Регистрация / Вход
Прислать материал

В Россию на практику

В Россию на практику
Международное сотрудничество
Пока отечественные компании раздумывают, стоит ли возиться с практикантами, немецкие компании не жалеют времени и сил на такую работу.

Постигнуть тонкости будущей профессии, проверить свой выбор студенты вузов Германии могут не только в «домашних» условиях у себя на родине, но и на другой территории в зарубежных филиалах немецких компаний. В том числе и в России.

Помогают им в этом Германская служба академических обменов (DAAD), Российско-Германская внешнеторговая палата (AHK), НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Посольство Германии в Москве в рамках стипендиальной программы для студентов немецких вузов «Россия на практике».

Задача программы поддержка студентов и молодых специалистов Германии, желающих пройти практику в нашей стране на предприятиях «немецкой экономики в России», таких например, как Siemens, Volkswagen, CLAAS, и других. В программу входит также учебный модуль «Построение бизнеса в России», освоить который можно в стенах НИУ ВШЭ. Студенты могут самостоятельно выбрать тему из области коммуникации и сотрудничества между российскими и германскими партнерами, над которой они и работают в течение полугода. 

Стартовав в 2012 году, программа «Россия на практике» год от года приобретает все большую популярность, как среди немецких студентов, так и на предприятиях «немецкой экономики в России». Почти 800 заявок было подано на участие в программе за пять лет ее существования. 210 студентов после строгого отбора получили весомую стипендию от DAAD. Со своей стороны, НИУ ВШЭ обеспечивает им визовую поддержку и проживание.

В среднем каждый семестр около 30 студентов проходят полугодовую практику. Стоит отметить, что первые три года предполагалась работа программы только в зимнем семестре, но из-за большого спроса с 2015 года время ее действия было расширено: теперь она открыта и летом  и зимой.

О пользе soft skills

Традиционно студенты прошедшего и нового семестров встречаются на церемонии выдачи сертификатов и студенческих билетов, которая проходит в посольстве Германии в Москве. Здесь, во время торжественного приема студенты, уже завершившие практику, и только приступающие к изучению нового могут познакомиться и поделиться опытом друг с другом, пообщаться с представителями немецких компаний и других организаций, задействованных в реализации программы.

Не стал исключением и нынешний год. По словам начальника отдела науки и экономики Посольства Германии в Москве Томаса ГРАФА, в современной непростой международной обстановке программа «Россия на практике» обретает особое значение. «Россия и Германия тесно сотрудничают на протяжении долгих лет. Во многом от того, какие впечатления молодые люди получат друг от друга сегодня, как научатся взаимодействовать и выстраивать отношения, зависит будущее российско-германского отношений», отметил Томас Граф.

По его мнению, очень важно, чтобы немецкие студенты приобретали не только навыки работы в немецких компаниях в России, но и общались со своими российскими товарищами, выстраивали деловые и личные знакомства, формировали собственное мнение о реальных российско-германских контактах.

Обращаясь к «новобранцам» программы «Россия на практике» после вручения им студенческих билетов, представитель посольства подчеркнул важность приобретения soft skills: межкультурных компетенций, языковых и коммуникативных знаний всех тех «надпрофессиональных» навыков, которые пригодятся им в будущем, поскольку одних специальных знаний для эффективной работы сегодня недостаточно. «Программа полезна и для студентов, и для немецких предприятий, которые смогут привлечь для работы пока на полгода, а позже, может быть и на более длительный срок, молодых амбициозных людей», заключил он.

Стоит отметить, что сегодня в России ведут бизнес более пяти тысяч немецких компаний. Конечно, экономический кризис и непростая политическая ситуация сказались на деятельности некоторых зарубежных предприятий. Но, если некоторые из них уменьшили или приостановили свою деятельность в России, то другие только наращивают обороты. Примером могут служить открытие завода по производству энергосберегающих насосов компании WILO в Ногинске летом прошлого года, расширение производственной линии в Перми компанией Henkel, строительство новых заводов WIKA MERA и Phoenix Contact… Большинство немецких компаний продолжают свою деятельность и в нынешних непростых экономических условиях.

Полезный инструмент

Завод Volkswagen Group Rus, расположенный в технопарке «Грабцево» в городе Калуга, одно из предприятий немецкой промышленности, которое участвует в программе «Россия на практике» с первых лет ее существования. Здесь весьма довольны результатами такого взаимодействия: практикантов тут любят.

По словам директора по персоналу ООО «Фольксваген Груп Рус» Дитера НОЙХОЙЗЕРА, сложно представить «более эффективный инструмент для подбора новых кадров», чем практика на производстве. Почти 30% будущих сотрудников Volkswagen попадают в компанию именно после прохождения практики.

На вопрос, есть ли у компании сложности при взаимодействии с вузами в ходе проведения практик или формирования новых образовательных программ подготовки, Дитер Нойхойзер заверил, что таких проблем, по счастью, у них не существует:

Должен отметить общую высокую эффективность программ DAAD. Мы также ведем другие партнерские программы с вузами Германии и России. Поскольку мы достаточно большое предприятие, университеты в определенной мере стараются учитывать наши пожелания и требования при формировании образовательных программ, рассказал Дитер Нойхойзер. Например, более 10 лет мы тесно работаем с МГТУ им. Н.Э. Баумана. За это время выстроены хорошие взаимоотношения, университет  знает наши потребности. Мы, со своей стороны, случается, даже предлагаем, какие именно изменения можно внести в учебные программы. Кроме того, наши топ-менеджеры преподают в российских и немецких вузах.

Нынешняя молодежь очень любознательна, продолжил представитель «Фольскваген Груп Рус». Думаю, это одна из причин, почему наши студенты  едут на практику в Россию, а не, например, в англоязычные или испаноговорящие страны, языки которых они учат еще в школе. Кроме того, многие из студентов имеют русские корни, и им интересно попасть в Россию, увидеть все своими глазами. Искренне желаю, чтобы как можно большему числу студентов удалось побывать на практике в России, узнать больше о стране, познакомиться с ее культурой и, быть может, поработать тут в будущем.

Любознательность и не только

Что привлекает немецких студентов ехать на практику в Россию, а не в другие более близкие (в том числе, в отношении языковой культуры) страны? Об этом 4science спросил выпускников очередного завершившегося семестра по программе DAAD Вениамина РОТЕ и Артура ЭРФУРДА. Оба уверены, что эти полгода оказались весьма полезны им для профессионального роста, а полученные навыки обязательно пригодятся в будущем.

Если для Вениамина Роте знакомство и освоение русского языка было непростой задачей, которую, он, впрочем успешно решил, то Артур Эрфурд уже обладал небольшими навыками общения на «великом и могучем»: его семья имеет одновременно русские и немецкие корни. Теперь Артур может вести деловые переговоры на русском и с гордостью указывать в анкетах, что обладает соответствующими сертификатами, которые подтверждают уровень его владения русским языком.

Что послужило мотивацией для молодых людей принять участие в программе «Россия на практике»? Оказалось, что, по большому счету, представитель «Фольксваген Груп Рус» Дитер Нойхойзер был прав: серьезный аргумент тут любознательность молодого поколения.

Мне было три недели от роду, когда семья переехала из России в Германию,  рассказал Артур.  Потому было интересно узнать о России больше. Хотелось также лучше выучить язык.    

По словам Вениамина, его в программу привело желание составить собственное мнение о стране и ее людях, поскольку информация в СМИ казалась недостаточной.

Наиболее сложным, по словам студентов, оказалась необходимость комплексного подхода в решении предложенных производством задач: требовалось наладить взаимодействие как с производственными цехами, так и с другими отделами компании (их практика шла на заводе Volkswagen в Калуге).

Впечатлениями и опытом ребята готовы делиться с товарищами и обязательно порекомендуют им принять участие программе DAAD. Межкультурные компетенции и умение работать за границей с людьми другой культуры важные навыки, которые пригодятся в дальнейшем, уверен Артур. Его товарищу, практика в России помогла не только найти научного руководителя, но и получить договоренности о будущем месте работы.

Не обуза, а шанс

Своим мнение об участниках программы и перспективах ее развития с 4science поделился и глава представительства DAAD в Москве Петер ХИЛЛЕР.

За пять лет программа «Россия на практике» не потеряла своей актуальности. В чем секрет? Что привлекает студентов участвовать в ней, выбирая Россию?

Молодые люди смотрят в будущее. Они получают дополнительную квалификацию, знакомятся с русским языком, культурой, а также с особенностями работы в России. Это долгосрочные вложения, которые очень ценны для их дальнейшего профессионального роста.

Как бы ни менялась политическая ситуация в мире, сотрудничество и торговля между странами продолжаются. Это всегда связывало людей, способствовало развитию экономики. Наша программа важна как для личной карьеры студента, выбравшего ее, так и для будущего наших стран.

Что является наиболее сложным для практикантов?

Если это коренные немцы, то, конечно, наибольшие трудности связаны с освоением русского языка. Это очень важный момент, и мы стараемся помогать им освоить новые знания в рамках специальных языковых курсов. Кроме того, для них важно разобраться в том, как работает коллектив российского представительства немецкой компании. Тут речь идет о психологии межличностных и межкультурных отношений. Для этого требуется время.

Не предполагается ли изменить формат стажировки: например, приглашать немецких студентов на практику в российские компании?

Мы открыты для взаимодействия со всеми фирмами и компаниями, которые работают в России. Тесно сотрудничаем с Российско-Германской внешнеторговой палатой (АНК). Будем готовы пригласить немецких студентов для стажировки в российских компаниях, только если будем иметь о них необходимую для этого случая информацию. Тут мы полагаемся на компетенции коллег из  АНК. Кстати, прецеденты стажировок в таком формате уже были в нашей практике.

Надо отметить, что немецкие фирмы очень ценят практикантов. В Германии по завершении практики компании часто становятся работодателями для студентов: около 70% их находят таким образом себе работу. Для немецких фирм такие практики обычное дело. Для них это не обуза, а шанс. Они очень заинтересованы даже в полугодовой стажировке практикантов.

Немецкие фирмы тесно сотрудничают с университетами Германии. Бывает, что студент остается работать в фирме и уже там пишет свою бакалаврскую или магистерскую работу.

На мой взгляд, российские компании пока меньше знакомы и соответственно меньше заинтересованы в развитии системы практик. В России, надо заметить, бытует мнение, что иностранцы приезжают за коммерческими тайнами предприятий. Может потому-то российские компании пока проявляют меньше инициативы и не приглашают к себе стажеров из-за рубежа.

Предполагаются ли другие изменения в программе?  

Искренне хотим, чтобы в программе принимало участие большее число российских фирм. Это послужит ее развитию. Тут для нас очень ценен и важен опыт НИУ ВШЭ и Российско-Германской внешнеторговой палаты.

Также мы обсудили с коллегами из Нидерландов перспективы расширения программы на их страну. Кстати, двое студентов из Нидерландов уже приняли участие в стажировке по программе DAAD. Узнать больше о программе можно на сайте АНК.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science​

Автор фото Анна Сашина

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.