Регистрация / Вход
Прислать материал

Разработка качественного метода оценки деловой репутации на примере металлургической отрасли

ФИО: Михайлова О. Ю.

Направление: Гуманитарные науки

Научный руководитель: к.э.н., проф. Калинский Олег Игоревич

Институт: Институт экономики и управления промышленными предприятиями (ЭУПП)

Кафедра: Кафедра Прикладной экономики

Академическая группа: МПМ-13-1

В настоящее время все большее количество металлургических предприятий России переходит на новый, более высокий уровень управления, вследствие чего их деловая репутация становится важнейшим нематериальным активом.

Целью работы является разработка качественного метода оценки деловой репутации на примере металлургической отрасли.

В рамках данной работы был проведен анализ существующих качественных и количественных методов оценки гудвилла. Было выявлено, что количественные методы дают информативную и оперативную, но укрупненную и неточную оценку. Стоит отметить, что деловая репутация является специфическим активом, в связи с этим гудвилл не может быть оценен достоверно только с количественной точки зрения. Учитывая данное обстоятельство, важно проводить также и качественную оценку.

Главной задачей при разработке качественного метода являлось исключение экспертного мнения. Решение данной задачи возможно с помощью функции желательности Харрингтона – уникального инструмента, позволяющего преобразовать количественные показатели в качественные. При подобном подходе удается избежать влияния субъективных факторов на качественную оценку ввиду того, что оценка основана на количественных показателях, полно и всесторонне характеризующих исследуемое предприятие. После определенных преобразований количественных показателей в безразмерные величины, получаем оценку гудвилла по пятибалльной шкале от значения «отлично» до «неудовлетворительно».

В рамках данной работы был проведен расчет и анализ финансово-экономических показателей по методике Европейской федерации финансовых аналитиков ведущих трубных предприятий России, проведен анализ качественной оценки гудвилла на основе рассчитанных показателях, по разработанной методике с использованием функции желательности Харрингтона. Результаты представлены в таблице 1.

Предприятие/ величина гудвилла 2013 г. 2012 г. 2011 г.
ОАО «ВМЗ» 0,54 0,52 0,79
ОАО «ВТЗ» 0,52 0,52 0,47
ОАО «ПНТЗ» 0,29 0,15 0,34
ОАО «СинТЗ» 0,48 0,34 0,30
ОАО «СТЗ» 0,12 0,48 0,45
ОАО «ТАГМЕТ» 0,37 0,18 0,19
ОАО «ЧТПЗ» 0,33 0,51 0,54

Наибольшая величина гудвилла наблюдается у ОАО «ВМЗ». Положительная картина наблюдается у ОАО «ВТЗ» и ОАО «СинТЗ». Несмотря на относительно низкий уровень гудвилла, ОАО «ТАГМЕТ» также иллюстрирует положительную динамику. На фоне положительных значений у перечисленных предприятий, отрицательная динамика наблюдается у ОАО «ЧТПЗ» и ОАО «СТЗ». ОАО «ПНТЗ» имеет неоднозначную динамику гудвилла.

Полученная оценка гудвилла с помощью функции желательности Харрингтона является уникальным инструментом, позволяющим отслеживать состояние отрасли в сжатом, но информативном виде в динамике и без учета экспертного мнения.