Регистрация / Вход
Прислать материал

Тезисы Стратегии развития искусственного интеллекта в России

Тезисы Стратегии развития искусственного интеллекта в России
СНТР
Основные положения утвержденного документа с фокусом на научных задачах и изменениях в сфере исследований и разработок

В России появилась Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. Она утверждена 10 октября 2019 года Указом Президента РФ N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации».

До 15 декабря 2019 года правительство должно внести изменения в программу «Цифровая экономика Российской Федерации», в том числе разработать и утвердить федеральный проект «Искусственный интеллект».

Стратегия утверждена в следующих целях, говорится в Указе: обеспечение ускоренного развития искусственного интеллекта (ИИ) в России, проведение научных исследований в области искусственного интеллекта, повышение доступности информации и вычислительных ресурсов для пользователей, совершенствование системы подготовки кадров в этой области.

Понятие искусственного интеллекта определяется в Стратегии как комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека.

Искусственный интеллект  комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека (Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, п.5).

Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений, говорится в документе.

Технологии искусственного интеллекта включают компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта.

Определяются и другие понятия. К смежным областям использования искусственного интеллекта относятся технологии и технологические решения, в которых искусственный интеллект используется в качестве обязательного элемента, включая робототехнику и управление беспилотным транспортом.

Стратегия предполагает, что развитие искусственного интеллекта не должно ограничиваться нейронными сетями и машинным обучением. Эти методы относятся к слабому ИИ, которому противопоставляется сильный (пункт 9):

«Технологические решения, разработанные с использованием методов машинного обучения, являются примером искусственного интеллекта, способного решать только узкоспециализированные задачи (слабый искусственный интеллект).

Создание универсального (сильного) искусственного интеллекта, способного, подобно человеку, решать различные задачи, мыслить, взаимодействовать и адаптироваться к изменяющимся условиям, является сложной научно-технической проблемой, решение которой находится на пересечении различных сфер научного знания — естественно-научной, технической и социально-гуманитарной».

Приводится статистика растущего рынка ИИ: «По оценкам международных экспертов, инвестиции в технологии искусственного интеллекта выросли с 2014 по 2017 год в три раза и составили около $40 млрд. В 2018 году мировой рынок технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, составил $21,5 млрд и, по прогнозам экспертов, к 2024 году достигнет почти 140 $млрд». Ожидается, что благодаря внедрению решений на основе искусственного интеллекта рост мировой экономики в 2024 году составит не менее $1 трлн.

В документе отмечается потенциал России стать лидером в отрасли: «Этому способствуют высокий уровень базового физико-математического образования, сильная естественно-научная школа, наличие компетенций в области моделирования и программирования. Российские команды регулярно занимают первые места на школьных и студенческих международных олимпиадах по математике, информатике, программированию. Россия входит в десятку стран — лидеров по количеству научных публикаций по физике, математике, химии».

Сообщается, что растет сообщество специалистов по обработке данных с использованием искусственного интеллекта, а продукты и услуги российских ИТ-компаний пользуются спросом как внутри страны, так и на рынке Евразийского экономического союза.

Подчеркивается, что недостаточное развитие и использование технологий ИИ может замедлить реализацию приоритетных направлений научно-технологического развития России, что повлечет за собой ее экономическое и технологическое отставание.

По оценкам международных экспертов, инвестиции в технологии искусственного интеллекта выросли с 2014 по 2017 год в три раза и составили около $40 млрд.

В 2018 году мировой рынок технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, составил $21,5 млрд и, по прогнозам, к 2024 году достигнет почти 140 $млрд.

Ожидается, что благодаря внедрению таких решений рост мировой экономики в 2024 году составит не менее $1 трлн.

В Стратегии перечисляются основные принципы развития и использования технологий ИИ: это защита прав и свобод человека, безопасность, прозрачность, технологический суверенитет, целостность инновационного цикла, разумная бережливость, поддержка конкуренции. Они подробно объясняются в п. 19.

Описываются преимущества использования технологий искусственного интеллекта, как в отраслях экономики, где оно носит «сквозной» характер, так и в социальной сфере (п. 21—22).

Основные задачи развития искусственного интеллекта сформулированы в пункте 24:

  • а) поддержка научных исследований в целях обеспечения опережающего развития искусственного интеллекта;
  • б) разработка и развитие программного обеспечения, в котором используются технологии искусственного интеллекта;
  • в) повышение доступности и качества данных, необходимых для развития технологий искусственного интеллекта;
  • г) повышение доступности аппаратного обеспечения, необходимого для решения задач в области искусственного интеллекта;
  • д) повышение уровня обеспечения российского рынка технологий искусственного интеллекта квалифицированными кадрами и уровня информированности населения о возможных сферах использования таких технологий;
  • е) создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта.

В пункте 27 приводятся основные показатели, характеризующие рост предложения продуктов и услуг с использованием ИИ. Это увеличение количества организаций, разрабатывающих такие технологические решения и лидирующих позиции в мире, а также рост количества результатов интеллектуальной деятельности в области ИИ, которые зарегистрированы и применяются в промышленности.

Необходимо обеспечить приоритетную поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных научных исследований, указывается в Стратегии. Фундаментальные научные исследования должны быть направлены на создание принципиально новых научных результатов, в том числе на создание универсального (сильного) искусственного интеллекта.

К другим приоритетным задачам относятся следующие: алгоритмическая имитация биологических систем принятия решений, в том числе распределенных коллективных систем, таких как пчелиный рой или муравейник; автономное самообучение и развитие адаптивности алгоритмов к новым задачам; автономная декомпозиция сложных задач, поиск и синтез решений.

В целях создания и развития российских технологий искусственного интеллекта необходимо обеспечить приоритетную поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных научных исследований.

Меры по развитию научных исследований перечислены в п. 33:

«Для развития фундаментальных и прикладных научных исследований в области искусственного интеллекта необходима реализация следующих мер:

  • а) приоритетная долгосрочная поддержка научных исследований в области искусственного интеллекта, в том числе проводимых в субъектах Российской Федерации (включая обоснованное увеличение штатной численности научного и инженерного персонала);
  • б) стимулирование привлечения инвестиций юридических и физических лиц в разработку технологий искусственного интеллекта;
  • в) реализация междисциплинарных исследовательских проектов в области искусственного интеллекта в различных отраслях экономики;
  • г) проведение патентных исследований и их регулярная актуализация с участием российских организаций - лидеров в реализации приоритетных направлений научных исследований в области искусственного интеллекта;
  • д) развитие исследовательской инфраструктуры и обеспечение доступа научных работников (исследователей) к вычислительным ресурсам, базам и наборам данных;
  • е) развитие международного сотрудничества Российской Федерации, включая обмен специалистами и участие отечественных специалистов в российских и международных конференциях в области искусственного интеллекта;
  • ж) повышение эффективности оценки научных работников (исследователей), в том числе посредством применения новых критериев результативности их деятельности (помимо научных публикаций)».

К 2024 году должен наблюдаться существенный рост тематических публикаций и их цитируемости, числа зарегистрированных РИД и прикладных технологических решений на основе ИИ, применяемых на практике.

К 2030 году российские организации, разрабатывающие программное обеспечение на основе ИИ, должны войти в группу лидеров на мировом рынке.

Стратегия предусматривает публикацию на общедоступных платформах наборов данных, собранных и размеченных согласно методологии. Это в том числе звуковые, речевые, медицинские, метеорологические, промышленные данные и данные систем видеонаблюдения. При этом персональные и иные данные, доступ к которым ограничен федеральными законами, должны быть надежно защищены. К 2030 году объем общедоступных наборов данных должен быть достаточным для решения всех актуальных задач в области искусственного интеллекта.

Необходимо повысить доступность аппаратного обеспечения, необходимого для решения задач в области искусственного интеллекта. К 2024 году должна быть создана инфраструктура поддержки отечественных организаций, осуществляющих деятельность в области ИИ, включая создание высокопроизводительных центров обработки данных. Также должны быть разработаны российские микропроцессоры, не уступающие мировым аналогам по скорости и энергоэффективности.

Кроме того, Стратегия затрагивает вопрос обеспечения отрасли квалифицированными кадрами. К 2024 году должно существенно увеличиться число компетентных специалистов, в том числе аспирантов и обладателей ученых степеней. К 2030 году в России должны реализовываться образовательные программы мирового уровня в сфере ИИ. 

К 2030 году в России должны реализовываться образовательные программы мирового уровня в сфере искусственного интеллекта.

Привлекательность России для трудоустройства квалифицированных специалистов в этой отрасли должна обеспечиваться в том числе высоким уровнем заработной платы. Предполагается устранить кадровый дефицит в том числе за счет зарубежных специалистов.

Отмечается необходимость совершенствования законодательства. К 2030 году в России должна функционировать гибкая система нормативно-правового регулирования в области искусственного интеллекта, в том числе гарантирующая безопасность населения и направленная на стимулирование развития технологий искусственного интеллекта.

В Стратегии описаны и механизмы ее реализации. При принятии управленческих решений должны учитываться результаты научных исследований, направленных на прогнозирование развития технологий ИИ, а также на прогнозирование социальных и этических аспектов их использования.

Одним из механизмов реализации Стратегии является выполнение комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла, предусмотренных Стратегией научно-технологического развития РФ, говорится в документе.

Среди механизмов реализации Стратегии по развитию ИИ — комплексные научно-технические программы полного инновационного цикла, предусмотренные СНТР РФ.

Положения Стратегии развития ИИ должны учитываться при реализации Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017—2030 годы, программы «Цифровая экономика» и других национальных, федеральных и региональных проектов, а также «дорожных карт» НТИ.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.