Регистрация / Вход
Прислать материал

Трансфер трансформации

Трансфер трансформации
Образование Спецпроект
Вузы-участники Проекта 5-100 задают тон в развитии российских университетов

— На нас лежит особая ответственность — задать такой темп преобразований, чтобы двигаться вперед с большей скоростью, чем лидеры мировых рейтингов университета, — обратилась к ректорам вузов-участников Проекта 5-100 заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец на очередном заседании ассоциации «Глобальные университеты», состоявшемся на площадке НИУ «Высшая школа экономики».

Высоко оценив имеющиеся на тот момент достижениях вузов, участвующих в программе по повышению глобальной конкурентоспособности, вице-премьер констатировала и изменения, происходящие в сфере высшего образования страны под их влиянием.

Что изменилось качественно? Требования к профессорско-преподавательскому составу (ППС) и организация учебной работы. Если раньше мы приезжали в университеты и говорили о научной работе, об индексе цитирования с преподавателями, то коллеги часто затруднялись дать  конкретные ответы на вопросы по этим направлениям деятельности.

Сегодня же практически  во всех вузах ППС это научные работники, которые не только преподают, но и реализуют серьезные исследовательские задачи, на которых учатся их студенты. Это самое важное изменение, сообщила Ольга Голодец.

Она поблагодарила ректоров за новые подходы в организации процесса подготовки высококвалифицированных специалистов, в том числе мультидисциплинарный, на котором, по ее словам, теперь основано преподавание во многих вузах.

Иначе формируются дисциплины, межфакультетское обучение и т.д. Подвижность и реорганизация образовательного процесса стала важнейшей движущей силой,  основой следующего качественного шага в развитии системы высшего образования. Ректорское сообщество само создает очередные цели и этапы развития, подчеркнула вице-премьер. 

По мнению заместителя министра образования и науки РФ Людмилы Огородовой, один из показателей вклада университетов-участников Проекта 5-100 - их активное участие в  реализации ряда приоритетных программ в сфере образования. В числе упомянутых ей проектов - «Вузы как центры пространства создания инноваций». Он интегрирован с программами по повышению конкурентоспособности российских университетов и  формированию опорных вузов  и нацелен в том числе на создание к 2025 году не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов.  

Это подразумевает организацию инжиниринговых центров, вовлечение студентов в проектную деятельность,  создание при вузах совместных с компаниями предприятий и т. д., что в итоге должно способствовать развитию на местах высокотехнологичных отраслей, удержанию квалифицированных кадров и повышению качества жизни. Замминистра особо отметила экспертную роль вузов-участников Проекта 5-100 в разработке данной программы, а также в достижении показателей, намеченных в Указе Президента РФ № 599 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

— Вы вносите свой вклад, делясь опытом проектной деятельности и трансформации управления университетами, сказала она, обращаясь к ректорам. Людмила Огородова также напомнила, что благодаря университетам-лидерам (включая также МГУ и СПбГУ), к 2016 году удалось увеличить долю публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных WEB of Science, до 2,46 %.  Согласно ее данным, с момента старта Проекта 5-100 при бюджетной поддержке вузами-участниками было реализовано порядка 10 тыс. научных проектов.

Они показали другим, как надо работать, чтобы менять не только свою репутацию, но и качество высшего образования в стране в целом, считает замминистра.

Накануне заседания пришла новость о том, что ряд наших университетов  получили положительную  внешнюю оценку инновационной составляющей деятельности, достойно представив свои научно-технические разработки на 73-й Международной технической ярмарке International Technical Fair 2017в Пловдиве (Болгария). Комплексная экспозиция Минобрнауки России,  в которой также участвовали академические институты и научно-производственные компании, завоевала максимальное количество наград среди всех участников 14 золотых медалей и дипломов.

Основное внимание уделялось презентации перспективных научно-технологических решений и проектов в стадии внедрения и организации совместного производства с зарубежными партнерами в следующих областях: интеллектуальное машиностроение, энергоэффективность, биотехнологии и экология, информационные технологии и строительство. Отметим, что в число медалистов  вошли только три статусных вуза: Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Национальный исследовательский Московский государственный строительный  университет и Пермский государственный национальный исследовательский университет. Остальные призеры  это региональные вузы преимущественно инженерного профиля: Брянский государственный технический университет, Кубанский государственный технологический университет, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева и Юго-Западный государственный университет.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.