Регистрация / Вход
Прислать материал

К трудностям готовы?

К трудностям готовы?
Образование
Вузам предложено попробовать свои силы в подъеме регионов

Наряду с поддержкой ведущих университетов, конкурентоспособных на глобальном рынке высшего образования, Минобрнауки России работает над формированием когорты вузов, способных стать драйверами экономического и социального развития регионов.

В начале сентября был объявлен отбор университетов на участие в приоритетном проекте «Вузы как центры пространства создания инноваций». Сбор заявок завершается 1 октября. Планируется, что имена победителей станут известны уже в начале декабря.

Подробнее о цели приоритетного проекта, требованиях к его участникам и ожиданиях от реализации задуманного рассказал директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр СОБОЛЕВ:

— Каким образом новый приоритетный проект связан с другими, направленными на господдержку системы образования?

— Департамент государственной политики в сфере высшего образования отвечает за реализацию целого ряда таких проектов. Напомню только о четырех из них. Есть программа создания и развития федеральных университетов, сегодня их десять. Действует программа, направленная на формирование национальных исследовательских университетов, их сейчас уже 29. Широко известен Проект «5-100», цель которого — вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых рейтингов. В этой работе сейчас участвует 21 вуз. В прошлом году стартовал проект по созданию и развитию опорных университетов, 33 вуза сегодня наделены этим статусом.

Для того чтобы создать единую рамку регионального развития для всех этих проектов и запускается новый проект: «Вузы как центры пространства создания инноваций».

В чем основная цель приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций»?

Его основная цель усилить взаимодействие вузов, расположенных в регионах, и региональных социально-экономических систем, создать ситуацию, когда эффективная образовательная организация является драйвером развития территории.

В 2018 году планируется создать в субъектах РФ не менее 40, а в 2025 году не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития в 80 регионах.

Такие центры должны обеспечивать формирование привлекательной социальной среды и новое качество жизни, доступ к современным технологиям, создание и развитие в регионах отраслей экономики знаний.

Важно, чтобы региональные вузы не только были формально включены в программы и стратегии развития регионов, но являлись бы реальными участниками процессов экономической и социальной трансформации. Не менее важно, чтобы они обеспечивали не просто воспроизводство кадров на местах, но и создавали новые области экономического и социального роста.

По каким критериям можно оценить, насколько реально и эффективно такое взаимодействие вуза и региона?

Критерии достаточно просты: это создание новых рабочих мест, новых отраслей экономики, включенность университетов в региональные программы развития, реализация совместных программ вузов, региональной власти и предприятий и так далее. Все это прописано в конкурсной документации.

По факту речь идет о том, что мы должны сделать университеты  ключевым субъектом экономического и социального развития территорий. И с нашей точки зрения, это новая ситуация, которая потребует и новых управленческих решений.

Каких именно?

Например, связанных с активным участием представителей власти региона в формировании стратегии университета, утверждении программы его развития. Примеры, когда губернаторы либо руководители органов исполнительной власти становятся председателями наблюдательных советов университетов уже есть. Их голос является очень важным, а зачастую и определяющим при назначении ректоров, определении стратегических приоритетов развития университетов и т.д.

В рамках наблюдательных советов отрабатываются все точки зрения и выбирается наиболее целесообразная. То же касается и бизнеса. Его представители также входят в руководство вузов, помогают создавать базовые кафедры, новые партнерства, участвуют в деятельности технопарков, других крупных подразделений на территории регионов.

Какие из вузов могут участвовать в проекте?

Проект открыт для всех. С нашей точки зрения, все вузы должны пробовать свои силы.

Надо понимать, что приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» дает университетам новую рамку. В программах развития университетов «5-100» и других есть много направлений: развитие инновационной структуры, наука, создание конкурентоспособных образовательных программ, воспроизводство научных и педагогических кадров, работа с талантами.

Но для  нас в этом новом проекте  важно, чтобы участники сфокусировали свои программы именно на региональном развитии.

Это могут быть проекты технологические и социального предпринимательства, студенческие проекты, связанные с созданием стартапов, новые важные инициативы, направленные на взаимодействие с индустриальными партнерами.

Хорошие примеры такой работы уже есть в практике опорных университетов, когда региональный вуз, расположенный на территории, традиционно занятой решениями задач сырьевой экономики, запускает образовательные программы и создает стартапы в области сельского хозяйства или туризма. Есть успешные вузовские проекты, связанные с созданием высокотехнологичной медицины, биоинженерии. И все это в регионах, которые, казалось бы, были далеки от подобного. А университет берет и успешно делает нечто такое, чего на данной территории раньше просто не существовало. И в итоге результаты исследований и разработок становятся не только основой новых магистерских программ, но и создают в регионе новую индустрию.

Поэтому призываю всех участников предшествующих проектов попробовать свои силы в новом проекте «Вузы как центры пространства создания инноваций». Надеемся, что заявок будет достаточно много.

Как именно будет проходить формирование центров инноваций? На базе вузов появятся новые структуры?

Нет, никакой новой структуры не появится, в данном случае сам вуз становится таким центром. По сути, университет получает новый статус, вслед за чем последуют определенные управленческие и административные решения. На данном этапе дополнительного финансирования проекта не предусмотрено.

Однако, такой статус более важен, чем даже те или иные финансовые ресурсы.

По мере его продвижения и расширения, а также в зависимости от финансовых возможностей госбюджета ситуация может измениться.

Должны ли регионы подтвердить свою заинтересованность в том, чтобы их вузы участвовали в этом проекте, а также представить софинансирование для создания центров?

В документации прописан ряд требований подтверждения заинтересованности в проекте со стороны регионов. В разных регионах уже сейчас найдены очень разные схемы взаимодействия: управленческая, организационная, финансовая т.д. Все зависит от специфики территорий и накопленного ими потенциала.

Где-то для реализации проекта по созданию инновационных центров, а по сути  новых форм инновационной экономики власти передают вузам объекты инфраструктуры, созданной на государственные деньги. Например, технопарки, лабораторные корпуса. Где-то используют возможности программы Минэкономразвития России, встраивая вузы в работу экономических и производственных кластеров.

 Есть ли ограничения по числу инновационных центров на один регион?

Пока речь идет о том, что в каждом регионе будет не больше одного победителя. Хотя из некоторых регионов уже поступило несколько заявок.

Если участие в проекте могут принимать все вузы, не случится ли, что участники «5-100», изначально более сильные, чем, например, опорные вузы, окажутся в победителях и тут?

Известно, что вузы проекта «5-100» ориентированы на международную повестку деятельности, на выход в глобальное научно-образовательное пространство. Нас же в проекте «Вузы как центры пространства создания инноваций» интересует именно региональный разворот. Насколько вуз работает именно на региональную экономику, создает новые рабочие места, открывает новые опытные производства.

Главный критерий каким образом и сколь эффективно выстроено партнерство вузов с бизнесом.

Один из примеров такого взаимодействия Ульяновская область: там мы видим классический университет, который создает базовые кафедры, где происходит обучение магистров, аспирантов, где студенты, научные работники, преподаватели участвуют в проектировании и создании современных самолетов. Кроме этого, там есть огромная производственная площадка и зоны, многие из которых спроектированы с учетом потенциала университета. Именно такая часть регионального взаимодействия и будет оцениваться в проекте.

Кстати, на мой взгляд, в ряде случаев вузы «5-100» могут оказаться в очень серьезной конкурентной ситуации, соперничая с опорными университетами, а также с крупными региональными отраслевыми вузами.

Какие сложности и риски возможны при реализации проекта?

Думаю, на 2018 год мы должны более четко сформулировать не только требования к участию в этом конкурсе, но и характер преференций и тех новых возможностей, которые повлечет за собой присвоение вузу статуса инновационного центра развития. Сейчас идет детальное обсуждение разного рода вариантов. Возможно, это потребует каких-то нормативных или законодательных шагов.

Один серьезных из рисков, с моей точки зрения, заключается в том, что многие вузы не совсем точно оценивают собственный потенциал. Зачастую они его переоценивают.

Надо помнить, что в данном проекте есть своя логика достижения показателей: войти в проект достаточно просто, но дальше возникает определенная  динамика его реализации, и вузы-участники должны ее обязательно придерживаться. Мы специально ориентируем университеты, на то, что необходимо очень ответственно отнестись к той оферте, которую представляет им Минобрнауки России. Вошедшему в проект вузу предстоит выдерживать серьезный темп работы, добиться успеха на этапе построения не только организационной схемы, но и реальной деятельности в сотрудничестве с региональными властями.

Мы должны увидеть, что экономика региона, его социальная среда действительно меняются, благодаря центрам инновационного развития, возникают новые индустрии, увеличивается производительность труда и т. д. Будем оценивать не только динамику улучшения этих показателей, но и факторы, которые характеризуют изменение социально-экономической ситуации в дальнейшем.

В адрес опорных университетов часто звучат рекомендации быть амбициозными. Сейчас вы предостерегаете их от переоценки своих сил. Как же вузам выдержать правильный баланс?

Как в любом соревновании, для участия в проекте по созданию инновационных центров надо быть готовым к трудностям. А если это пока не по силам, может, стоит и воздержаться. Подкопить силенок...

Это же не участие, когда ты побеждаешь, это лишь принятие предложений. Например вам предлагают поучаствовать в Ironman (серия соревнований по триатлону на длинную дистанцию прим.ред.). Если вы не способны проплыть 4 км, проехать на велосипеде 180 км и пробежать марафон, а можете только ходить пешком, то, думаю, не стоит соглашаться на участие в этом мероприятии. Но уж если вы готовы все это сделать, — тогда пожалуйста.  

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией 4science​

Автор: Нина Шаталова

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.