Регистрация / Вход
Прислать материал

Условия для взлета

Условия для взлета
Опорные университеты
Инновационное развитие требует надежных механизмов взаимодействия вузов, власти и бизнеса

К июлю рабочая группа Минобрнауки России должна представить Правительству РФ  модель университетского центра инновационного развития регионов. Уже в этом году, согласно паспорту приоритетного проекта  «Вузы как центры пространства для создания инноваций», на базе российских университетов будут сформированы 40 таких центров. Прежде всего речь идет об участниках Проекта 5-100 и опорных вузах.

Пути взаимодействия и механизмы реализации приоритетного проекта стали главной темой круглого стола «Вузы как центры пространства создания инноваций: вызовы и перспективы». Организаторами мероприятия выступили Минобрнауки России, Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) и Томский государственный университет (ТГУ). Встреча, объединившая представителей министерства, региональных властей, институтов развития и ректоров за круглым столом, стала частью деловой программы Московского международного салона образования (ММСО-2017). Интерес к заявленной проблематике оказался столь велик, что зал «Аристотель», где проходила дискуссия, еле мог вместить всех желающих.

Представляя проект «Вузы как центры пространства создания инноваций», директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев отметил, что при его реализации необходимо учитывать уже наработанную базу механизмов, ресурсов и компетенций, сформированных ранее в рамках инициатив в сфере высшего образования.

— Необходимо обеспечить преемственность приоритетного проекта по отношению к проектам по созданию национальных исследовательских, федеральных университетов, Проекту 5-100 и опорным вузам, отметил глава департамента. Сегодня мы находимся в точке определения критериев и механизмов отбора университетов, на базе которых будут созданы университетские центры инновационного, технологического и социального развития регионов.

Александр Соболев также подчеркнул, что проектирование системы показателей, которые позволяют зафиксировать влияние университета на экономику и социальный сектор региона,  это важный этап реализации проекта.

Основой системы оценки работы университета в рамках приоритетного проекта будет инновационная составляющая и способность вуза выстраивать партнерские отношения с региональной властью, промышленными, инновационными компаниями, организациями социального сектора.

Модератор круглого стола, исполнительный директор НФПК Ирина Аржанова напомнила коллегам, что все «статусные» университеты «вышли» из конкурса по поддержке инновационных программ вузов, организованного Минобрнауки 10 лет назад в рамках нацпроекта «Образование». Все они развивались по разным траекториям: участники «раскрученного» Проекта 5-100 и только «набирающие обороты» опорные вузы... А сегодня и те, и другие вливаются в национальный приоритетный проект, призванный изменить качество жизни в регионах, усилив влияние университетов на их экономику и сделав ведущие вузы основой инновационного пространства.

Подходы к формированию университетских центров, сотрудничество в рамках проекта вузов, региональной власти и бизнеса эти темы стали ключевыми для участников дискуссии.

Модели на выбор

Модели университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов, представил ректор ТГУ Эдуард Галажинский.

Первая модель направлена на технологическое развитие региона. Помимо выстраивания взаимодействия с кластерами, промышленностью и высокотехнологичным бизнесом, она предполагает и работу по приоритетам научно-технологического развития. Вторая модель направлена на развитие рынка социальных услуг и социального предпринимательства, а также поиск новых решений в рамках реализации социальной политики совместно с региональной властью.

Наша задача найти механизмы, через которые мы могли бы совершенно по-новому совместить процессы инновационного развития в регионах, как технологические, так и социальные, сказал ректор ТГУ.  Центры должны собирать лучшие практики и обобщать их, став площадкой для трехстороннего взаимодействия вузов, власти и бизнеса.

Он также заметил, что важно «уйти от имитации» и выработать четкие показатели деятельности центров, учитывая при этом дифференциацию в уровне развития разных регионов.

Было отмечено, что модели университетских центров соответствуют стратегиям развития регионов, учитывают направления Стратегии научно-технологического развития России и «дорожных картах» Национальной технологической инициативы.

Вариации для инноваций

О примерах успешной практики на местах, о том, какая модель университетских центров им наиболее «близка» и почему, рассказали представители региональной власти, институтов развития, инжиниринговых центров, ректоры ведущих и опорных университетов.

В силу региональной специфики для нас наиболее характерна и близка первая модель, поделилась заместитель министра промышленности и науки Свердловской области Виктория Казакова. Уже сейчас на  базе Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина (УрФУ) действует региональный инжиниринговый центр в сфере лазерных и аддитивных технологий. Еще в 2014 году при создании этого центра были сформулированы основные задачи, которые способствуют развитию промышленности нашего региона. В частности разработка нового оборудования и материалов, ПО для лазерного и аддитивного производства.

УрФУ сегодня является одним из ключевых участников научно-производственного консорциума «Аддитивные технологии», который сложился в Свердловской области. Решения задач, которые сейчас в центре внимания консорциума, находятся на стыке науки и промышленности. Университет имеет и соответствующие кадры, и материально-техническую базу, и развитые связи с Уральским отделением РАН и отраслевыми НИИ. Потому роль вуза для региона трудно переоценить.

Кстати, региональный инжиниринговый центр уже имеет практические результаты работы с промышленными предприятиями. Так, например, выполнены работы по 238 договорам, на общую сумму более ₽100 млн. Ключевыми заказчиками центра стали оборонные предприятия отрасли, а также малый и средний бизнес.

По мнению ректора УрФУ Виктора Кокшарова, для таких регионов, как Свердловская область, связь с промышленностью через университеты является безусловным приоритетом. Ведь именно вузы готовы предлагать научно-образовательную и социально-гуманитарную повестки.

Главное при выборе моделей для создания университетских центров инновационного развития регионов, чтобы они были «измеримы», считает ректор УрФУ: «Мы должны работать на результат. А не просто говорить, что создали очередной центр социального или технологического развития. Должны быть конкретные критерии».

Такими критериями могут стать совместно созданные с предприятиями региона или страны «различные форматы сотрудничества»: базовые кафедры, инжиниринговые, внедренческие центры. Другой важный критерий оборот коммерческих предприятий, созданных вместе с вузом и приносящих коммерческую выгоду. Один из вариантов критериев  доля выпускных квалификационных работ, которые были внедрены непосредственно в производство...

Вместе сила!

Повысить эффективность формирования университетских центров должен  помочь консорциум опорных вузов. Инициатива по формированию такого объединения принадлежит руководству Самарского государственного технического университета (СамГТУ) одного из опорных университетов «первой волны».

Подробнее о планах в этом направлении участникам круглого стола рассказал ректор СамГТУ Дмитрий Быков:

Мы тесно объединились уже в процессе работы над формированием наших программ развития. Идея консорциума появилась не случайно: у всех нас есть свои хорошие практики, центры коллективного пользования, научные школы и т.д. Консорциум должен привести к движению вперед: созданию новых возможностей на основе использования ресурсов друг друга. Мы уже подписали все необходимые соглашения и теперь начнем формировать общую базу для научной работы, диссертационных советов, оценивая поле для следующих шагов. Запланировано и создание специального сайта, который будет открыт и полезен не только для опорных вузов. Приглашаем всех коллег познакомиться с нашими наработками. За прошедший год их получилось немало, уверил ректор СамГТУ.

Новые возможности за новые решения

В завершении дискуссии Александр Соболев отметил существующую потребность в типовых работоспособных моделях лучших практик и механизмах их трансляции.

Как вариант интегрального показателя качества модели университетского центра инновационного развития он предложил коллегам обдумать уровень включенности региональной инфраструктуры в деятельность вуза.

Мы привыкли работать в проектах, которые условно можно назвать «деньги в обмен на обязательства»… Проект, который сегодня обсуждается, принципиально другого плана: это скорее «новые возможности за новые эффективные решения». Масштаб и степень вовлеченности в него государственных денег будет зависеть от эффективности инструментов, которые вы предложите. Если мы не найдем таких решений, то проект скорее всего, как говорится, не полетит, предупредил глава департамента.

Принявший участие в дискуссии ректор Тольяттинского государственного университета Михаил Криштал заметил, что нужны и новые механизмы саморегулирования университетов, чтобы система, от которой ждут серьезных результатов, не создавалась на «ручном управлении».

Александр Соболев подчеркнул, что министерство продолжает линию на расширение автономии университетов, «предоставляя им максимальное количество прав не только в определении собственной организационной структуры и стратегии, но и в кадровых назначениях»: «Мы уже вышли в Правительство РФ с инициативой о том, чтобы  ректоры опорных университетов назначались по представлению наблюдательных советов вузов», сообщил он участникам встречи. 

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science​

Фото Анны Сашиной

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.