Регистрация / Вход
Прислать материал

Использование методов взаимооценки и взаимного обучения в системе профессиональной подготовки преподавателей иностранных языков

ФИО: Мешнина Е. Ю.

Направление: Гуманитарные науки

Научный руководитель: к. филол. н, доц. Данилина Варвара Викторовна

Институт: Институт базового образования

Кафедра: Кафедра Русского и иностранного языков и литературы

Академическая группа: ЛГ-11-2

Методы взаимооценки и взаимного обучения широко применяются при обучении студентов за рубежом, однако в России они мало изучены и распространены. Преподаватели иностранных языков российских вузов сталкиваются с некоторыми трудностями в использовании данных методов. Это можно объяснить различиями в используемых методиках преподавания и организации учебного процесса. Необходимость в исследовании методов взаимооценки и взаимного обучения и выработке рекомендации по их применению в высших учебных заведениях России позволяет говорить об актуальности темы настоящего исследования.

Взаимодействие студентов друг с другом является неотъемлемой частью процесса обучения иностранным языкам. Возникает необходимость в применении методов, которые этому способствуют. Такими методами являются взаимооценка и взаимное обучение. Кроме того, для формирования общекультурной компетенции 7 и общепрофессиональной компетенции 19 по ФГОС ВО по направлению «Лингвистика» необходимо прибегать к их использованию.

Процесс обучения тесно связан с оцениванием. Преподаватель оценивает сформированность компетенций студентов, используя различные методы. Метод взаимооценки является одним из них. Под взаимооценкой понимается метод обучения, при котором учащиеся оценивают работы своих сверстников на основании установленных критериев оценивания. На сегодняшний день система оценки не разработана таким образом, чтобы подготовить студентов к решению проблем в реальной жизни [1]. Необходимы методы, направленные на непосредственный анализ студентами своих учебных достижений и способствующие развитию критического мышления, навыков анализа собственной деятельности [2]. Использование метода взаимооценки на занятиях благоприятствует повышению мотивации и стремления к углубленному изучения предмета, развитию навыков самооценки [3,4].

Для того, чтобы правильно оценить работы своих сверстников, студенты должны быть ознакомлены с критериями оценки, параметрами, с помощью которых определяется сформированность компетенций, и поставленными перед ними задачами [5]. В России не существует четких критериев оценки того или иного вида заданий, поэтому преподаватели оценивают работы учащихся, основываясь на своем собственном опыте. При внедрении метода взаимооценки в процесс обучения они руководствуются традиционной системой оценивания без учета его особенностей.

Другим методом, основанном на взаимодействии студентов друг с другом, является взаимное обучение. Под этим понимается метод обучения, при котором учащиеся принимают активное участие в формировании компетенций друг друга. Данный метод считается очень эффективным, так как исчезает барьер «преподаватель – студент». При взаимном обучении включаются скрытые резервы головного мозга. Результат проявляется в том, что студенты совместно выполняют задания, а в конечном итоге вся группа более интенсивно учится, и повышается ее успеваемость [6].

Студентам бакалавриата, обучающимся по направлению «Лингвистика» в НИТУ «МИСиС», было предложено оценить работы своих одногруппников. Это были как устные выступления в классе, так и письменные задания на сайте. Результаты оказались следующими: в основном, студенты оценивали работы своих сверстников на «хорошо» и «отлично» по пятибалльной шкале. Однако при дальнейшем внедрении данного метода и выработке своих собственных критериев оценки, учащиеся стали более объективно оценивать работы друг друга, оставляя критические комментарии. Это способствовало как более активной работе студентов над ошибками, так и корректировке критериев оценки преподавателем.

Метод взаимооценки применялся также и при взаимном обучении студентов. Один или несколько студентов готовили материал, который затем должны были представить в классе в виде устного ответа, сопровождающегося электронной презентацией, и упражнений на понимание материала. По окончании презентации студенты оценивали их выступление. В итоге, учащиеся, которые подготовили и презентовали материал, были хорошо с ним ознакомлены, а их одногруппники усваивали его без проблем, благодаря доступному объяснению.

На основании изученного опыта можно сделать вывод, что взаимооценка и взаимное обучение являются эффективными методами в системе профессиональной подготовки преподавателей иностранных языков. Их применение на занятии повышает работоспособность и активность студентов, вовлеченность в процесс обучения.

Список использованных источников

1. Boud, D. (2000) Sustainable assessment: rethinking assessment for the learning society, Studies in Continuing Education, 22(2), 151–167.

2. Boud, D., Falchikov, N. 2006. Aligning assessment with long-term learning. Assessment and Evaluation in Higher Education, pp. 399–413.

3. Brown, S. Rust, C. & Gibbs, G. 1994. Strategies for Diversifying Assessment in Higher Education. The Oxford Centre for Staff Development, Oxford. Oxonion Rewley Press.

4. Falchikov, N. (2007). In: Rethinking Assessment in Higher Education (Boud, D. & Falchikov, N., eds.), pp. 128-144.

5. Hughes, I E (1995) Peer assessment of student practical reports and its influence on learning and skill acquisition. Capability, 1, 39-43.

6. Баранник Н.С., Горбатюк В.Ф. Социометрия учебной группы при взаимном самообучении // Российский психологический журнал. 2013. Том 10. №1