Регистрация / Вход
Прислать материал

Людмила ОГОРОДОВА: «Главное для нас — поддерживать вузы, которые предлагают актуальные мероприятия по развитию высшего образования»

Людмила ОГОРОДОВА: «Главное для нас — поддерживать вузы, которые предлагают актуальные мероприятия по развитию высшего образования»
Опорные университеты
Интервью заместителя министра образования и науки о программе «Вузы как центры пространства для создания инноваций»

Сегодня в России 33 вуза имеют статус «опорных университетов».  Их программы развития победили в соответствующем конкурсе и получили бюджетное финансирование. Первые 11 опорных университетов обрели свой статус еще в прошлом году. В апреле нынешнего были названы 22 новых опорных вуза.

Подробнее о работе опорных университетов, стратегических планах, которые они намерены реализовать в интересах своих регионов, проблемах, которые могут возникнуть на этом пути, рассказала заместитель министра образования и науки Людмила ОГОРОДОВА.

— Какими оказались результаты первого года работы опорных вузов «первой волны»? Что им удалось сделать из запланированного, а что и почему оказалось пока не реализованным?

 Из государственного бюджета для выполнения программ развития опорных университетов «первой волны» в 2016 году было выделено ₽1,25 млрд. Костромской, Вятский госуниверситеты и Орловский госуниверситет им. И.С. Тургенева получили по ₽150 млн, остальные вузы по ₽100 млн.

На заседании Совета по реализации программ развития опорных университетов, состоявшемся в Минобрнауки России в марте этого года, вузы «первой волны» представили результаты своей работы за прошлый год и «дорожные карты» на 2017 год. Их основа стратегические проекты, в которых зафиксированы направления развития университета на краткосрочный период, четко прописаны цели и задачи, планируемые мероприятия, ожидаемые результаты, прогноз их эффективности. Все представленные проекты, а их было почти 80, прошли экспертизу и получили рекомендации для дальнейшей реализации.

По итогам работы опорных вузов в прошлом году и на основе оценки их потенциала советом было принято решение о разделении их на три группы. К лидерам в реализации программ развития, чья работа была оценена наиболее высоко, министерством отнесены Вятский госуниверситет, Донской гостехуниверситет, Уфимский государственный нефтяной технический университет и Орловский госуниверситет им. И.С. Тургенева. На реализацию их программ развития в 2017 году из госбюджета будет выделено по ₽120 млн.

В группу чья, работа и потенциал признаны удовлетворительными, вошли шесть опорных университетов: это Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, Костромской госуниверситет, Самарский, Волгоградский и Воронежский гостехуниверситеты, Тюменский индустриальный университет. В 2017 году все они получат из госбюджета по ₽80 млн.

В третьей группе оказался Омский гостехуниверситет, который в 2017 году будет реализовывать программу развития за счет собственных средств, а также софинансирования из региональных и других источников.

Надо отметить, что все вузы «первой волны» достаточно активно включились в реализацию как национального приоритетного проекта «Вузы как центры пространства для создания инноваций», так и своих программ развития. Важно, что их активность уже почувствовали на себе субъекты: сокращается отток талантливой молодежи из регионов, на базе вузов создаются технопарки и бизнес-инкубаторы, запускаются социальные проекты, работодатели включаются в реализацию образовательных программ и становятся заказчиками научных исследований.

Но по разным объективным причинам остаются пока не реализованы некоторые проекты и идеи. Согласно рекомендациям совета вузам предстоит внести соответствующие корректировки в программы своего развития. Это все нормальный рабочий процесс.

Одним из условий получения статуса опорного университета для вузов «первой волны» было проведение объединения нескольких высших учебных заведений. Этот этап пройден и, как отмечают сами вузы, сегодня они работают единой командой.

От вузов — претендентов на статус «опорных университетов» «первой волны» требовалось провести объединение нескольких вузов. При проведении второго этапа конкурса этого критерия уже не было. Какие новые критерии появились в оценке программ развития вузов «второй волны»? С какими трудностями столкнулись они?

Да, объединения от них не требовали, но в оценке деятельности добавились новые показатели. Например, такие, как число обучающихся по проектно-ориентированным образовательным программам разных профилей; совокупный оборот малых инновационных предприятий, созданных при университете; количество команд-резидентов бизнес-инкубаторов и технопарков вуза… Эти показатели хорошо демонстрируют степень интегрированности опорного университета в реализацию приоритетного национального проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций».

Победители «второй волны» конкурса опорных университетов также были поделены решением совета на две группы. Основанием для этого стали амбициозность и проработанность представленных ими проектов программ развития. Все победители, отнесенные к первой группе, а это 8 вузов, в 2017 году получат по ₽100 млн. на реализацию своих планов. А также дополнительные сервисы: такие, как подготовка управленческих команд, консалтинговое сопровождение разработки и реализации программ развития и ряд других преференций. Остальным 14 вузам из второй группы в 2017 году будут предоставлено финансирование в размере ₽10 млн, дополнительные сервисы и другие преференции.

Какие ошибки в реализации программ опорных университетов «первой волны» следует учесть их коллегам из «второго призыва»?

Думаю, пока рано говорить о каких-то ошибках. Наша задача не давать задания, а после спрашивать их выполнение, как некую контрольную работу. Главное для нас поддерживать вузы, которые предлагают актуальные мероприятия по развитию высшего образования.

Правительство РФ расставило свои приоритеты в этой области.  Например, создание центров инноваций на базе университетов во всех субъектах России. В том числе для развития технологического и социального предпринимательства через систему стартапов, акселераторов, других инновационных инфраструктур, таких как технопарки, бизнес-инкубаторы. Именно эти показатели мы добавили при отборе новых опорных вузов, чтобы в дальнейшем они стали в регионах точками инновационного роста. 

В отношении всех опорных университетов часто звучит призыв «быть амбициозными». Какие амбиции важны для них в первую очередь? И не приведет ли это к излишней самоуверенности в работе? 

Все очень просто. Можно констатировать: увы, мы ничего не можем поделать с оттоком лучших выпускников школ из региона. А можно поставить себе амбициозную задачу: стать на территории сильным вузом, куда поступают лучшие дети, с соответствующим баллом ЕГЭ. Конечно, ответственность, которую на себя в этом случае берет вуз, высока. Но любая амбициозная задача это большая ответственность и тяжелая нагрузка.

Например, Тульский госуниверситет поставил себе задачу повысить уровень контрольных цифр приема по магистратуре и аспирантуре. Но, чтобы добиться этого, он должен еще выиграть соответствующий конкурс. Это и есть амбициозная задача. Не ставить ее остаться вузом, который готовит только бакалавров. Подготовка рабочих кадров для региона, конечно, тоже очень важна. Но это будет не слишком амбициозно для вуза, который решил стать опорным.

Другой пример: представители одного из вузов-претендентов на статус опорного на вопрос, какие ресурсы предполагается использовать для реализации их программы развития, основной упор делали на платные образовательные услуги. Согласитесь, эксплуатировать образовательные программы цель, мягко говоря, совсем не амбициозная. Не ставит вуз такой задачи не будет и развития. А оно возможно только при объединении усилий с регионом и работе в его интересах. Кстати, в рамках реализации национального приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» мы провели анализ программ стратегического развития регионов. И далеко не во всех программах, утвержденных регионами, есть упоминание о вузах, действующих на их территории. 

Зачем региону опорный университет?

 На этот вопрос, думаю, должны ответить сами представители вузов и регионов. Напомню, важным критерием отбора участников проекта было то, какую именно реальную пользу претенденты на статус опорного вуза смогут принести региону. Кандидаты в опорные университеты и те, кто уже получил этот статус, в первую очередь должны наладить взаимодействие с регионом. Понять, что действительно нужно территории и направить на это свои усилия.

Важна как позиция вуза в регионе: чем он реально доказывает, что является региональным опорным университетом, какую пользу может принести экономическому и социальному развитию территории, — так и то, каким именно будет вклад местного бюджета в реализацию программы развития вуза, как она соотносится с программой развития самого региона.

Как показывает опыт опорных вузов «первой волны», ситуация находится в динамике: вузы и регионы начинают эффективно взаимодействовать. Ярким примером может служить то, что опорные университеты становятся площадками по разработке программ стратегического развития регионов. Можно с уверенностью сказать, что в этом случае система образования региона и ее ключевые элементы будут адекватно представлены в программе.

Важный момент софинансирование опорных университетов со стороны регионов: как за счет бюджета субъекта, так и за счет коммерческого сектора экономики. Кстати, в ряде случаев, заявленный объем такого софинансирования даже превосходит объем федеральной субсидии! А это означает, что к проекту не только есть доверие со стороны регионов, но и что от него ожидают вполне конкретных результатов.

Одна из задач Минобрнауки России  содействовать созданию конкурентной среды в системе высшего образования, которая сама уже будет стимулировать развитие вузов. Вот яркий пример эффективной работы в этом направлении: как только губернаторы поняли, что кому-то доверили формирование опорного университета, а кому-то нет, они тут же начали искать у себя вуз, достойный такого статуса. В то же время, как только университеты увидели, что можно получить бюджетную поддержку еще в одной программе, но для этого надо пойти к губернатору, заручиться его поддержкой, найти бизнес, который поддержит их,  они тут же встали и пошли все это делать… Результат: в этом году почти 100 университетов решили участвовать в конкурсе на статус опорных при активной поддержке регионов.

В конкурсе опорных университетов участвовали вузы разного ведомственного подчинения. Были ли сложности с коллегами из других министерств при согласовании программ развития претендентов на статус опорного? 

Еще на старте всего проекта, при запуске конкурса «первой волны», мы обращались к коллегам из других ФОИВов с предложением принять участие в проекте. Нам, безусловно, интересно, чтобы вузы и другой ведомственной подчиненности становились драйверами развития регионов.

Приятно видеть, что во «второй волне» приняли участие подведомственные организации сразу трех ФОИВов: Минсельхоза, Минздрава России и Росрыболовства. Значит, они чувствуют силы, чтобы стать точкой роста для своего региона, обеспечить ему не только подготовку качественных кадров, но и простимулировать его технологическое и социальное развитие. Они позиционируют себя не как отраслевой, институт, а как многопрофильный университет с качественной научной базой, направленной на инновационное развитие. Очень отрадно, что их учредители поддерживают их в этом!

Что касается Сибирского государственного медицинского университета, который недавно получил статус опорного вуза, то ему еще предстоит разработать программу развития, согласовать ее с Минздравом России, регионом и представить в Минобрнауки России к середине июля.

Не думаю, что тут возникнут какие-либо сложности с коллегами из Минздрава России: у нас давно налажен с ними плотный, конструктивный диалог, а реализация данного проекта только укрепит это взаимодействие.

Опорные университеты и вузы Программы 5/100 это конкуренты или коллеги? Как будет строиться их взаимодействие?

Напомню, в национальном приоритетном проекте «Вузы как центры пространства создания инноваций» есть два набора целей и задач. Во-первых, это достижение мировой конкурентоспособности среди ведущих университетов, вхождение в мировые рейтинги. А, во-вторых, подъем регионов через создание университетских центров инновационного, технологического и социального развития. Решение первой части задач возложено на вузы Проекта 5/100, второй на опорные университеты.

Естественно, что участники одного проекта должны взаимодействовать между собой. В первую очередь речь идет о партнерских отношениях. Но не исключены и случаи естественной конкуренции, особенно, когда вузы располагаются в одном регионе, в одном городе.

Мы рассчитываем, что ведущие университеты будут делиться своим опытом, лучшими практиками, организовывать с опорными университетами совместные образовательные программы, исследовательские проекты. Кроме того, мы привлекаем экспертные группы из ведущих вузов как для помощи опорным университетам в формировании их стратегических проектов в рамках реализации программ развития (для вузов «первой волны»), так и для помощи в разработке самих программ развития (для вузов «второй волны»).

Уверена, что по мере развития проекта взаимодействие университетов будет только укрепляться, так как пользу от него получают обе стороны. А самое главное, от консолидации знаний, опыта и усилий выигрывает субъект.


МНЕНИЯ О ПРОЕКТЕ

Дмитрий Ломовцев, министр промышленности и топливно-энергетического комплекса правительства Тульской области:

«Промышленность Тульской области примерно на треть загружена выполнением гособоронзаказа. Перед нашими головными организациями стоят задачи существенного увеличение объемов в рамках гособоронзаказа. Для достижения задуманного нужны кадры. 

В первую очередь необходимо вести подготовку конструкторов, тех самых «головастиков», которые разрабатывают системы нашего вооружения. Для нас это приоритет номер один. Тут очень важны базовые кафедры университета, которые смогут подготовить молодых ребят к дальнейшей работе не только в рамках вуза. Кроме того, необходимо вести грамотный отбор будущих студентов еще со школы.

По инициативе губернатора с прошлого года мы вышли на такую форму партнерства, когда совместно с Тульским госуниверситетом (ТулГУ) предприятия берутся патронировать учреждения средней школы. Было подписано соглашение между нашей ведущей головной организацией «Конструкторским бюро приборостроения» им. акад. А.Г. Шипунова, ТулГУ и правительством области. Теперь с пятого класса мы ведем конкурсный отбор ребят, по сути отбираем их в оружейники, прививаем любовь к техническим специальностям. ТулГу также является подписантом трехсторонних соглашений по подготовке профессиональных кадров для всех базовых отраслей нашей промышленности.

Накопленный в регионе опыт нам важно реализовать и на федеральном уровне, в том числе за счет полученного ТулГУ статуса опорного университета. Мы очень благодарны Минобрнауки России за высокую оценку, которая была дана региональной работе вуза».

Дмитрий Афанасьев, ректор Череповецкого госуниверситета:

«Важно, чтобы распределение опорных вузов по территории страны получилось сбалансированным не только по географическому, но и экономическому и социальному ландшафтам. Кроме того, представлены разные модели опорных вузов: технические, классические университеты. Считаю, что в этом большое преимущество программы.

Наш вуз изначально был встроен в систему стратегического планирования и развития региона. Мы участвовали в разработке стратегии как самого региона, так моногорода Череповца. Потому хорошо понимаем все ключевые проблемы: депопуляция населения, отток кадров, устаревшая экономическая структура... Они актуальны для многих северных регионов, Вологодская область тут не исключение.

Чтобы решить эти проблемы, нашему региону необходимы драйверы, которые позволят поддержать и модернизировать старые отрасли, продлят их жизненный цикл, трансформируют в новые высокотехнологичные отрасли, которых прежде не было на этой территории. 

Привлекательность региона создается влиянием университета на социально-культурную среду в широком смысле. Наш университет должен стать проектным вузом, то есть, должен учиться генерировать, разрабатывать и реализовывать коммерческие, научные, образовательные, социальные проекты. А они уже изменят и сам университет, и регион. В этом мы нашли полное понимание со стороны наших региональных властей.

Считаю, что статус опорного вуза это не награда, а гигантский вызов и огромная, сложная задача. Но есть уверенность, что мы с ней справимся».
 
Анатолий Воронин, ректор Петрозаводского госуниверситета:

«Для нас было принципиально важным участие в этой программе. Статус опорного университета крайне актуален для нас как вуза, полностью ответственного за кадровое развитие региона, а также за развитие образования, науки и инноваций. 

В подготовленной нами стратегии развития университета серьезнейшее внимание уделено взаимодействию с ведущими предприятиями и организациями региона, созданию и развитию инновационной инфраструктуры, территории опережающего социально-экономического развития, индустриальных парков. Во всех этих процессах университет уже частично участвует. С учетом взаимодействия с региональными органами исполнительной власти, руководителями крупнейших отраслевых предприятий нам удалось выстроить логику, в которой эта деятельность становится более системной и акцентированной.

Считаем, что участие в конкурсе по созданию опорных университетов дает качественный рывок вперед. Объем софинансирования развития нашего университета как опорного за счет региональных властей и партнерских организаций и предприятий на ближайшие 5 лет составляет ₽1,8 млрд».

 

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science

Фото пресс-службы Минобрнауки России

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.