Регистрация / Вход
Прислать материал

Организация учебно-исследовательской деятельности студентов технических групп на занятиях иностранного языка

ФИО: Старцева Н. Ф.

Направление: Гуманитарные науки

Научный руководитель: д.пед.н., проф. Морозова Нонна Анатольевна

Институт: Институт базового образования

Кафедра: Кафедра Русского и иностранного языков и литературы

Академическая группа: ЛГ-11-1

Организация учебно-исследовательской деятельности (УИД) студентов в настоящее время актуальна в связи с вступлением России в Болонский процесс, а также в связи с тем, что во ФГОС ВО зафиксирован ряд общепрофессиональных исследовательских компетенций, таких как: способность использовать современные методы обработки, анализа и синтеза информации, способность понимать и излагать получаемую информацию и представлять результаты исследований и др.

Формирование этих компетенций обусловлено многообразием методов обучения в высшей школе, среди которых УИД как метод обучения особенно необходим и востребован в технических вузах, обусловленный спецификой технического профиля подготовки студентов. В тоже время, как показало проведенное анкетирование, УИД не находит достаточного использования в учебном процессе. Зачастую процесс обучения в технических вузах сводится к субъект-объектному взаимодействию, используется объяснительно-иллюстративный метод обучения, что объяснимо спецификой технических дисциплин, с одной стороны. Но, при этом, студенты технических специальностей должны обладать навыками анализа проблемы, поиском путей решения и др. Следовательно, необходимо целенаправленно организовывать УИД не только при изучении курса «Методология научного исследования», но и в рамках всех учебных дисциплин и при изучении иностранного языка, где есть больше возможностей для выполнения исследовательских заданий, ведь темой для учебного исследования может быть любой технический компонент, любой технический текст на иностранном языке. У студентов необходимо формировать исследовательские умения, выделенные в работе, путем использования заданий исследовательского характера, таких как анализ текстов; поиск решения проблемы, поставленных задач; проектная деятельность; составление аннотаций, презентаций по теме исследования; анализ литературы для реферирования и др., представленных в дипломной работе. Способность ведения учебно-исследовательской деятельности и на иностранном языке, в частности, даст студентам приоритет в области дальнейшей научной работы.

Список литературы

И.А. Зимняя. Исследовательская деятельность как объект освоения в высшем профессиональном образовании (уровень бакалавра) // Исследовательская деятельность в вузовской и послевузовской подготовке бакалавров, магистров, аспирантов. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – С. 7.17.

В.А. Далингер. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении математике // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 7 . – С. 134-136