Регистрация / Вход
Прислать материал

Эффективность производства нишевых товаров в черной металлургии на примере ОАО «ОЭМК»

ФИО: Иванова С. Н.

Направление: Гуманитарные науки

Научный руководитель: к.э.н., проф. Ильичев Игорь Павлович

Институт: Институт экономики и управления промышленными предприятиями (ЭУПП)

Кафедра: Кафедра Прикладной экономики

Академическая группа: МЭ-10-1

Одним из важнейших рычагов повышения эффективности деятельности отраслей промышленности и отдельных предприятий является развитие и углубление международной межотраслевой и внутриотраслевой торговли.

Международная внутриотраслевая торговля – это форма внешнеторговой деятельности, при которой товары одноименных отраслей одного и того же вида (одноименных групп продуктов или близких субститутов) одновременно экспортируются и импортируются.

Международная внутриотраслевая торговля может быть горизонтальной и вертикальной. Основным инструментом вертикальной торговли является специализация отрасли на производстве отдельных видов продукции, горизонтальной – на производстве товаров для определенных рыночных сегментов, так называемых, нишевых товарах.

Проблемы международной внутриотраслевой торговли в черной металлургии требуют дополнительного рассмотрения. В 2012 году Россия вступила в ВТО и данное обстоятельство делает исследования международной внутриотраслевой торговли применительно к российской черной металлургии особенно актуальными.

Цели работы: Обоснование экономической эффективности производства нишевых товаров в черной металлургии России; разработка направления повышения эффективности участия российских металлургических компаний в международной внутриотраслевой торговле.

Для оценки степени развития, уровня использования и значимости международной внутриотраслевой торговли для черной металлургии были проанализированы данные об экспорте, импорте, производстве и видимом потреблении ведущих стран-производителей стали. Установлено, что международная внутриотраслевая торговля играет значительную роль в металлопотреблении многих стран-производителей стали. Максимальный уровень величины доли международной внутриотраслевой торговли превышает 90 %.

Доля использования международной внутриотраслевой торговли в России составляет порядка 14 %, что значительно уступает по уровню этого показателя многим странам, относящимся к странам-ведущим производителям стали.

При исследовании продукции ОАО «ОЭМК» было установлено, что производство нишевых товаров является эффективным; организация производства в российских металлургических компаниях нишевой металлопродукции позволит повысить эффективность их участия в горизонтальной международной внутриотраслевой торговле за счет усиления как горизонтальной, так и вертикальной дифференциации металлопродукции.