Регистрация / Вход
Прислать материал

Современные технологии управления персоналом

ФИО: Пахомова А. В.

Направление: Гуманитарные науки

Научный руководитель: доц. Комарова Н.П.

Институт: Институт информационных технологий и автоматизированных систем управления

Кафедра: Кафедра Автоматики и управления в технических системах

Академическая группа: АУ-Б-12

Многие теоретики и практики менеджмента, независимо от сферы их интересов – промышленное или государственное управление, управление социальной сферой, культурой и др., в последние годы осознали неадекватность традиционных методов и технологий, а главное, философии традиционной системы управления персоналом, современной ситуации на рынке труда и начали коренным образом пересматривать концепцию кадрового менеджмента.

Термин «управление персоналом» постепенно уступает место новому понятию – управление человеческими ресурсами, характеризующему современную концепцию кадровой работы. В странах Восточной Европы, в бывших социалистических государствах данные проблемы находятся в порядке постановки вопроса. Для перевода их в практическую плоскость необходимо совершенствование деловой культуры, повсеместное внедрение современных технологий управления персоналом.

Основные вопросы:

– этапы развития менеджмента и основные теоретические школы;

– современное понимание сущности и особенностей менеджмента;

– концепции роли человека в производственной сфере;

– общее и особенное в управлении персоналом и в управлении человеческими ресурсами.

Английское слово «менеджмент» происходит от лат. «манус» – рука. Первоначально это понятие означало «искусство управлять лошадьми». Позже его перенесли в сферу человеческой деятельности. Рождение менеджмента как науки об управлении в начале ХХ в. принято связывать с именем Фредерика Тейлора, разработавшего принцип системного подхода к управлению, создавшего кадровый менеджмент, обосновавшего необходимость кооперации между трудом и менеджментом и равноправия между ними.

Теория «человеческих отношений» возникла в 1920-х гг. в США. Автор этого учения, Элтон Мэйо. Он пришел к выводу: решающее влияние на производительность труда оказывают психологические факторы. Если они не удовлетворяются, у рабочего появляется безразличное и даже враждебное отношение к работе.

Существует деление менеджмента на два направления: управление производством, что включает в себя совокупность методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и роста прибыли; наука об управлении человеческими отношениями в процессе производственной деятельности, о взаимосвязи потребителей с производителями. Кадровый менеджмент – часть теории и практики управления, направленная непосредственно на руководство людьми.

Любой менеджмент включает в себя ситуационный анализ, постановку задач и целей, стратегическое и тактическое планирование, организацию и контроль. Менеджмент – это управление по обстоятельствам, или ситуационное управление.

Менеджер – специалист в области управления экономикой, хорошо разбирающийся в социально-психологических, юридических и других вопросах; работник, который не только трудится сам, но имеет подчиненных и тех, кому он имеет право давать определенные указания, чью работу планирует и несет за нее ответственность. Быть менеджером – означает действовать и отвечать за последствия своих действий. Термины «менеджер» и «руководитель» можно понимать как синонимы – при условии, что речь идет о настоящем руководителе, а не о человеке, занимающем руководящую должность.

Органический подход к управлению породил две основные метафоры. Первая – организация как личность, где каждый человек – самостоятельный субъект, обладающий собственными целями, ценностями, представлениями о правилах поведения. Вторая метафора–организация как мозг – сложный организм, включающий в себя различные подструктуры, соединенные разноплановыми линиями – коммуникации, управления, контроля, взаимодействия.

В рамках гуманистического подхода предложена метафора организации как культуры, а человека – как развивающегося в рамках определенной культурной традиции существа. Реализовывать функцию управления персоналом по отношению к такому сотруднику возможно только в рамках подхода – управления человеком, не только самостоятельным, активным существом, но и придерживающимся определенных ценностей, правил, принятых норм поведения.