Регистрация / Вход
Прислать материал

Это спорное слово «проект»

Это спорное слово «проект»
Образование
Эксперты разнятся в представлениях о воспитании идеального технологического предпринимателя

Как вырастить настоящего технологического предпринимателя? Единого ответа на этот вопрос у отечественной вузовской общественности до сих пор нет. И это продемонстрировала дискуссия экспертов, прошедшая в рамках Второго российского форума «Молодежное Интернет-предпринимательство», организованная Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ).

Руководитель Сетевой Межвузовской программы подготовки инженеров в сфере высоких технологий Вячеслав ЧИКИН уверен:

когда речь идет о технологическом предпринимательстве, то очень важно, чтобы студенты погружались в среду, где делают высокотехнологичный бизнес, а не приходили бы на обучение с собственными бизнес-идеями, как того требуют в других вузах.

- Пожалуй, в этом главное наше отличие. Тем более, что в 99% случаев такие студенческие проекты просто не заслуживают внимания.

Наша программа родилась в сентябре 2011 года, когда в МФТИ открылась базовая кафедра технологического предпринимательства «РОСНАНО». Традиционно Физтех — настоящий исследовательский вуз, ориентированный на работу базовых кафедр. То, что сейчас называется магистратурой, в МФТИ фактически было перенесено в стены различных НИИ, где шла передача знаний «от мастера к подмастерью».

Но при этом упущенным оказалось существенное «поле», насыщенное не менее интересными научными задачами на переднем краю технологического развития. Речь идет об уже сложившихся компаниях среднего размера, заинтересованных в студентах, но не имеющих пока возможности открыть собственную базовую кафедру в крупном вузе. Мы решили расширить границы университета, втянув в его орбиту такие компании. Дали им возможность набирать студентов, ставить им задачи, осуществляя научное руководство. Это именно те компании, которые живут рынком и коммерциализацией продуктов, что дает возможность нашим студентам, позиционирующим себя как будущие предприниматели, получить в ходе обучения ценный опыт.

В первый год было отобрано всего пять таких компаний. Сегодня их у нас уже больше 20. Их задача — создать условия для выполнения научно-исследовательской работы студента, предоставить проект, который находится на одной из довольно ранних стадий, погрузить студента или студенческую команду вместе со своими сотрудниками в бизнес-среду. Сделать все, чтобы этот проект запустился. Причем, будущее самого проекта может быть самым разным: он может и умереть через полтора года, а может превратиться в успешный спинофф под руководством самих студентов.

В 2013 году к нашей программе присоединились НИЯУ МИФИ и НИТУ «МИСиС». Студенты теперь обучаются по индивидуальному плану тем дисциплинам научно-естественного профиля, которые соответствуют их проекту. Кроме того, вместе с коллегами из этих вузов мы разработали специальный инновационный модуль, где читаются дисциплины от экономических до управленческих и системно-инженерных. Это позволяет набрать те компетенции, которые окажутся полезными будущим руководителям проекта или фаундерам.

Да, признаться, сетевое взаимодействие сразу между несколькими сильнейшими вузами страны наладить было непросто: каждый университет живет по своим регламентам, и порой внутренние правила оказываются даже строже общероссийских законов... Но сложности эти нам удалось решить, создав некую структуру не над вузами, а вне их: внешняя компания-оператор АНО «e-Нано» взяла на себя административный функционал и помогает нам в разрешении различных конфликтов.

Мы отнюдь не считаем, что показателем успеха нашей программы должен являться тот факт, что после выпуска из института студент пойдет работать именно в ту компанию, где он учился. Нам важно, чтобы студент остался в сфере инновационного бизнеса, а каким образом уже не столь значимо.

Иногда бывает так, что наш выпускник переходит в компанию из того же сектора, из того же сегмента, где он видит больше перспектив для своего карьерного роста. Скажем, из большой компании  в компанию менее крупную, но более гибкую, где уже через два-три года он становится соучредителем. Самым главным критерием для нас является количество рабочих мест, которое наш выпускник создаст через пять лет, а вовсе не сразу после своего выпуска.

Иной подход при подготовке техпредпринимателей используют в МГТУ им. Н.Э. Баумана на кафедре «Инновационное предпринимательство». Подробнее об этом рассказал заместитель заведующего кафедрой Дмитрий БОГДАНОВ:

В отличие от коллег из МФТИ, я упрашиваю всех студентов приходить со своими готовыми проектами. Да, часто они оказываются... просто «никакими». Но все равно из них можно что-то сделать, как-то обточить их. И если такой проект имеет хоть малую долю перспектив, есть множество вариантов, как получить на его реализацию деньги. В том числе и вывести его авторов на участие в каких-нибудь конкурсах. Там-то они поборются за грантовое финансирование, набьют шишек, может, получат деньги… Без набивания шишек в предпринимательстве, увы, невозможно ничего достичь.

Наша кафедра создавалась, чтобы навести мост между инженерами, которых готовит «Бауманка», и бизнесом. Начали мы с обучения магистров. Как показала наша практика, магистратура это очень высокий уровень: приходят туда уже целиком сформировавшиеся люди с устоявшимся типом мышления. Потому мы решили «спуститься» на уровень бакалавриата. Сейчас наполняем его дисциплинами, которые позволят дать нашим студентам дополнительные предпринимательские навыки.

Декан факультета технологического предпринимательства Московского Политеха Иван ДЕМЕНТЬЕВ, в отличие от коллег, вообще считает, что слово «проект» не должно иметь к предпринимательству и стартапам никакого отношения:

У проекта есть начало и конец. А вот у бизнеса может быть только один конец, и он обычно не очень хороший. И когда из бакалавров пытаются «вытащить» компании, для меня это вообще нонсенс. Если какой-то выпускник бакалавриата реально смог придумать и реализовать что-то стоящее, ему уже не требуется никакая инфраструктурная поддержка. Он и так сделает из этого бизнес, если это вообще возможно в нашей среде.

Зоной комфорта для развития техпредпринимательства я готов скорее считать магистратуру. В идеале, туда надо набирать людей 30–38 лет. У них уже достаточно жизненного опыта, они уже успели поработать в индустрии и понимают, как и что устроено в жизни, чтобы вести дальше какие-то серьезные дела.

Как человек, глубоко погруженный в технологическое предпринимательство и сам являющийся техноброкером, Дементьев уверен, что все программы, обучающие российских студентов этому мастерству, пока сильно разнятся по качеству и по своей эффективности.

Например, зачастую после обучения техпредпринимательству в крупном вузе, выпускник выходит в мир с абсолютно нишевой идеей продуктом, использующимся лишь в очень ограниченном сегменте.

 Начинаешь изучать объем рынка для этой технологии, количество компаний, уже сформированных на нем, сравниваешь все это с объемом инвестиций, которые нужны, чтобы эту идею реализовать, и понимаешь, что это все голый энтузиазм,  поясняет Иван Дементьев.  Нет там бизнеса никакого, и венчурному инвестору там делать нечего.

Когда говорят о наших ведущих университетах и гордятся количеством МИПов, запущенных ими, становится понятно: чаще всего, они смогли запуститься лишь благодаря какому-то «государственному ключу». А для бизнеса там, опять же, перспектив нет. Дошли они до оборота в сто миллионов рублей, и все, точка. Базового рынка для них не хватает, они не получают достаточно средств, чтобы иметь возможность выйти на внешний. Их чистая прибыль составляет порядка ₽15 млн в год. Причем всю ее они вынуждены реинвестировать в R&D.

Конечно, с одной стороны, любые активности в инновационной сфере это хорошо. С другой, у нас в стране наблюдается сумасшедший разрыв между индустрией и университетами. Большинство профессоров вузов вообще не понимают, в каком состоянии находится современное производство: что для него актуально, а что нет. Это весьма существенные факторы, которые необходимо учитывать при разработке программ подготовки технологических предпринимателей.

Заместитель директора Института передовых производственных технологий (ИППТ) Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого по инновациям и предпринимательству Сергей САЛКУЦАН называет технологическое предпринимательство феноменом популярным и интересным, но влекущим за собой множество проблем:

- Есть вопросы, которые, думаю, сейчас стоят перед многим вузами. Например, что мы делаем: готовим технологических предпринимателей как штучный товар? Или же развиваем навыки технологического предпринимательства у всех студентов вуза подряд?

Политех сейчас идет по пути реализации первой модели. Мы стремимся выпускать уникальных специалистов, с уникальными знаниями. Потому как подогнать все наши 30 тысяч студентов под единый стандарт обучения предпринимательскому мастерству очень сложно. Мы пробовали запустить этот курс для всех, но также столкнулись с внутренними ограничениями, связанными с жесткой внутриуниверситетской структурой. 

Сейчас, когда стало понятно, что чистый «технарь», как и чистый экономист, неконкурентоспособны на рынке труда, мы пытаемся смешать эти жанры и создать Высшую школу технологического предпринимательства вместе с коллегами из бельгийской бизнес-школы Vlerick. Очень хотим, чтобы для выпускника главное значение имел не диплом университета, а набор компетенций, подтвержденный сертификатами, которые он получит на выходе. Преподаватель в этом случае перестает быть элементом, который только аккумулирует в себе все знания и пытается донести их до студента, а становится навигатором его траектории развития.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science

Фото сайта «РОСНАНО»

На фото: посвящение студентов нового набора Сетевой Межвузовской программы подготовки инженеров в сфере высоких технологий

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.