Регистрация / Вход
Прислать материал

Что мешает технологическим стартапам вырасти до «единорогов»?

Что мешает технологическим стартапам вырасти до «единорогов»?
Инновации
Препятствия, решения и успешные примеры инновационного бизнеса обсудили эксперты российских институтов развития на Конгрессе предприятий наноиндустрии

В конце ноября в Москве состоялся Конгресс предприятий наноиндустрии «Encouragement to Growth: поддержка прорывных компаний — дело общее».

Ведущими спикерами выступили представители российских институтов развития. Среди них были генеральный директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) Андрей Свинаренко, генеральный директор Фонда содействия инновациям Сергей Поляков, генеральный директор Российской венчурной компании (РВК) Александр Повалко, заместитель руководителя Проектного офиса по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации» Аналитического центра при Правительстве РФ Сергей Лещенко и другие.

Один из обсуждавшихся вопросов — почему в России не так часто, как хотелось бы, возникают «единороги» — стартапы, достигшие капитализации $1 млрд. Об этом спикеров спросил Александр Повалко, выступавший модератором пленарной сессии.

Сергей Поляков сообщил, что не видит в России проблем с генерацией новых технологий, новых технологических решений и научных результатов. Однако культура предпринимательства и бизнеса в нашей стране до сих пор далека от общемировых стандартов. «Поэтому у нас очень хорошие ученые, но не очень хорошие предприниматели», — сказал спикер. По его словам, частая ошибка — когда автор идеи или разработчик технологии сам пытается ее монетизировать. Ученого надо вовремя отодвинуть от создания бизнеса, чтобы он продолжал развивать технологию, а не занимался ее продвижением, считает руководитель Фонда содействия инновациям.

Следующая проблема, по мнению эксперта, состоит в том, что для инновационных компаний основной рынок — закупки крупных компаний и корпораций. Этот рынок составляет триллионы рублей, однако объем закупок высокотехнологичной продукции крупными корпорациями до сих пор неудовлетворительный, считает Сергей Поляков, в том числе из-за требований компаний и системы закупок.

Третьей причиной ограниченного роста российских технологических стартапов спикер назвал географическую удаленность от покупателей. «Для того, чтобы продавать на внешних рынках, вы должны там присутствовать», — сказал он. Находясь здесь, российские компании с трудом могут широко продвигать свою продукцию за рубеж и осуществлять там сервис своей продукции. Для этого нужно либо открывать свои дочерние предприятия в других странах, либо находить местного партнера, который будет представлять интересы компании там. В качестве успешного примера выхода на зарубежный рынок эксперт привел компанию «Аргус-Спектр», которая занимается беспроводными системами охранных и пожарных сигнализаций. Компания имеет представительство и завод в Европе, однако продает там свою продукцию под другим брендом.

Сергей Лещенко указал на статистику: количество компаний-«единорогов» в мире увеличилось с 80 в 2015 году до 418 в 2019 году, в же России их всего пять. По словам спикера, большинство таких компаний относятся к сектору цифровых технологий, причем быстрее всего растут компании, которые работают как цифровые платформы, как Ali Express и Яндекс.Такси. Их преимущество — в том, что они позволяют масштабировать деятельность на любое количество клиентов, поставщиков и регионов. «Если твоя бизнес-модель эффективна и в данный момент признается всеми участниками рынка как адекватная, они готовы отдавать тебе часть своей прибыли, чтобы пользоваться твоей цифровой платформой», — объяснил спикер. Формирование таких цифровых платформ — одна из задач программы «Цифровая экономика».

Также Сергей Лещенко отметил, что меры, которые принимаются в России для поддержки развивающихся компаний, довольно эффективны, однако масштабы этой поддержки недостаточны. По его словам, вкладываемые в развитие российских технологий средства несоразмерны с инвестициями компаний, с которыми мы должны конкурировать на мировом рынке.

Андрей Свинаренко уверен, что значительные проблемы инновационного бизнеса вытекают из дефицита доверия между компаниями, институтами развития и крупными корпорациями. По его мнению, инновации должны продвигаться не за счет нормативных документов правительства, а благодаря экономической эффективности. У стартапа должно быть технологическое решение, которое дает бизнесу очевидное преимущество.

Александр Повалко считает, что РВК может повлиять на рост количества успешных российских компаний, расширяя линейку фондов, которые должны обращать внимание не только на компании, успех которых практически гарантирован, но и на те, которые имеют высокие риски и неочевидный результат.

Спикеры также объяснили успех одного из российских «единорогов» — OCSiAl, портфельной компании «Роснано», которая разработала и запустила первую промышленную технологию производства графеновых нанотрубок. Капитализация компании превысила $1 млрд в 2019 году. По мнению Александра Повалко, для того, чтобы в России появилась еще одна подобная компания, нужны три составляющие: ресурс, рынок и возможность широкого сбыта, а также условие, чтобы крупные корпорации и монополии не скупали такие компании на средней стадии, что в значительной степени блокирует их развитие. По словам Андрея Свинаренко, большую часть усилий компания OCSiAl потратила на формирование рынка, причем за пределами России, которого до этого просто не существовало.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.