашет

Он и сеет, он и пашет
Робототехника
Умный трактор из Рязани уже на пути к рынку высоких технологий

Первые сельскохозяйственные роботы, умеющие сажать деревья и цветы, обрезать виноград или собирать урожай ягод появились на полях и в теплицах Японии, Европы, Америки и Канады не та уж и давно: по большей части в текущем десятилетии. Сегодня на подходе к рынку еще один новичок — беспилотный трактор. В числе тех, кто готов первым поставить его для труженников-земледельцев,  — российские компании.

Кстати, отечественный робот-трактор и поле уже «видел», и первую борозду сделал. Еще осенью 2016-го продукт симбиоза автоматизированной системы управления, созданной умельцами из компании-резидента «Сколково» «Avrora Robotics», и агрегата Владимирского тракторного завода можно было наблюдать во владениях одного из агрохолдингов под Рязанью.

Трактор-беспилотник «Агробот», на котором вместо привычной кабины установлен корпус из стеклопластика, начиненный «умной» электроникой,  привлекал внимание и участников прошлогоднего Форума стратегических инициатив, и  посетителей агропромышленной выставки «Золотая осень-2016». А весной этого года разработчики представили его в рамках экспозиции пятой конференции Skolkovo Robotics. Об истории и перспективах реализации этой и других инноваций компании корреспонденту 4science рассказал заместитель коммерческого директора «Avrora Robotics» Умар ЭФЕНДИЕВ.

Как давно идет работа над проектом и как развивается технология после первых полевых испытаний «Агробота»?

  Недавно исполнился  год с начала ведения этой разработки. Сегодня мы уже готовы отрабатывать определенные сценарии, например, «следуй за мной», технологические и технические моменты разворота и т д. На территории рязанского агрохолдинга «Авангард» организуем тестовое поле, где будем выращивать определенную культуру.

Здесь же будем детально прорабатывать конкретные технологические операции встраиваемость беспилотного транспортного средства в конкретный бизнес-процесс. Это, к примеру, позволит определить, насколько быстрее с помощью нашего «Агробота», нежели традиционным способом, можно будет вспахать или забороновать 100 га пашни.

Сегодня мы также работаем над концепцией роботизированной станции. Можно сказать, возрождаем формат былых МТС (машинно-тракторных станций). АгроРобоСтанция это мобильный или стационарный комплекс, который может располагаться на определенной территории и обеспечивать выполнение всех операций по возделыванию той или иной культуры с помощью роботов. Совсем без человека, разумеется, не обойтись, поэтому для управления стандартной единицей 10 агроботами  понадобятся два оператора.

По мере необходимости они будут осуществлять управление из диспетчерского пункта, где разместится аппаратура. Предусмотрены отсеки для ремонта и проживания оператора.  Среди важных экономических эффектов, получаемых при использования тракторов-беспилотников, - минимизация затрат на оплату труда и компенсация нехватки рабочих рук. А дефицит трактористов это реальная проблема. На выставках нам об этом не раз говорили руководители регионов.

Сколько еще времени, по вашим расчетам, понадобится для подготовки этого чуда техники к выходу на рынок? И готов ли сам рынок его принять?

Отечественный рынок более консервативный, более «вязкий», чем зарубежный. Он тяготеет к устоявшимся традициям и привычным технологиям. Своих потенциальных заказчиков мы видим в агрохолдингах и коллективных фермерских хозяйствах, имеющих достаточный объем возделываемых земель. Что касается срока готовности, думаю, что речь может идти о двух-трех годах.

Проект как амбициозный, так и долгосрочный. Отмечу, что такие известные западные  компании, как Case IH или John Deere тоже трудятся над созданием беспилотного трактора. Но пока и у них тоже не все получилось: чтобы отладить технологии, требуется время.

На выставке в «Сколково» вы демонстрировали еще один свой продукт, который уже успешно реализуете,  модульную платформу для тестирования и отладки программного обеспечения беспилотников «Юниор». По сути  это целый образовательный комплекс с робомобилем. В чем его особенность и где сегодня уже применяется это высокотехнологичное изделие?

Платформа достаточно компактна. Ее можно использовать даже в учебной аудитории. Робомобиль имеет в длину менее метра, а в высоту 50 см. Он способен имитировать любое транспортное средство, включая грузовики и автобусы. И не нужно приобретать дорогостоящую технику: «Юниор» стоит порядка 400 тысяч рублей и на нем можно отработать все робототехнические сценарии. При желании заказчика, комплект можно дополнить элементами инфраструктуры, такими как разметка, шлагбаум, светофоры и т.д. Это обойдется еще тысяч в 100 и даст возможность визуализировать различные дорожные ситуации: «загорелся светофор», «закрылся шлагбаум», «вышел человек» и т.п. Программистам не нужно будет отрываться от компьютеров, браться за ключи и сварочные аппараты и изобретать какое-то механическое средство, чтобы отработать свои программные алгоритмы. Образовательная платформа  это своего рода лаборатория.

Десять наших «юниоров» уже отправились в профильные вузы. Там где платформа помогает готовить специалистов по целому ряду специальностей: мехатроника и робототехника, прикладная механика, приборостроение, конструирование и технология электронных средств, информатика, вычислительная техника всего около 10 направлений подготовки. Уже есть положительные отзывы.

В каких еще направлениях вы реализуете сегодня свой потенциал? 

— Одно из направлений грузовая логистика на закрытой территории, например, терминала или склада, с применением беспилотной техники. Очередную стадию согласования проходит проект беспилотного электробуса Volgabus Matrёshka. В этом проекте мы выступим одним из подрядчиков будем формировать систему беспилотного управления (органы управления, техническое зрение).

Это уже пассажирская логистика, хотя система может быть использована также в качестве грузовой и коммунальной техники. Основной заказчик завод «Волгабас». Предполагается, что наши электроавтобусы будут обслуживать ЧМ-2018 по футболу, использоваться на больших предприятиях, в университетах, туристических комплексах. Прототип машины в работе могли видеть посетители территории «Сколково».

«Аврора» уже получила некоторый опыт реализации своих разработок. Так, в прошлом году была успешно испытана в деле мобильная автоматизированная робототехническая система МАРС-А800, предназначенная для перевозки военных грузов и людей.  Есть ли у компании конкуренты на внутреннем рынке? И что порекомендуете обязательно учесть в работе вашим начинающим коллегам, чтобы успешно вывести на рынок свою технологию?

Программы для беспилотников пишут в компании Cognitive Technologies, беспилотный грузовик разрабатывают в ПАО «КАМАЗ»... Очень важно правильно себя позиционировать на рынке. А для этого необходимо предварительно проанализировать все его сегменты. Нужно участвовать в выставках, а затем выходить на дилерские схемы реализации продукции и заключение  прямых договоров с заказчиками. Таким, на мой взгляд, должен быть грамотно организованный маркетинг. Сценарий эксплуатации при этом должен быть глубоко проработан, включая сервисное обслуживание с обязательным обновлением программного обеспечения.

Высокотехнологичная компания нуждается во взаимодействии с научным сектором, чтобы понимать общее видение направления развития тех или иных технологий.

Сотрудничество с институтами развития также необходимо это не только возможность получения господдержки, но и подтверждение вашей компетентности. Мы, например, несколько раз успешно участвовали в конкурсах Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Вот и сейчас готовим очередную заявку.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science

Фото сайта «Avrora Robotics»

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.