Регистрация / Вход
Прислать материал

Категоричность суждений и использование обобщений как проявления показной эрудиции

ФИО: Величко А. И.

Направление: Гуманитарные науки

Научный руководитель: к.филол.н., доц. Данилина Варвара Викторовна

Институт: Институт базового образования

Кафедра: Кафедра Русского и иностранного языков и литературы

Академическая группа: ЛГ-12-1-2

С развитием технологий процесс поиска информации стал доступнее и быстрее. Для получения каких-либо сведений достаточно прочитать первый абзац-аннотацию к статье в электронной энциклопедии «Википедия» [1] без детального изучения источников и анализа контекста, что позволяет сэкономить время. В связи с этим в последние годы выросло количество людей, стремящихся казаться начитанными и эрудированными, в большинстве случаев таковыми не являясь. Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время распознание человека с действительно развитым интеллектом, в отличие от лже-эрудита, оперирующего клишированными понятиями, подчерпнутыми из интернет-источников, является достаточно сложной задачей. Цель работы состоит в том, чтобы, проанализировав самые популярные фразы, выявить наиболее распространенные языковые конструкции и приемы, использующиеся для создания «эффекта эрудированности».

В процессе работы были рассмотрены записи разговорной речи и материалы с популярных сайтов и форумов (комментарии пользователей).

Необходимо отметить, что одной из главных особенностей речи лже-эрудитов является отсутствие сослагательного наклонения, смягчающего категоричность высказывания собственной точки зрения: «Бродского может не любить только ограниченный человек», «..поскольку второсортное творчество Ремарка не было тронуто гнильцой модернизма, в СССР этой макулатурой восполняли нехватку современной западной прозы» [2], «..эту книгу нельзя читать в двадцать лет!» [3]. Это связано с тем, что некатегоричность высказывания связана с сомнениями, неуверенностью говорящего [4], препятствующих достижению эффекта показной эрудиции.

Также было замечено использование качественных прилагательных, выражающих оценку, в сравнительной и превосходной степенях: «Это же самый крутой чешский художник!», «..один из виднейших и оригинальнейших представителей.. », «..один из главных представителей.. ».

Помимо этого, зачастую в речи употребляются усилительные частицы («аж», «же»)и вводные слова, выражающие уверенность или указывающие на источник сообщения («конечно», «собственно», «говорят»): «Я пишу работу про эклектику. Если ты, конечно, знаешь, что это.», «Это же вполне в духе модернистов…», «Читала Коэльо аж целых две книги..».

Кроме того, достаточно часто встречается прилагательное «типичный», применяемое при описании характерных особенностей (обычно клишированных и общеизвестных) того или иного субъекта, события, явления: «Это же типичный Нолан!», «Ну, это же типичный Джармуш!», «Делакруа – типичный художник эпохи романтизма».

Замечено было также использование неопределенного местоимения «что-то» и глагола «слышать» в прошедшем времени, использующихся для абстрактного описания чего-либо или указания на расплывчатую осведомленность в предмете разговора: «Мы ходили на фильм «Пока мы не уйдем» -А, я что-то такое слышала..», «Сартр – это же что-то невыносимое, у него же там столы ходят, стулья летают, да?», «Я читаю Джека Лондона «Мартин Иден». –О, я слышала об этой книге, она интересная.».

На основе полученных результатов можно сделать вывод, что высказываниям людей, не являющихся специалистами в тех или иных областях, и дилетантской критике присущи крайняя категоричность, клишированность фраз, заимствованных из интернет-ресурсов, абстрактность суждений, стереотипность и широкое использование обобщений, отсутствие конкретики.

Дальнейшее изучение данной темы необходимо для того, чтобы мотивировать современное поколение тщательнее изучать источники информации и приобретать глубокие знания, не ограничиваясь поверхностными описаниями и характеристиками.

Библиографический список

1. Википедия – свободная энциклопедия – [Электронный ресурс] – https://ru.wikipedia.org

2. Журнал о российской жизни «W-O-S» – [Электронный ресурс] – http://w-o-s.ru

3. Электронная библиотека LiveLib – [Электронный ресурс] – http://www.livelib.ru

4. Малышкин К.Ю. Семантико-прагматический подход к изучению категоричности высказывания : Омский научный вестник – Омск, 2013. – Вып. 4. С. 121-123.